Страница 70

116. Прочитайте.

Что такое вышина?
Тучи, ветер, тишина,
А за тучами гуляют
Солнце, звёзды и луна.
Эту чудную картину
Я увидел3 из окна!
Ю. Мориц

• А как бы вы ответили на вопрос первого предложения? Можно ли на рисунке изобразить тишину? Почему?

Тишина - это состояние полного покоя. Это не предмет, ее нельзя изобразить на рисунке напрямую, можно лишь нарисовать ассоциативный образ.

• Какими частями речи являются выделенные слова? Какие грамматические признаки можно у них определить?
• Спишите. Укажите род имён существительных.

                      ж.р.
Что такое вышина?
ж.р.       м.р.       ж.р.
Тучи, ветер, тишина,
А за тучами гуляют
     ср.р.     ж.р.      ж.р.
Солнце, звёзды и луна.
                     ж.р.
Эту чудную картину
                       ср.р.
Я увидел из окна!

(За) тучами — это имя существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос (за) чем?; это имя существительное нарицательное, неодушевлённое, женского рода, стоит во множественном числе, в творительном падеже; изменяется по числам и падежам. В предложении является второстепенным членом.

Гуляют — это глагол, обозначает действие предметов (солнца, звёзд, луны), отвечает на вопрос что делают?; можно определить число глагола (мн. ч.), время (наст. вр.). Глагол гуляют изменяется по числам и временам, в предложении является сказуемым.

Чудную — это имя прилагательное, обозначает признак предмета (картины), отвечает на вопрос какую?, можно определить число имени прилагательного (ед. ч.), род (ж. р.), это имя прилагательное изменяется по числам, в единственном числе по родам, в предложении является второстепенным членом.

Картину — это имя существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос ч т о?; это имя существительное нарицательное, неодушевлённое, женского рода, стоит в единственном числе, в винительном падеже; изменяется по числам и падежам.

Я — это личное местоимение, 1-го лица, единственного числа, в предложении является подлежащим.

Увидел — это глагол, обозначает действие предмета, отвечает на вопрос что сделал?; можно определить число глагола (ед. ч.), время (прош. вр.), род (м. р.), лицо (3-е л.) Глагол увидел изменяется по числам и временам, по родам и лицам; в предложении является сказуемым.

Увидел — гл. (что сделал?), н. ф. — увидеть, прош. вр., м. р., ед.ч., 3-е л., сказуемое.

117. Прочитайте.

Доброе, два, дело, живёт, века.
Он, а, ты, бьёт, развесил, баклуши, уши.
Пёс, не, старый, ветер, на, лает.
Не, имей, друзей, сто, рублей, а, имей, сто.

• Все ли изученные части речи есть среди данных слов? Объясните свой ответ.
• Составьте из слов каждой группы предложения-пословицы. Запишите их.
• Укажите знаком, с какими словами связаны по смыслу имена прилагательные и имена числительные.

Доброе дело два века живёт.
Он бьёт баклуши, а ты развесил уши.
Старый пёс на ветер не лает.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Дело → доброе, века → два.
Пёс → старый.
Рублей → сто, друзей → сто

бьёт [б’й’от] - 1 слог
б [б’] - согл., звонк. парн., мягк. парн.
ь [-]
   [й’] - согл., звонк. непарн., мягк. непарн.
ё〈
   [о] - гласн., ударн.
т [т] - согл., глух. парн., твёрд. парн.
4 б., 4 зв.

118. Прочитайте.

1. На путях я вижу сорок резво скачущих сорок. 2. Снежное покрывало всё поле покрывало. 3. Рабочий пришёл в заводской цех. Начался рабочий день. 4. Не три руками глаза! На грядке выросли три тыквы.

• Чем интересны выделенные слова? Какой частью речи является каждое из них?

1. На путях я вижу сорок (числит.) резво скачущих сорок (сущ.). 2. Снежное покрывало (сущ.) всё поле покрывало (гл.). 3. Рабочий (сущ.) пришёл в заводской цех. Начался рабочий (прил.) день. 4. Не три (гл.) руками глаза! На грядке выросли три (числит.) тыквы.

Выделенные слова интересны тем, что звучат одинаково, но относятся к разным частям речи.