Страница 106. ГДЗ к теме учебника Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме

161. Запишите сначала буквы парных по звонкости-глухости согласных звуков, а потом слова.

Б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с.
Булка-палка, вата-фото, гости-кости, домик-томик, жить-шить, зуб-суп.

162. Прочитайте слова. Сравните написание и произношение согласных в конце слов. Что вы заметили?
Запишите слова по образцу.

163. Прочитайте предложения. Найдите слова, которые различаются парными согласными звуками. Запишите эти слова парами. Подчеркните буквы парных согласных звуков.

Прутом - прудом, лука - луга, почки - бочки.

164. Прочитайте загадки. Запишите их, указывая в скобках проверочные слова.
Напишите отгадки. Подчеркните буквы в конце слов-отгадок. Объясните написание букв.
Выпишите выделенные слова. Подчеркните в них орфограммы.

Без рук (руки) без ног (ноги), а рисовать умеет. Мороз (морозы).
Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. Ёжжи).
Тучка по небу гуляла, тучка бусы растеряла. Дождь (дожди).

Жизнь, иго́лками (и́глы).

165. Какую букву вы напишите в конце каждого слова? Подберите проверочные слова и запишите парами по образцу.
Запишите слова парами.
Составьте с любой парой слов два-три предложения.

Зуб - зубы, столб - столбы, тулуп - тулупы, рукав - рукава, шкаф - шкафы, жираф - жирафы, круг - круги, утюг - утюги, рюкзак - рюкзаки, завод - заводы, народ - народы, самолёт - самолёты, этаж - этажи, шалаш - шалаши, морж - моржи, глаз - глаза, арбуз - арбузы, кокос - кокосы.

Мы сели на самолёт. Самолёты летят по небу.
Мы построили шалаш из веток. Мы нашли шалаши в лесу.

166. Прочитайте по ролям текст из детского журнала.
Придумайте заглавие для сказки. Выпишите слова с согласными буквами в конце, которые можно проверить.
Запишите Ответы к домашним заданиям ГДЗ на вопросы.

Хитрый ёж.
Ёж - ежи, уж - ужи, полз - ползать, дуб - дубы.
Кто встретился у тополя? У тополя встретились ёж и уж.
Как полз уж? Уж полз быстро. Что сделал ёж? Ёж спрятался за тополь.
Кто сидел возле дуба? Возле дуба сидела ежиха.

167. Проверьте написание букв согласных звуков в конце слов. Для этого измените слова по образцу.

Много подруг - (кто?) подруги. Куст роз - (что?) розы. Шесть берёз - (что?) берёзы. Стадо коров - (кто?) коровы. Полка книг - (что?) книги. Берёзовый прут - (что?) прутик.

168. Прочитайте слова. Подберите к ним проверочные слова по образцу. Запишите слова парами.

Лебедь - (нет кого?) лебедя, овраг - (нет чего?) оврага, голос - (нет чего?) голоса, глаз - (нет чего?) глаза, самолёт - (нет чего?) самолёта, дед - (нет кого?) деда, сторож - (нет кого?) сторожа, огород - (нет чего?) огорода, солдат - (нет кого?) солдата, груз - (нет чего?) груза, голубь - (нет кого?) голубя, труд - (нет чего?) труда, мороз - (нет чего?) мороза, ёрш - (нет кого?) ерша, город - (нет чего?) города, завод - (нет чего?) завода, молоток - (нет чего?) молотка, народ - (нет кого?) народа, платок - (нет чего?) платка, сапог - (нет чего?) сапога.

169. Вспомните все 12 согласных, парных по звонкости-глухости. Запишите слова с ними по образцу.

Б-П: гриб - грибы, суп - супы, дуб - дубы, столб - столбы, укроп - укропа.
В-Ф: удав - удавы, шарф - шарфы.
Г-К: стог - стога, сук - на суку.
З-С: мороз - морозы, нос - носы.
Д-Т: плот - плоты, торт - торты, вход - входы.
Ж-Ш: шалаш - шалаши, сторож - сторожа, морж - моржи.

