Страница 103

182. Расскажите по таблице о способах проверки безударных падежных окончаний имён существительных.

Первый способ: надо выучить окончания по таблице и вспоминать их.
Второй способ: определить склонение, подставить слово с ударным окончанием.

• Каким способом вы воспользуетесь для проверки написания выделенных окончаний имён существительных в данных предложениях?
На полянке под осиной вырос подосиновик. В чаще у полянки запела лесная зарянка.

На полянке под осиной вырос подосиновик.
В чаще у полянки запела лесная зарянка.

Вырос (на чём?) на полянк[е] (1-е скл., П.п., ед.ч., [-е]);
вырос (под чем?) под осин[ой] (1-е скл., Т.п., ед.ч., [-ой]).

Запела (в чём?) в чащ[е] (в земл[é]);
Запела (у чего?) у полянк[и] (у земл[и]);

                 где?     где?
          ↓--------------------------------|
На полянке под осиной вырос подосиновик. (Повеств., невоскл., прост., распр.)

183. Прочитайте.

Мчусь, как ветер, на коньках
Вдоль лесной опушки...
Рукавицы на руках,
Шапка на макушке...
С. Чёрный

• Спишите. Объясните, почему окончания в выделенных именах существительных надо проверять. Докажите, что вы правильно записали эти окончания.

Безударное падежное окончание имени существительного является орфограммой.

Мчусь (вдоль чего?) вдоль опушк[и] (1-е скл., Р.п., ед.ч., [-и]) (вдоль земл[и]);
шапка (на чём?) на макушк[е] (1-е скл., П.п., ед.ч., [-е]) (на земл[é]).