Страница 57. ГДЗ (ГДЗ РЕШАЛКА) к теме русского языка Твердые и мягкие согласные звуки. Их обозначение на письме

74. Рассмотрите модели слов. Сравните произношение последних звуков в каждой паре слов. Чем различаются звуки? (мягкие и твердые)
Как вы обозначите мягкость согласных на письме? (с помощью мягкого знака)
Запишите слова, обозначьте количество звуков и букв в каждом слове.

Пёс - 3 б., 3 зв., лось - 4 б., 3 зв., портфель - 8 б., 7 зв., пенал - 5 б., 5 зв.

75. Распределите слова в две группы:

1) с мягким согласным звуком в конце;
2) с твёрдым согласным звуком в конце.

Сирень, клён, двор, дверь, ел, ель, тетрадь, слон, окунь, рис, рысь, мальчик, брат, брать, отец, марш, перец, май, герой, мебель.

Мягкость парных согласных в конце слова обозначается Ь. Согласные й, ч, щ обозначают ВСЕГДА мягкий звук. А согласные ц, ш, ж - ВСЕГДА твёрдые.

1) Сирень, дверь, ель, тетрадь, окунь, рысь, брать, май, герой, мебель.
2) Клён, двор, ел, слон, рис, мальчик, брат, отец, марш, перец.

76. Прочитайте и запишите слова. Подчеркните буквы, обозначающие твёрдые согласные звуки.

Мама, лес, луна, конь, щука, лужа, люлька, майка, час, рисунок.

77. Запишите слова. Подчеркните одной линией буквы, которые обозначают непарные твёрдые согласные звуки, а двумя линиями буквы, которые обозначают непарные мягкие согласные звуки.

Цапля, чашка, жук, цирк, жёлудь, стайка, шорох, щука, чужой, ширина, шагать.

78. Как на письме показать, что звуки [л’], [н’], [с’] мягкие? (вставить ь) Запишите слова, вставляя пропущенные буквы.

Кон.., кон…ки, лос…, авос..ка, пал..то, собол.., гал..ка.

Конь, коньки, лось, авоська, пальто, соболь, галька.

79. Как на письме показать, что последний звук в каждом слове мягкий? (поставить ь)  Правильно ли выполнила задание Аня? (нет)

Мель, ел, брат, угол, сталь, даль, цел, быль, пыл, морозь, вес.

Мель, ель, брать, уголь, сталь, даль, цель, быль, пыль, морозь, весь.

80. Добавьте слог с мягким знаком. Какие слова у вас получились?

Сло… тет...‚ бук.… | -варь, -ведь,
мед…, фев.… ян….| -радь‚ -раль.

Спишите предложение.

Зимние месяцы - декабрь, январь, февраль.

Почему слова - названия месяцев попали в орфографический словарик? Придумайте и запишите два-три предложения с этими словами.

Словарь, тетрадь, букварь, медведь, февраль, январь.
Зимние месяцы - декабрь, январь, февраль.

В декабре выпал первый снег. В январе много весёлых праздников. Февраль - последний месяц зимы.

81. Прочитайте строки из стихотворение А. Пушкина.

Опрятней модного паркета,
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лёд.

Найдите в тексте слова с мягким знаком. Для чего мягкий знак пишется в этих словах? (для обозначения мягкости предшествующего согласного) Спишите стихотворные строки.

82. Подберите к данным словам слова родственники с мягким знаком в середине.

окунь - окуньки | огонь - ...
уголь - ... | стебель - ...
день - ... | пень - ....

Окунь - окуньки, огонь - огоньки, уголь - угольки, стебель - стебельки, день - деньки, пень - пеньки.

83. Допишите предложения, вставляя подходящие по смыслу слова.

Подумайте, с какой целью вы выполняете это упражнение. (чтобы повторить тему мягкий знак - показатель мягкости)

Сегодня солнечный день.
Медведь - сильный зверь.
Корабль сел на мель.
В жару хорошо спрятаться в тень.

84. Прочитайте слова. На какой вопрос отвечают: кто это? или что это? Почему? Запишите сначала названия птиц, потом - зверей, а затем - рыб.

Журавль, карась, медведь, гусь, окунь, снегирь голубь, лось, рысь, сельдь, коростель, олень, голавль, хорь, соболь, тюлень.

Птицы: журавль, гусь, снегирь, голубь, коростель.
Звери: медведь, лось, рысь, олень, хорь, соболь, тюлень
Рыбы: карась, окунь, сельдь, голавль.

85. Рассмотрите рисунки. Кто на них изображён? Что происходит? Где? Какой совет вы дадите детям?

Составьте рассказ по рисункам. Запишите два-три предложения из своего рассказа.

Совет: нельзя кататься по тонкому льду рек и озёр.

Егор взял коньки и пошёл кататься на озеро. Неожиданно лёд под ним затрещал. Егор оказался в ледяной воде. Он еле успел схватиться за край полыньи и позвать на помощь. Его крики услышал проходивший мимо мальчик Ваня. Он бросил Егору шарф и помог выбраться на берег. Егор промок и простудился. Мама лечила его лекарствами. Ваня навещал больного друга. Теперь Егор запомнил, что нельзя кататься по тонкому льду.

86. Прочитайте слова. Какую роль выполняет в них мягкий знак (ь)? (обозначает мягкость предшествующего согласного)

Мальчики, коньки. Ольга, письмо.

Составьте с данными словами два-три предложения.

Мальчики пошли кататься на коньках. Ольга написала письмо бабушке.

87. Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

1. Мень-ше говори, боль-ше делай. (не нужно пустых разговоров)
2. Кто хочет много знать, тому надо мало спать. (нужно не лениться, а трудиться)
3. Не на поль-зу чи-тать, коли толь-ко вершки хва-тать. (читать нужно внимательно, вдумчиво)

Спишите пословицы. Разделите слова с мягким знаком для переноса.

88. Прочитайте слова.

Люк, нёс, мяч, лес, мир, тюльпан, няня, пир, билет, весна - первый звук мягкий
Магазин, матч, лужайка, табуретка, ноябрь, поезд, вода, бутон - твердый.

Определите, твёрдым или мягким является первый звук каждого слова. Каким способам на письме обозначена мягкость согласных звуков в словах? (мягкость согласных обозначена гласными е,ё,и,ю,я, стоящими после согласных)

89. Рассмотрите модели слов. Сравните первые звуки в словах каждой пары. Есть ли различие?

Какой буквой надо обозначить мягкость согласного звука в каждом слове? Запишите слова парами.

Мак-мяч, булка-белка.

90. Какие буквы ударных гласных звуков пропущены? Запишите слова, вставляя пропущенные буквы.

1. Лара и Л..ля пробуют сл..дкий м..; 2. У крыльца р..с большой кл..н. 3. На огороде растёт св..кла. 4. Н..на л..бит свою сеСтраница.нку Ал..нку. 5. Пт..цы клевали з..рна.

1. Лара и Ляля пробуют сладкий мёд; 2. У крыльца рос большой клён. 3. На огороде растёт свёкла. 4. Нина любит свою сестрёнку Алёнку. 5. Птицы клевали зёрна.

91. Сравните пары слов по написанию. Какими буквами они различаются? Сравните слова по смыслу. (смысл разный)

Брат – брать, мел – мель, хор – хорь, банка – банька, нос – нёс, лук – люк, Тома – Тёма, мыло – Мила.

Спишите пары слов. Подчеркните буквы гласных звуков, которые указывают на мягкость согласных звуков.

Брат – брать, мел – мель, хор – хорь, банка – банька, нос – нёс, лук – люк, Тома – Тёма, мыло – Мила.

92. Запишите сначала слова, в которых буквы е, ё, ю, я указывают на мягкость согласного звука, а потом слова, где эти буквы обозначают два звука.

Ветка, пьёт, Петя, Алёша, зяблик, поют, друзья, ёжик, берёза, люстра.

1) Ветка, Петя, Алёша, зяблик, берёза, люстра.
2) Пьёт, поют, друзья, ёжик.

93. Прочитай строки из стихотворение С. Михалкова «Песенка друзей». Спиши. Подчеркни буквы, которые обозначают два звука.

Мы едем, едем, едем
В далёкие края,
Хорошие соседи,
Счастливые друзья.

94. Прочитайте пары слов. Найдите в них буквы парных по твёрдости-мягкости согласных звуков.

1. Мак - мял, град - грядки, радость - рябина, дача - дятел, уголёк-уголок, плёнка - плот.
2. Лупа - Люба, сад - сядь, лук - люк, рубашка - рюкзак.

Запишите любую группу слов так: один из вас диктует, а другой пишет. Подчеркните в словах буквы мягких согласных звуков.

95. Распределите слова в две группы:

1) слова, в которых мягкость согласного обозначена мягким знаком (ь);
2) слова, в которых мягкость согласного обозначена с помощью букв е, ё, и, ю, я.

Репка, поле, конь, дядя, свет, огонь, гусь, даль, малина, соль, коза, бабочка, козлик, галька, банька.

Запишите слова по группам. Подчеркните буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.
Какие слова не попали ни в первую, ни во вторую группу? Почему?

1) Конь, огонь, гусь, даль, соль, галька, банька.
2) Репка, поле, дядя, свет, малина, козлик.

Не попали в группы слова коза и бабочка.

96. Прочитайте текст.

Галка

   У Артёма была ручная галка. Она ела из рук, улетала на волю и прилетала назад.
   Однажды из дома пропали кольцо и очки.
   Всей семьёй искали эти вещи, но не нашли.
   Вечером Артём играл во дворе с друзьями. Он увидел, что галка сидит на дереве и запихивает клювом очки в дупло.
   Так и нашли пернатого вора.

Спишите текст. Подчеркните в словах буквы мягких согласных звуков. Как обозначена мягкость согласных звуков?

97. Игра «Весёлые превращения».

Подберите к данным словам такие слов в которых подчёркнутые буквы обозначают мягкие звуки.
Угол, мал, лук, мол, кон, вес, пыл, был, тапка, полка, тук.
Запишите слова парами по образцу.
Образец. Угол - уголь, мал - мял.
Каким образом в подобранных вами словах обозначена мягкость согласного звука?

Угол - уголь, мал - мял, лук - люк, мол - моль, кон - конь, вес - весь, пыл - пыль, был - бил, тапка - тяпка, полка - полька, тук - тюк.

98. Запомните, как правильно произносить слово шофёр. Прочитайте стихотворные строки В. Маяковского.

Кондуктору хорошо,
а шофёру - лучше,
я б в шофёры пошёл -
пусть меня научат.

Прочитайте стихотворение и запомните слово шофёр.

99. Прочитайте стихотворные строю С. Маршака. Как в них использованы слова надевать и надеть?

Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать...
Надевать он стал пальто-
Говорят ему: «Не то!»
Стал натягивать гамаши
Говорят ему: «Не ваши!»...
Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду.

Запишите ответ на вопрос: что надевал на себя человек рассеянный?

Человек рассеянный надевал на себя рубашку, пальто, гамаши, сковороду.

100. Запишите предложения, вставляя слово надел(а) или одел(а).

1. Мальчик ... шапку и вышел на улицу.
2. Девочка ... куклу в бальное платье.
З. Дедушка ... маленького внука в тёплую шубку.

Подчеркните буквы мягких согласных звуков. Каким способом обозначена их мягкость?

1. Мальчик надел шапку и вышел на улицу.
2. Девочка одела куклу в бальное платье.
3. Дедушка одел маленького внука в тёплую шубку.