Страница (ы) 81-166. ГДЗ по теме "Великие русские писатели" 

Ответы к Страница (ы) 85. Сообщение "Что интересного я узнал о жизни А. С. Пушкина" 

Есть ли музей А. С. Пушкина в твоём городе?

Вместе с родителями побывайте в музее и подготовьте сообщение "Что интересного я узнал о жизни А. С. Пушкина". Обратись за дополнительной информацией в библиотеку.

В музее А. С. Пушкина я узнал о жизни Пушкина, о его семье.

Интересная информация о поэте

1. У Пушкина африканские корни. В 2002 г. в столице Эфиопии даже поставили поэту памятник.

2. Детство поэта проходило среди французов-гувернеров, которые и привили ему любовь к французской поэзии. За это Пушкин получил прозвище "француз".

3. Александр Сергеевич поступил в лицей не самостоятельно. В этом помогли связи его дяди -  Василия Львовича.

4. Пушкин был лучшим учеником по фехтованию и урокам словесности, а остальными предметами он не очень интересовался.

5. Поэт часто проигрывал в карты и сидел в карточных долгах. Он старался покрывать их вовремя, но когда не успевал, то рисовал карикатуры своих кредиторов и писал им злые эпиграммы. Как-то это даже закончилось скандалом.

6. После горячки Пушкину пришлось обрить кудри и носить парик. Как-то во время спектакля в театре из-за сильной духоты Александр Сергеевич снял парик и использовал его место веера.

7. Жена Пушкина была выше него на 10 см. Из-за этого на светских мероприятиях поэт держался от нее на расстоянии.

8. Дуэль с Дантесом была для Пушкина двадцать первой по счету.  Но во время дуэлей он ни разу не пролил кровь противника и в многочисленных поединках не стрелял первым, хоть и был отличным стрелком.

9. Все долги, что остались у Пушкина после смерти, были покрыты царем Николаем I.

10. Тургенев так любил творчество Пушкина, что советовал при депрессиях читать вслух не менее 10 его стихов.

11. В Российской Федерации живет около 800 человек, которые официально могут доказать родство с прадедом поэта.

12. Если бы поэт попал в современную больницу, его могли бы спасти.

Страница (ы) 86 - 91. Пушкин Александр Сергеевич 

"Уж небо осенью дышало" А. С. Пушкин, Страница (ы) 86

1. Как ты можешь объяснить смысл выражений "Уж небо осенью дышало", "Лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась", "Гусей крикливых караван тянулся к югу"?

С наступлением осень все больше хмурых пасмурных дней, об этом говорят слова "уж небо осенью дышало". Второе выражение говорит о том, что листья с деревьев начали опадать, лес оголился. Слово «печальным» показывает, что такая картина вызывает грусть по уходящим теплым денькам с зелеными пейзажами. "Гусей крикливых караван тянулся к югу" означает,  что птицы улетают в теплые края. Этими строками Александр Сергеевич рисует картину осеннего преображения природы.

2. К слову скучная найди близкие по смыслу слова. Запиши их в "Рабочую тетрадь".

Скучная – унылая, тоскливая, неинтересная.

Ответы к Страница (ы) 87. Стихотворение "Опрятней модного паркета…" А. С. Пушкин 

1. С чем сравнивается речка, покрытая льдом? Как упоминание об опрятном, модном паркете помогает представить эту картину?

Речка сравнивается с модным паркетом. Упоминание о паркете помогает представить, насколько поверхность реки была чистой и гладкой.

2. Как изображаются мальчишки? Какое слово помогает передать звук скользящих коньков?

Мальчики изображаются веселыми, игривыми, они радуются зимней поре и возможности покататься на коньках. Передать звук коньков помогает словосочетание «звучно режет».

3. Каким изображён первый снег? Как он назван?

Снег мимолетный, легкий и веселый, он кружится и ложится на берег. Автор называет снег звездами, возможно потому, что форма снежинок напоминает звездочки.

4. Обсудите с другом, как можно озаглавить фрагменты из романа «Евгений Онегин».

Первый фрагмент ("В тот год осенняя погода…") – "Поздняя зима", "В окне", "Январь", "Настоящая зима", "Приход зимы".

Второй фрагмент ("Опрятней модного паркета…") – "Река во льду", "Лед", "На реке", "Каток на реке", "Ледяной паркет".

Ответы к Страница (ы) 89. Стихотворение "Зимнее утро" А. С. Пушкин 

1. Какие картины зимнего утра изображаются в стихотворении? Опиши их.
- Как выглядит комната в это утро?
- Какие звуки повторяются и помогают «услышать», как трещит затопленная печь?

Утро морозное и солнечное, небо голубое, снег блестит на солнце.

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит.

Комната озарена янтарным блеском, ее освещают золотые лучи солнца.

Повторяются звуки [ш] и [ч]. Они происходят от буквы «щ» в слове «трещит».

