Ответ к упражнению в учебнике (ГДЗ) 1, с. 6 — 8
1. Произнеси слова:
[к] [к]
луг и лук.
По-разному ли ты их произносишь?
Одинаково.
Произнеси словосочетания:
[и] [и]
запивал таблетку; запевал песню.
По-разному ли ты произносишь выделенные слова?
Одинаково.
Произнеси словосочетания:
город Орёл; горный орёл.
Отличаются ли по произношению выделенные слова?
Не отличаются.
Где в каждой паре слов можно сомневаться в выборе буквы? А почему?
Там, где одному и тому же произношению соответствует разное написание, или там, где мы произносим одинаково, а пишем по-разному.
Сравни, какими буквами передаётся на письме один и тот же звук.
Прописная/строчная буква.
Вернись к упражнению 1. Докажи, опираясь на определение орфограммы, что все подчёркнутые буквы являются орфограммами.
Луг и лук, запивал таблетку; запевал песню, город Орёл; горный орёл — правильное написание этих слов нельзя определить на слух, потому что звуки по-разному переданы на письме.
— А если дело не в букве, а в слитном или раздельном написании, это тоже называется ОРФОГРАММОЙ? — спросила Маша.
Как ты ответишь Маше?
Случаи написания прописной/строчной буквы тоже называется орфограммой.
Прочитай ещё раз определение ОРФОГРАММЫ. Попробуй использовать в своей речи это новое слово!
Вот уже известные тебе ОРФОГРАММЫ:
1) безударный гласный в корне слова;
2) парный по звонкости/глухости согласный на конце и в середине слова;
3) написание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Постарайся продолжить этот список.
4) непроизносимые согласные в корне слова;
5) разделительный Ь;
6) разделительный Ъ;
7) наличие/отсутствие Ь на конце имён существительных после шипящих;
8) заглавная буква в именах людей, названиях городов, рек и других именах собственных;
9) заглавная буква в начале предложения;
10) раздельное написание предлогов, слитное написание приставок;
11) раздельное написание частицы НЕ с глаголами;
12) правописание сочетаний ЧК-ЧН;
13) написание букв И/Ы после Ц.