Параграф 17. Урок – практикум. Записки путешественников и литературные произведения как источники географической информации.

Страницы 83 – 84

Задания

1. Читали или слышали ли вы раньше что – либо о прериях Северной Америки? О чём вы уже знали, а о чём узнали впервые? Какой факт вас удивил больше всего?

Ответ

Ничего раньше не слышала о прериях Северной Америки. Я узнала, что прерии с французского переводятся как луга, а также, что эти земли нельзя назвать безопасными. Летом там очень жарко, а зимой очень холодно. Удивил тот факт, что в такой местности животные приспособились к выживанию. Раньше территория прерий была больше и занимала большую часть Северной Америки, но с приходом европейцев в 16 веке площадь прерий уменьшилась и сейчас считается одной из экологически уязвимых территорий.

2. Что общего между прериями, степями, саваннами и пампой, несмотря на их положение на разных материках?

Ответ

Эти территории похожи своим рельефом (равнинные места), преобладающей в их флоре растительностью (в основном это жестколистные кустарники, травы и низкорослые одиночные деревья), а также обитающими в них животными (здесь большое количество крупных копытных, хищных птиц, грызунов и т.п.). Также на этих территориях одинаковые климатические условия – яркая, цветущая весна, жаркое и пыльное лето с малым количеством дождей и выгорающей от солнца травой, прохладная малоснежная зима.

3. Каковы причины образования прерий (саванн, степей, пампы)?

Ответ

Пампы, саванны, прерии — это равнинные территории, где преимущественно произрастают травы и кустарники. Основными причинами их образования служат местный климат и относительная равнинность ландшафта. Например, в саваннах преобладает жаркий климат, но из-за частых сезонов засухи деревья не могу разрастаться. В более северных территориях, прериях, деревья не разрастаются потому, что присутствует сильный ветер и низкие температуры. Таким образом, кустарники и травы преобладают там благодаря сильной корневой системе, которая у деревьев развивается не быстро.

4. В прежние времена в прерии можно было легко заблудиться. Отставший путешественник не мог ориентироваться: даже мятая трава быстро распрямлялась, скрывая следы. Подумайте, как же всё – таки можно было определить стороны горизонта.

Ответ

При отсутствии компаса стороны горизонта можно определить по небесным светилам: днём – по Солнцу, а ночью – по Полярной звезде или Луне.

5. Как вы понимаете выражение «В прерии кипела жизнь, и травы были её основой»?

Ответ

Прериями называют американскую степь. Эти территории находятся в умеренном климате Северной Америки. Прерии очень похожи на сухую степь Евразии. В американский прерии кипит жизнь. Травянистая растительность идеально растет в таких условиях. А это рай для многих видов животных и земноводных. Животные выбрали эту территорию благодаря тому, что здесь много разных трав, которые они едят. Американские прерии выбрали для своего места обитания много разных копытных, хищников, птиц и земноводных.

6. В городе Оклахома, столице штата Оклахома, поставлен памятник. Это фигуры из бронзы: усталая лошадь, на лошади мальчик, отец мальчика вбивает колышек в землю. Как вы думаете, какому периоду освоения Великих равнин посвящён этот памятник? Используя разные источники информации, выясните, что означает термин «земельная лихорадка».

Ответ

Этот памятник относится к периоду оклахомской «земельной лихорадки». Земельная лихорадка – массовая скупка или захват земель.

7. Посмотрите по карте, где располагаются в США пшеничный, кукурузный и хлопковый пояса. Чем объяснить особенности их размещения?

Ответ

В Соединенных Штатах Америки очень много форм сельского хозяйства, которые принято разделять на пояса, по выращиванию определенных культур на разных территориях государства. Кукурузный пояс был сформирован в Центральной равнине, в основном в южной ее части. Пшеничный пояс лежит на территории Великих равнин и находится к западу от кукурузного. На остальной же территории юга Америки выращиваются разнообразные культуры, в том числе и хлопок, что делает его хлопковым поясом.

8. Подумайте, почему автор называет пыльные бури «возмездием» за распашку Великих равнин.

Ответ

Растительный покров территории, который своей корневой системой укреплял почву был уничтожен в результате неправильной распашки земель, ветер сдувает верхний слой почвы – итог: возникают пыльные бури.

9. Каким образом лесные полосы и искусственные водоёмы спасают земли от пыльных бурь? Что означает такая мера, как консервация земель?

Ответ

Растительный покров предохраняет почву от выветривания. Консервация земель – временное исключение земель из хозяйственного оборота, осуществляемое для предотвращения развития и устранения процессов деградации почв, восстановления их плодородия и реабилитации территорий, подвергшихся загрязнению.

10. Подчеркните в тексте карандашом или выпишите ключевые слова, т.е. такие слова, в которых, с вашей точки зрения, заключается основной смысл прочитанного.

Ответ

Равнина, у «которой есть начало, но, кажется, нет конца».
В прериях кипела жизнь.

11. Составьте вопросы к прочитанному тексту, которые начинались бы со слов: «что», «где», «когда», «почему».

Ответ

Что называют прериями?
Где расположены прерии?
Когда пришло «возмездие» за распашку прерий?
Почему в прериях нет лесов?

Вопросы и задания для обобщения по теме

1. Интересно ли вам было изучать эту тему?

Ответ

Да, мне было интересно изучать эту тему.

2. Что нового вы узнали? Что произвело наибольшее впечатление?

Ответ

Мы узнали об истории открытия земель. Наибольшее впечатление произвели исследования русских путешественников.

3. Используя текст учебника, сделайте вывод о причинах, которые способствовали географическим открытиям в разные исторические периоды.

Ответ

У людей появляется больше интереса к познавательной деятельности, освоение новых территорий, технический прогресс.

4. Подумайте, какое значение имели путешествия первопроходцев, кроме открытия новых земель.

Ответ

Расширение торговли, изучение животного и растительного мира, колонизация.

5. Какими качествами, на ваш взгляд, должны были обладать путешественники – первопроходцы?

Ответ

Путешественники – первопроходцы должны быть: здоровыми, выносливыми, любознательными, сильными, смелыми.