2. Почему Пушкин вспоминает о зимней вьюге? Как это помогает передать его настроение?

Пушкин вспоминает о зимней вьюге, чтобы читатель почувствовал контраст и всю прелесть солнечного ясного зимнего утра.

3. Перечитай последние шесть строк стихотворения. Какую интонацию ты выберешь?

Интонация должна быть с нотками нежности в голосе, восхищения.

Ответы к Страница (ы) 91. Стихотворение "Зимний вечер" А. С. Пушкин 

1. Сравни два стихотворения Пушкина "Зимнее утро" и "Зимний вечер". Одинаковы ли они по настроению? Докажи.

В первом поэт восхищается зимним утром, рад ему. Во втором стихотворении его чувства противоположны – это тоска, уныние, скука. Здесь нет восторга зимнему вечеру, радости от него, поэт призывает выпить с горя.

2. Прислушайся к звучанию стихотворения "Зимний вечер". Какие звуки помогают передать вой ветра и завывание бури?

Вой ветра и завывание вьюги передают протяжные гласные звуки [у], [о].

3. К кому обращается поэт? Как он относится к своей няне: с нежностью, восхищением, любовью?

Поэт обращается к няне. Пушкин относится к своей няне с любовью, нежностью и восхищением, говорит о ней "добрая подружка".

4. Каким настроением проникнуто всё стихотворение? Какие рифмы находит Пушкин, чтобы передать своё настроение в этот зимний вечер?

Стихотворение проникнуто тревожным настроением, скукой, унынием.

Рифмы:

Кроет – завоет,
крутя – дитя,
обветшалой – запоздалый,
зашумит – постучит.

Такие слова еще раз подчеркивают, что поэту не нравится такая погода.

Ответы к Страница (ы) 128 - 129. Сказка о царе Салтане, сыне его могучем богатыре Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди 

1. Если бы тебя спросили, о чём эта сказка, что бы ты ответил?

Эта сказка о том, как добро побеждает зло. Из злого умысла царицу с ребенком посадили в бочку и бросили в море, но они выбрались и зажили счастливо в волшебном царстве. Зло было наказано.

2. Назови главных действующих лиц сказки. Какие человеческие качества они проявляют: доброту, терпение, мужество, умение прощать и любить близких, доверчивость, зависть, жестокость? Какие герои побеждают и почему?

Князь Гвидон –  доброта, терпение, мужество, умение прощать и любить близких. Он сумел постоять за себя и за свою маму.

Царь Салтан – доброта и доверчивость. Он был обманут злыми людьми и лишен семьи, но благодаря целеустремленности своего сына, вновь повстречался с ней.

Царевна-лебедь – мудрая, рассудительная, добрая честная. Она оказывала Гвидону незаменимую помощь. Именно ей он обязан большей частью своих достижений. В конце сказки героиня стала его женой.

Царица – добродушная, терпеливая, честная, умеет прощать и любит своих близких.

Ткачиха, Повариха, Бабриха  – отрицательные герои, им свойственна зависть, злоба, жестокость и коварство.

Побеждают положительные герои, потому что в сказках добро побеждает зло.

3. Какие чудеса происходят в сказке? Сколько раз и в кого превращался князь Гвидон? Найди в тексте эти эпизоды. Какие волшебные дары получает Гвидон от царевны?

В сказке есть волшебство и чудесные превращения, необычное появление богатырей, и чудное занятие белки в клетке, и существование Царевны-лебедь. Также чудом можно назвать судьбу Гвидона, когда он вместе с матерью смог выбраться из бочки. И его стремительный рост тоже в какой-то мере сказочное событие.

Князь превращается в трех насекомых: в  комара, шмеля и муху. 

Герой "Сказки о царе Салтане" князь Гвидон получил в дар от царевны несколько волшебный даров:

Царевна сделала Гвидона князем в благодарность за спасение от когтей злого коршуна.
Возможность повидаться с отцом. На просьбу князя увидеть отца, царевна, превращает князя в комара. Так его первое желание сбылось.
Чтобы удивить Салтана - своего отца, князь Гвидон пожелал, чтобы у него в саду жила волшебная белочка. Чтобы она пела песни, грызла золотые орехи, а ядра у них чтоб были из драгоценных камней - изумрудными. И тут помогла царевна князю.
Во второй раз царевна превращает Гвидона в насекомое, в этот раз - муху, чтобы он вновь полетел вместе с торговцами на встречу с царем.
Лебедь помогает Гвидону поставить у стен дворца на охрану волшебных воинов - небезызвестных тридцать три богатыря во главе с усатым дядькой Черномором. Каждое утро они выходили из морской пучины.
В третий раз по волшебству царевны князь обращается в шмеля и вновь путешествует с приезжими торговцами до дворца Салтана.
Последним, и самым ценным даром царевны князю является молодая девушка неописуемой красоты. Девушкой является та самая царевна-лебедь, помогавшая молодому князю. На ней князь и женится.

4. Найди в сказке строчки, при чтении которых ты представляешь себе царевну лебедь, её братьев-богатырей, волшебный город, появившийся по велению царевны лебеди. Найди сравнения в описании царевны.

Богатыри:

В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.

Город:

Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.

Царевна-лебедь:

За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.

Сравнения: будто пава, словно реченька.

5. Выразительно прочитай строки, в которых говорится об отчаянии царицы и мольбе ее сына о помощи. Какие звуки помогают "услышать" шум волн и их плавное движение?

Плачет, бьется в ней царица;
И растет ребенок там
Не по дням, а по часам.
День прошел - царица вопит...
А дитя волну торопит:
"Ты, волна моя, волна?
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли -
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!

Звуки: [б],[п],[у],[и],[о].

6. Как царевна лебедь обращается к Гвидону? Выучи эти строки наизусть.

"Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?" -
Говорит она ему.
"Вот что, князь, тебя смущает?
Не тужи, душа моя,
Это чудо знаю я.
Эти витязи морские
Мне ведь братья все родные.
Не печалься же, ступай,
В гости братцев поджидай". 

Царевна-лебедь называет его «князь ты мой прекрасный», «душа моя».

7. Чем заканчивается сказка? Сравни с тем, как заканчиваются народные сказки, которые ты прочитал в этом году.

Сказка заканчивается победой добра над злом. Салтан отправился на чудный остров и там узнал своих родных. Отрицательных героев наказывать не стали, ведь добрые люди умеют прощать.

Последние строчки звучат так:

Я там был; мед-пиво пил —
И усы лишь обмочил.

Народные сказки часто заканчиваются похожими словами.

8. Что сближает сказку Пушкина с народной волшебной сказкой? Есть ли различия?

Общее: наличие чудесных событий, перевоплощений, зачина и концовки, повторов, разделение героев на позитивных и негативных, победа добра, типичный финал.

Различия: Александр Сергеевич пишет в стихотворной форме, а народ – в прозе, поэт задействует героев, которые не встречаются в других произведениях, у Пушкина имена героев являются их частичной характеристикой.

9. Восстанови последовательность событий в сказке и перескажи её.

Правильная последовательность событий:

1. Царь Салтан выбирает жену.
2. Подмена грамоты.
3. Морское путешествие царицы и Гвидона.
4. Избавление царевны от злого коршуна.
5. Приключения Гвидона.
6. Встреча Салтана с семьей.

10. Рассмотри иллюстрации И. Билибина. Опиши своими словами те рисунки, которые тебе понравились.

Иллюстрации Билибина яркие и красочные. особенно мне понравилась иллюстрация, на которой изображены 33 богатыря и дядька Черномор. Поразило то, что на рисунке точное количество людей, как написано в сказке. Они все одинаково одеты, в их руках длинные копья, они построены в ровный ряд. Художник прорисовал все детали одежды богатырей.

Ответы к Страница (ы)133. Крылов Иван Андреевич 

1. В чём секрет басен И. Крылова? Обсудите с другом.

Басни Крылова высмеивают человеческие недостатки (жадность, хитрость, глупость, лень и так далее) на примере животных. Они поучительные, в конце всегда содержат мораль - вывод.

2. В каких источниках (книгах, энциклопедиях, Интернете) можно найти информацию о Крылове?

Во всех указанных источниках можно найти информацию о Крылове.

Басня "Мартышка и очки" И. Крылов, Страница (ы) 135

1. Почему слова Очки и Мартышка написаны с большой буквы? Можно ли по названию определить, о чём будет произведение?

Очки и Мартышка написаны с большой буквы, потому что это герои басни. По названию можно догадаться только, о ком будет басня.

2. Обрати внимание на те действия, которые совершала Мартышка с Очками. (Соответствуют ли эти действия тому, что обычно делают с очками?) Прочитай выразительно, как Мартышка примеряла Очки. Почему Мартышка решила, что люди её обманули?

Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет…

Обычно с очками такого не делают, их нужно носить на лице. Так как мартышка неправильно использовала очки, они не помогли ей лучше видеть, и поэтому Мартышка решила, что люди ее обманули.

3. Подумай, почему баснописец выбрал для своей басни именно Мартышку.

Мартышку баснописец выбрал потому, что обезьяны повторяют все за человеком, но не особо думают над смыслом этих действий. И в реальной жизни можно встретить похожих людей, которые пытаются повторять за другими и делают то, в чем сами не разбираются, а если не получилось - винят других.

4. В чём комичность ситуации? Что тебя в басне забавляет, смешит?

Комично поведение Мартышки, ее обращение с Очками, попытки их надеть на хвост, понюхать, полизать. При этом Мартышка не понимает, что поступает глупо,  а в своей глупости обвиняет других.

5. Прочитай слова автора. Важен ли этот вывод для нас? Понял ли ты, кого называют невеждой?

Вывод важен. Невежда - необразованный человек, который не разобравшись, как нужно сделать правильно, делает глупые выводы.  

6. Подумай: если бы в басне не было морали, можно было бы догадаться, какие недостатки людей высмеиваются в ней?

И без морали понятно, что в этой басне высмеивается глупость и невежество.

7. Похожи ли между собой слова невежда и невежа. Объясни смысл каждого из них.

Слова похожи по звучанию, но у них разный смысл.

Невежда - необразованный человек. Невежа - человек, который может быть образованным, но при этом невоспитанным и грубым.

Ответы к Страница (ы) 136 - 137. Басня "Зеркало и Обезьяна" И. Крылов 

1. Понравилось ли Обезьяне её отражение в зеркале? Узнала ли она себя в нём?

Не понравилось. Обезьяна начала смеяться над отражением, высмеивать недостатки,  сказала, что удавилась бы с тоски, если бы была такой же. Она даже не догадывалась, что это она и есть, но заметила, что среди ее знакомых есть подобные. На замечания Мишки Обезьяна тоже никак не отреагировала.

2. Рассмотри рисунок к басне и найди в тексте строки, соответствующие ему.

На иллюстрации мы видим ситуацию, когда главная героиня рассматривала то, что увидела в отражении. Поэтому ей соответствуют следующие слова из произведения:

Мартышка, в Зеркале увидя образ свой.
Тихохонько Медведя толк ногой:
«Смотри-ка», говорит: «кум милый мой!
Что́ это там за рожа?
Какие у нее ужимки и прыжки!

3. Чем Обезьяна из басни "Зеркало и Обезьяна" похожа на Мартышку из басни "Мартышка и Очки"?

Обе обезьяны - глупые, невежды. Они не понимают, как обращаться с вещью, что попала к ним в руки. Из-за этого они делают смешные, невежественные выводы. При этом обе героини думают, что они умны и делают все правильно, а все остальные неправы.

4. Сравни слова из басни Крылова "Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться" и народную пословицу "Других не суди, на себя погляди".

Смысл этих высказываний одинаков. Прежде чем судить об окружающих, поищи недостатки в себе.

5. Обсуди с другом, в ком легче найти недостатки: в себе или в других.

В других легче найти недостатки, чем в себе. Не каждый может покритиковать себя. Хотя то, что мы видим в других, частично является отражением того, что есть в нас.

6. Какие строки басни стали крылатыми выражениями? Запиши их в "Рабочую тетрадь".

Что за рожа? Я удавилась бы с тоски, когда бы на нее хоть чуть была похожа.

Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?

Таких примеров много в мире: не любит узнавать никто себя в сатире.

Ответы к Страница (ы) 139. Басня "Ворона и лисица" И. Крылов 

1. Почему Крылов говорит, что лесть вредна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова?

Ворона, слушая комплименты Лисы, не подумала о том, что Лиса просто хочет ее обмануть. Такие речи дурманят разум, человек перестает трезво оценивать ситуацию, идет на поводу лести. Из-за этого ворона раскрыла рот и лишилась сыра.

2. Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а её доверчивой слушательницей стала Ворона? Как изображает Лисицу Крылов?

Лисица в народе считается хитрой и способной на обман, так о ней говорится во всех народных сказках. Крылов так же изображает ее хитрой и способной на обман. Образ Вороны связан с неумением что-то сберечь, так и говорят "проворонил"..

3. Как разговаривает Лисица с Вороной? Найди ласковые слова. Как Крылов передаёт радость Вороны от льстивых слов Лисицы?

Лиса разговаривает с вороной ласково.

Голубушка, как хороша! ...(и до)  ... При красоте такой и петь ты мастерица! 

Лиса делает вид, что ей не терпится услышать прекрасное пение Вороны, а на самом деле ей хотелось, чтоб ворона открыла рот уронила сыр вниз.

У Вороны "с похвал вскружилась голова от похвал, от радости в зобу дыханье сперло"

4. Соответствуют ли льстивые слова намерениям Лисицы? Почему эта история случилась с Вороной? Как Лисице удалось достичь своей цели?

Льстивые слова не соответствуют намерениям лисицы - цель ее ласковых слов не похвалить, а обмануть.

В своих речах она проявляла себя чуть ли не поклонницей и подружкой Вороны, а на самом деле просто затеяла воровство. Ворона попала в такую ситуацию, потому что поверила в лесть, и восторженные комплименты оказались сильнее ее здравого смысла. Она не смогла устоять перед соблазном запеть, когда лисица так упрашивает. Такая чрезмерная доверчивость лишила птицу еды.

Лиса знала слабости вороны и добилась своего, заполучив сыр хитростью.

5. Как баснописец относится к Вороне и Лисице? Почему ты так думаешь?

Крылов  высмеивает недостатки Вороны и Лисицы. У Вороны - доверчивость, глупость, желание похвалы и славы. У Лисы – хитрость, неискренность, коварство, способность на воровство.

6. Какую интонацию ты выберешь при чтении басни? Как будешь читать льстивые слова Лисицы: в каком темпе, с какой интонацией, какие слова, по твоему мнению, следует особо выделить голосом?

Слова Лисицы нужно читать медленно, протяжно, с нотками лести в голосе, выделяя лживые похвалы. Слова автора нужно читать с нотками юмора в голосе, весело.

Ответы к Страница (ы) 144 - 147. Лермонтов Михаил Юрьевич 

"Горные вершины…", "На севере диком…" М. Ю. Лермонтов Страница (ы) 144

1. Прочитай стихотворения. Какую интонацию ты выберешь?

Спокойную, в которой будут присутствовать нотки грусти и раздумий.

2. Какую музыку: печальную, грустную, протяжную, торжественную — ты мог бы подобрать к стихотворению "Горные вершины..."?

К стихотворению подойдет грустная,  печальная, протяжная музыка, так как оно пронизано спокойствием, усталостью, а последние строки дают надежду на отдых.

3. Рассмотри репродукцию картины И. Шишкина. Совпадает ли она по настроению со стихотворением "На севере диком..."? Обоснуй своё мнение.

Совпадают. И стихотворение, и картина пронизаны чувством одиночества, настроением грусти, тоски. Лермонтов описывает заснеженную одинокую сосну на горной вершине, а Шишкин ее изображает на картине. При этом в картине нет красочных акцентов, а в стихотворении нет радостных слов.

Страница (ы) 147. "Утес" М. Ю. Лермонтов 

1. Прочитай внимательно, неторопливо стихотворение "Утёс". Какое настроение у тебя возникает? Какие картины рисует твоё воображение?

В воображении возникает картина, но которой тихо плачет большой старый утес, потому что он очень одинок и последняя тучка покинула его.

2. Тучку поэт изображает как живую. Докажи.

Лермонтов наделяет персонажей стихотворения способностями, которые свойственный живым существам: тучка ночевала, а потом умчалась, играя по лазури.

Страница (ы) 147. "Осень" М. Ю. Лермонтов 

1. Прочитай стихотворение "Осень". Какие строки помогли тебе представить осеннюю картину?

Первое четверостишие помогает представить осеннюю картину. Дальше поэт рассказывает о пахаре и описывает подготовку животных к холодам.

2. Выдели слова, с помощью которых поэт создаёт определённое настроение. Как ритм помогает восприятию стихотворения?

Слова "пожелтели, поникши, мрачную, поневоле, тускл, серебрит создают осеннее, немного грустное настроение. Они описывают характер осенней поры, изменения в природе, в мире животных. Здесь нет места радости и ярким эмоциям.

Строки рифмуются через одну, создавая своеобразный ритм. Стихотворение читается легко, в достаточно быстром темпе.

3. Какие краски будут преобладать в иллюстрации, которую ты мог бы сделать к этому произведению?

В иллюстрации к стихотворению будут преобладать мрачные краски, и лишь немного желтизны осенних листьев.

Ответы к Страница (ы) 151. Детство Л. Н. Толстого 

1. Что интересного ты узнал о детстве Толстого?

Лев Толстой родился и вырос в деревне. У него были 3 брата и сестра. Мать их умерла рано. Но писателю рассказывали о том, что его мама была очень хорошим человеком. Лев Николаевич откликается о старшем брате Николае, как об удивительном человеке. Он хорошо помнит, как старший брат рассказал о тайне, которая сделает жизнь всех людей счастливой, превратив их в муравейных братьев, но раскрыта эта тайна так и не была.

2. О каком муравейном братстве он вспоминает? Важны ли для писателя его детские воспоминания? Обсудите с другом.

Муравейным братством  Николай  - брат Льва Толстого -  назвал период, когда станет известна тайна и все люди станут счастливыми, не будет в мире болезней и вражды. Лев Николаевич со своими братьями играл в такую игру. Они сидели под стульями в темноте, крепко обнявшись. Будущему писателю очень нравилась такая забава. Но тайна, как сделать жизнь счастливой, так и не была раскрыта. Николай сказал, что она написана на зеленой палочке, которая зарыта на краю одного оврага.

Детские воспоминания очень ценны для писателя. Он вспоминает о них с трепетом, нежностью и любовью.

Страница (ы) 155. Рассказ "Акула" Лев Толстой

1. Почему мальчики оказались в открытом море?

Командир корабля, на котором плыли мальчики, разрешил сделать купальню и искупаться. Но мальчики не ограничились купальней и выплыли в открытое море, чтобы посоревноваться в скорости.

2. Как отнёсся старый артиллерист к забавам сына и его товарища? Когда артиллериста охватил страх? Прочитай, как автор описывает его состояние.

Сначала артиллерист не увидел ничего плохого в игре сына с товарищем. Он наблюдал за ними с восхищением, гордостью и даже прикрикивал ему слова поддержки. Но его охватил страх, когда сообщили о приближении акулы. 

"Артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь, смотрел на детей."

3. Расскажи, что было дальше. Почему с мальчиками произошла беда, едва не закончившаяся трагедией?

Команда бросилась к мальчикам, но опытный моряк понимал, что они не успеют – акула была уже слишком близко. Поэтому ему пришлось выстрелить, хоть это было опасно для жизни его сына, пуля могла попасть в мальчика, а не в акулу. После выстрела отец сел и закрыл лицо руками, настолько ему было страшно, ведь из-за дыма результат выстрела был виден не сразу. К счастью, выстрел был метким и акула умерла, а мальчики были спасены.

С мальчиками произошла беда, потому что они не соблюдали правила безопасности при купании.

4. Что ты думаешь о старом артиллеристе? Какой он человек? Что тебе в нём нравится?

Артиллерист смелый и решительный человеком. Он моментально взвесил ситуацию  и очень быстро отреагировал. К тому же он очень метко стреляет.

5. Почему свой рассказ Толстой назвал "Акула"? Можно ли дать другое название?

Появление акулы стало угрозой жизни ребят, поэтому так назван рассказ. Не будь акулы, ничего особенного бы не произошло.

Могли бы подойти названия: "Выстрел", "Опасная забава", "На грани", "В открытом море".

6. Перед тобой два варианта плана к рассказу. Сравни их, определи особенности каждого из них.

Первый вариант более строгий, он указывает на факты, которые описаны в произведении.

Второй вариант более художественный. План передает эмоции, переживания и состояние героев.

Страница (ы) 159. Рассказ "Прыжок" Лев Толстой 

1. С чего началась эта история? Почему мальчик залез на мачту корабля? Случайно ли это было, или здесь сыграли роль какие-то черты его характера: геройство, смелость, хвастовство, желание испытать себя или покрасоваться, сделать всё по-своему?

История началась с момента появления обезьяны. Она схватила с головы мальчика шляпу, забралась на мачту и начала корчить рожи, чем вызвала смех окружающих.

Такое поведение обезьяны и реакция матросов задели самолюбие мальчика, и он полез за обезьяной. Мальчик не останавливался перед препятствиями, потому что не хотел показать окружающим, что сдается, ведь он сын капитана корабля. Он может быть и не полез бы за своей шляпой, понимая, что тягаться с обезьяной в лазанье по мачтам бесполезно, но смех матросов лишил его спокойствия. Ему показалось, что он будет опозорен, если не отберет шляпу, если уступит обезьяне. Здесь сыграла роль именно самолюбие и нежелание выглядеть смешным, страх насмешек.

2. Изменилось ли отношение окружающих к проделкам обезьяны и поведению мальчика? В какой момент это произошло? Почему?

Когда матросы осознали, что забава с обезьянкой зашла слишком далеко, и им уже было не до смеха. Они тоже испугались за мальчика. Отношение окружающих к проделкам обезьяны и поведению мальчика изменилось, когда все увидели, что стоило ему оступиться, он вдребезги разобьется о палубу.

3. Как находчивость капитана спасла мальчика? Почему капитан заплакал?

Отец быстро среагировал и спугнул мальчика выстрелом, герой упал в воду. если бы этого не произошло, он бы мог упасть на палубу и разбиться.

Капитан пережил слишком сильное потрясение. Он очень испугался за сына.

4. Расскажи, когда ты очень переживал за мальчика. Какие эпизоды рассказа говорят о его смелости, а какие – о самоуверенности, растерянности, обидчивости, самолюбии?

Наиболее напряженный момент рассказа — это момент, когда мальчик ступил на перекладину мачты и отпустил веревку, стоило ему оступиться, как он упал бы и разбился о палубу.

То, что мальчик бросился догонять обезьяну по мачте, говорит о его самоуверенности, обидчивости и самолюбии. А когда мальчик услышал возгласы людей, которые со страхом наблюдали за ним с палубы, то он растерялся. О смелости мальчика говорит эпизод рассказа, в котором мальчик послушался приказания отца и бросился с высоты в море.

5. Постарайся определить основную мысль рассказа "Прыжок". О чём этот рассказ? Почему его написал автор? Как автор описывает главных героев рассказа в различных ситуациях, как передаёт своё отношение к ним?

Главная мысль – необдуманные поступки могут привести к трагическим последствиям. Нельзя идти на поводу у самолюбия. Лев Толстой написал этот рассказ, чтоб донести эту мораль своим читателям. Рассказ "Прыжок" о том, как мальчик под влиянием мнения окружающих рисковал своей жизнью. Но благодаря быстрой реакции отца все закончилось благополучно.

Автор с любовью относится к своим героям. Мальчишку он изображает по-детски глупеньким, обидчивым, не способным устоять перед мнением окружающих и думать о своей безопасности. Но при этом мальчик совсем не злой.

Отец-капитан проявил свою способность здраво мыслить в сложных ситуациях и принимать верные решения, а потом, когда плакал, показал свою любовь к сыну.

6. Сравни тексты рассказов "Акула" и "Прыжок". Что в них общего?

В обоих рассказах действие происходило на корабле, в море. Герои рассказов  - мальчишки, они попали в опасные для жизни ситуации, но благодаря отцам были спасены. Это говорит о том, насколько важно уметь быстро среагировать, не растеряться, не терять головы. Оба  рассказа закончились благополучно.

Ответы к Страница (ы) 162 Рассказ "Лев и собачка". Лев Толстой 

Как ты думаешь, почему лев умер? Перескажи рассказ "Лев и собачка" близко к тексту.

Лев тосковал по собачке, она стала его другом, и он по ней очень скучал.

Ответы к Страница (ы) 162 Рассказ "Какая бывает роса на траве". Лев Толстой 

1. Обрати внимание на слова, которые выбирает автор, чтобы передать свою радость при виде необыкновенной красоты. Почему этот рассказ назван описанием?

Видны алмазы, алмазы блестят, переливаются на солнце; выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется.

Такие слова и сравнения показывают, насколько автор восхищен прекрасным явлением природы. Он говорит о росе с любовью, нежностью и восторгом.

Рассказ содержит только описание природы глазами автора. В нем не происходит особых событий, нет научных терминов и фактов. Автор описывает росу, используя красивые слова, художественные приемы.

2. Подумай, с какой целью Толстой написал его (чтобы что-то сообщить, доказать, передать свою радость, восхищение, привлечь наше внимание).

Лев Толстой написал этот рассказ, чтобы передать свою радость, восхищение росой на траве, он хотел привлечь наше внимание к красоте природы.

Ответы к  Страница (ы) 163. Рассказ "Куда девается вода из моря?". Лев Толстой

1. Попробуй рассказать о причинах дождя. Почему этот текст назван рассуждением?

Вода испаряется из рек и океанов и собирается в тучи. Тучи гонит ветер по небу, пока они не прольются дождем.

Текст назван рассуждением, так как в нем объясняется круговорот воды в природе. Автор ставит вопросы и сам на них отвечает. Он рассуждает, какие процессы происходят с водой, какие этапы она проходит.

3. Придумай свой рассказ с описанием или с рассуждением. Запиши его в "Рабочую тетрадь".

Почему цветут цветы?

Весной, летом или осенью в садах и палисадниках, в парках, скверах, лесах и полях распускаются цветы. Для чего они цветут? Чтобы радовать нас своими яркими цветами? Цветам не важно, что мы думаем о них. Они цветут, чтобы продолжить свой род. Так в цветках зарождаются семена и пыльца, с помощью которых происходит размножение растения. И с новой весной расцветут по все  Земле новые цветы.

4. Вспомни, что ты знаешь о научно-познавательных текстах.

В научно - познавательном тексте описываются факты из науки. Они познавательны, то есть дают новые знания.

5. Можно ли назвать рассказы "Какая бывает роса на траве" и "Куда девается вода из моря?" научно-познавательными текстами? Объясни почему.

Можно. Они дают читателю информацию из мира науки, тем самым расширяя кругозор.

Страница (ы) 164 - 166. Проверим себя и оценим свои достижения 

1. Стихотворения каких поэтов ты прочитал в этом разделе? Какие произведения тебе хочется выучить наизусть? Почему?

А. С. Пушкин: "За весной, красой природы.." "Уж небо осенью дышало..." , "В тот день осенняя погода... ", "Опрятней модного паркета...", "Зимнее утро", "Зимний вечер"

М. Ю. Лермонтов: "Горные вершины", "На севере диком...", "Утес", "Осень".

2. Вспомни и перечитай стихотворение Пушкина "Вот север, тучи нагоняя...", с которым ты познакомился во 2 классе. Перечитай стихотворения поэта о зиме из этого раздела.

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл — и вот сама
Идёт волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы.

3. Расскажи, какой изображает зиму Пушкин. В этом тебе помогут вопросы: Какие зимние картины рисует поэт: радостные, весёлые, грустные, мрачные? Объясни. Какие чувства вызывают у Пушкина эти картины? Почему? Почему поэт в стихотворении "Вот север, тучи нагоняя..." называет зиму волшебницей? Как изменяется природа с приходом зимы? В чём заключается волшебство? Любит ли Пушкин зиму? Почему ты так думаешь?

Пушкин рисует радостные, веселые картины зимы: «мороз и солнце; день чудесный!»; «под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит»; «вся комната янтарным блеском озарена»; или, наоборот, мрачные: «буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя»; «бури завываньем».

В стихотворении «Вот север, тучи нагоняя» поэт называет зиму волшебницей, потому что вся природа преобразилась. как в сказке, засверкала драгоценными каменьями, засверкала от снежного покрова. Пушкин обожает зиму с ее способностью укрыть от взора невзрачную черную землю покровом сверкающей белизны, превратить лес в волшебную белую сказку. Все зимние пейзажи поэта завораживающе прекрасны, восхитительны, так можно писать только о том, что искренне любишь. Поэтому я думаю, что Пушкин любит зиму.

4. Перечитай стихотворение Лермонтова «Осень». Сравни первые четыре строки этого произведения с данными предложениями...Можно ли назвать эти предложения стихами? Что исчезло? Объясни.

Исчезла рифма. Эти строки нельзя назвать стихами. Строки не содержат рифмующихся окончаний. 

5. Восстанови текст по смыслу. Переделай его так, чтобы у тебя получилось стихотворение.

Правильный порядок строк в стихотворении:

Ночью буря бушевала
А с рассветом на село,
На поля, на сад пустынный
Первым снегом понесло.

6. Какое чувство ты испытал при чтении стихотворений Лермонтова: печали, лёгкой грусти, страха, веселья, радости? Как ты думаешь, почему у тебя возникло такое чувство?

При изучении произведений Лермонтова меня наполняли чувства печали и легкой грусти. Поэт изображает мрачные картины природы, одиночество..

7. Баснописцы, как правило, изображают своих героев в комических (смешных) ситуациях. Подумай почему.

Баснописцы хотят показать читателям, как смешно они могут выглядеть, если будут такими же. На примере своих персонажей они остерегают нас от глупых поступков. Басня сама по себе является юмористическим произведением, цель которого – высмеять пороки, поэтому наличие комических моментов – одно из основных составляющих данного жанра.

8. Перечитай произведения Крылова. По каким признакам можно определить, что это басни?

В произведениях Крылова присутствуют смешные ситуации, которые показывают пороки героев,  также в них всегда есть вывод – мораль автора. Именно эти строки полностью раскрывают читателю суть произведения, подводят итог всех событий басни и призывают не повторять ошибок высмеянных героев.

9. Вспомни героев басен Крылова. Что необычного в их изображении? Подумай, почему баснописец наделяет своих героев качествами людей.

Герои басен Крылова - животные. Они наделены человеческими качествами, в том числе и недостатками. Автор придает животным качества человека, так как именно людям адресуются басни и их мораль. И некоторые из читателей могут узнать в животных себя.

10. Крылов рассказывает о недостатках людей не прямо, а иносказательно: в баснях вместо людей изображаются животные и птицы, наделённые человеческими характерами. Понял ли ты, в чём заключается иносказательность басен? Приведи примеры.

В иносказательной манере автор знакомит людей с их недостатками и показывает, как они могут быть смешны в глазах других людей. Герои басен Крылова животные, но под их описанием легко разглядеть обычного человека. В этом и заключается иносказательность басен.

Например, Мартышка в басне кривляется перед зеркалом и не может признать в отражении саму себя. Это иносказание, намек на человека, который настолько самовлюбленный, что не хочет видеть своих недостатков, считая себя идеальным.

Лебедь, рак и щука, которые не смогли найти общий язык, это изображение людей, которые хотят сделать одно нужное дело, но каждый по своему и потому дело так и остается не сделанным.

11. Расскажи, какие произведения Толстого ты читал. Были ли среди этих произведений стихотворения, сказки, басни, рассказы?

«Акула», «Булька» - рассказы,
«Бешеная собака», «Волк в пыли», «Волк и журавель» - басни,
«Волк и мужик», «Два брата» - сказки,
«Дурень» - стихотворение.

12. Какое произведение Толстого тебе особенно запомнилось? Почему?

"Акула". Я запомнил, что море полно опасностей, и не стоит в нем купаться в неположенных местах. Ведь рядом может не оказаться того, кто спасет твою жизнь. 

13. Кто главные герои прочитанных тобой произведений Толстого? О чём и о ком рассказывает писатель своим читателям? Чему он их хочет научить? Что нового ты узнал из рассказов Толстого?

Главные герои прочитанных произведений Толстого дети, взрослые и животные. Писатель рассказывает о любви, верности, преданности, мужественности, силе духа. Он хочет научить оставаться добрым, терпеливым, отважным и верным. Из его произведений узнаешь, что может возникать симпатия и любовь не только между людьми, но и между животными.

14. Находишь ли ты что-то общее в поведении артиллериста и капитана из рассказов Толстого "Прыжок" и "Акула»"

Да, они оба были вынуждены действовать, когда их дети оказались на волоске от смерти, и они отреагировали быстро и правильно.

15. Как ты считаешь, похожи ли мальчики, герои двух рассказов Толстого? Чем?

Мальчики похожи. Они оба пренебрегли техникой безопасности, и из-за этого попали в опасные для жизни ситуации.

16. Какой из прочитанных рассказов произвёл на тебя самое сильное впечатление?

"Акула". Я запомнил, что море полно опасностей, и не стоит в нем купаться в неположенных местах. Ведь рядом может не оказаться того, кто спасет твою жизнь. 

17. Знаешь ли ты другие произведения Толстого о животных?

"Жучка", "Котёнок", "Булька" и другие.