170. Прочитайте отрывок из произведения С.Козлова. Это сказка или рассказ? Сказка. Почему вы так думаете? Потому что в ней животные не настоящие, а сказочные.
Спишите текст. В выделенных словах подчеркните орфограммы и запишите в скобках проверочные слова по образцу.

Лесная оттепель

     Ах, какая это была мягкая, тёплая о́ттепель (тёплый)! Кружились снежи́́нки (снег), и в лесу́ (лес) пахло весно́й (вёсны). Ёжик (Ёжика) сиде́л (си́дя) на крылечке своего дома, нюхал воздух и улыбался.
     "Не может быть, - думал он, - что ещё вчера в лесу треща́ли (треск) дере́вья (де́рево) и сердитый Дед (Деда) Мороз (Мороза) скрипе́л (скрип) под окнами большими валенками, а сегодня его совсем нет! Где же он?"
     И Ёжжа) стал прикидывать, куда мог спрятаться Дед Мороз.

171. ... Объясните, написание каких согласных в конце слов проверять не надо.

Не надо проверять, если согласная в конце слова непарная по звонкости-глухости.

172. Поэтесса Татьяна Коти вместе с Совёнком придумала весёлое стихотворение. Используйте жесты, движения и мимику при чтении стихотворных строк.
Запишите выделенные слова. Подчеркните в них буквы непарных по звонкости-глухости звуков.
Подберите сами несколько слов с непарными согласными и, если получится, сочините с ними стихи.

Чайник, ручка, подружки, кружки. Морозы, сосульки, весна, окно.

 

Когда пройдёт зима, морозы,
Наступит тёплая весна.
Сосульки капать, будто слезы
Снова будут у окна.

173. Подберите проверочные слова к словам с парными согласными в конце. Запишите их парами по образцу.
Все ли слова надо проверять? Нет. Какие слова проверять не надо?

Город - города, сугроб - сугробы, лёд - льды, пруд - пруды, стриж - стрижи, медведь - медведи, карась - караси, зуб - зубы, овраг - овраги, голос - голоса, молот - молоты, колос - колосок, груз - груза.

Слова лыжи, ягоды, шар, налим, край, меч, лопух проверять не надо.

174. Прочитайте слова. Догадайтесь, какие буквы парных по звонкости-глухости согласных звуков следует написать в середине слова.

Рыбка, кнопка, тетрадка, утка, глазки, доска.

175. Прочитайте загадку. Отгадайте её. (Лыжи) Подберите слова для проверки выделенных букв.

Дорожка - дороженька, доски - досочка, ножки - ноженьки.

176. Прочитайте текст. Озаглавьте его. Подберите проверочные слова к словам с пропущенными буквами. Запишите эти слова вместе с проверочными словами.

Пруд

Около нашей деревни есть большой пруд (пруды). От дома к нему ведёт узкая (узок) дорожка (дороженька). По берегам пруда растут молодые берёзки (берёза) и дубки (дубы). Вода в пруду чистая, гладкая (гладенькая). В чистой, прозрачной воде мелькают рыбки (рыба). Мы часто ходим на пруд (пруды) и катаемся на лодке (лодочка).

177. Подберите проверочные слова к каждому слову с пропущенной буквой.
Определите, в каких словах парные по звонкости-глухости согласные стоят в середине слова, а в каких - в конце. Запишите слова в два столбика.

дубки - дубок                лев - львы
ушки - уши                    утюг - утюги
глазки - глаза                мёд - медок
травка - трава               поезд - поезда
                                      багаж - багажа
                                       стриж - стрижи
                                       ёрш - ерши
                                       душ - в душе

178. Прочитайте строки из стихотворения Ф.Тютчева "Весенняя гроза".
Запишите стихотворные строки по памяти. Отметьте слова, в которых звонкие согласные звуки помогают услышать звуки грозы.

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом...