Страница (ы)179-211 ГДЗ к разделу "Литературные сказки"

Присказка "Аленушкины сказки" Д.Н. Мамин - Сибиряк, Страница (ы) 182

Где ты встречался с присказкой? В чем особенности присказки писателя?

Присказки встречаются в народных сказках, в сказках Пушкина. Присказка Мамина-Сибиряка отличается от народных особой подачей, оригинальностью, сюжетной линией.

"Сказка про храброго Зайца " Д.Н.Мамин-Сибиряк Страница (ы) 187

1. Сказка, прочитанная тобой, входит в сборник "Алёнушкины сказки". Как ты думаешь, почему писатель дал такое название своему сборнику?

Все сказки в этом в сборнике рассказываются девочке Аленушке. С ней читатель знакомится в самом начале сборника. Читая отдельное произведение, а не весь сборник, нельзя догадаться, что это сказка для определенного слушателя.

2. Каким изображен Заяц в начале сказки?

В начале сказки заяц изображен трусливым, он боится всего вокруг. 

3. Придавали ли зайцу силы хвастливые слова? Почему смеялись над ним молодые и старые зайцы? Каким они его считали, когда у хвастуна язык "примёрз"?

Зайчишка  сам верил в то, что говорил, значит хвастливые слова придавали ему силы. Заяц очень увлечено хвастался о своей смелости, чем и вызывал смех у слушателей, которые понимали, что это просто хвастовство. Но вдруг Заяц увидел настоящего волка и остолбенел, как пишет автор, заячий язык "примёрз". Это значит, что хвастунишка больше не мог ничего сказать, у него пропала речь от испуга. Он только воображал, что избавился от боязни, но, увидев опасность, понял, что это не так.

4. Что случилось с героями дальше? Чем похож этот эпизод на народную сказку "У страха глаза велики"? К кому из героев можно применить эту поговорку?

С перепуга Заяц был не в силах себя контролировать. Он так торопился спастись, что своим поведением испугал самого Волка, а остальные решили, что Заяц храбрец и прогнал волка.

Сказка похожа на народную тем, что герои преувеличили опасность и их страх заставил действовать не думая. Все они жутко боялась зверя, который в итоге и сам оказался не очень смелым. Но в народной сказке источник страха не представлял собой опасности, а волк все-таки был опасен для зайцев и мог их съесть, если бы его не прогнали.

5. Расскажи о Зайце. Почему он сначала назван смешным, глупым, потом несчастным и, наконец, бесстрашным, храбрым?

Заяц был вначале трусливым, боялся всех кругом. Потом он решил стать храбрым, объявил об этом всем другим зайцам, и они стали считать его смешным и глупым. Когда появился волк, заяц почувствовал себя несчастным, вся его смелость испарилась от страха. Случайно прогнав волка, сам при этом перепугавшись, Заяц получил звание бесстрашного героя и храбреца.

6. Зачем писатель придумал сказку про храброго Зайца и рассказал ее Аленушке?

Писатель придумал такую сказку, чтобы девочка ничего не боялась и сладко спала. Еще сказка была написана и для того, чтобы другие читатели тоже перестали бояться всего вокруг.

Ответы к Страница (ы) 195. Сказка "Лягушка - путешественница" В. М. Гаршин 

1. Как жилось лягушке в болоте? Почему она решилась отправиться в дальние края?

Лягушка жила на болоте счастливо. Но когда она узнала о дальних краях, об их красоте и тепле, то очень захотела туда попасть. Она подумала, что там вдоволь сможет наесться комаров.

2. Прочитайте по ролям разговор уток и лягушки. Как сказочные герои проявили себя в этом разговоре? Покажи это голосом при чтении.

Утки восхищаются югом, с нетерпением торопились в дорогу. Их эмоции передались и лягушке, они вызвали огромный интерес и желание тоже увидеть неведомые ей теплые края.

Лягушка оказалась очень находчивой и сообразительной. Она придумала, как ей полететь вместе с утками. Добрые и отзывчивые утки согласились взять лягушку с собой.

3. Удалось ли путешествие на юг? Когда лягушка забыла об осторожности? Прочитай текст так, чтобы передать переполнявшие её чувства гордости, восхищения своей сообразительностью. Вспомни басню Крылова "Ворона и Лисица". На кого из героев этой басни похожа лягушка?

Путешествие на юг не удалось, потому что лягушка выпустила изо рта прутик, за который держалась. Лягушка забыла об осторожности, когда ей захотелось похвастаться, что такое средство передвижения придумала именно она.

Лягушка похожа на ворону из басни Крылова. Лягушка и ворона потеряли здравомыслие и открыли рот  из-за того, что хотели похвастать своими достоинствами. Лягушка - сообразительностью, ворона - пением.

4. Расскажи, какой была лягушка.

Лягушка была сообразительной, находчивой, любопытной и неунывающей, но в то же время хвастливой и болтливой. 

5. Подходит ли поговорка "Хвастовство само себя наказывает" к прочитанной сказке?

Подходит, так как из-за хвастовства лягушка не попала на юг, чем себя и наказала.

6. Придумай смешную историю, когда эту поговорку можно было бы употребить.

                             Хвастливая секвойя

В зеленом лесу на берегу моря росла секвойя. Она очень любила хвастаться:
— Я - самое красивое дерево! - кричала секвойя утром.
— Я - самое сильное дерево! - шумела она днём.
— Я - вечнозелёное дерево! Я не боюсь ни солнца, ни ветра, ни дождя! - твердила секвойя вечером.
Даже ночью, когда все деревья в лесу засыпали, секвойя не уставала твердить: "Я - самое... Я не боюсь... Я..." И так её распирала гордость за свои превосходства, что тянулась она всё выше и выше и не могла остановиться. Выросла секвойя выше всех деревьев.
— Я - самое высокое дерево! - глядя с высоты на другие деревья, не переставала хвастаться секвойя.
И от радости, что стала самой-самой, начала раскачиваться из стороны в сторону. Но тут ствол секвойи не выдержал этой хвастливой пляски и сломался. Вот так хвастовство себя наказало.
С этого дня секвойи перестали хвастаться, но по-привычке упорно растут ввысь, стараясь стать самыми высокими деревьями.

7. Составь план к сказке. Перескажи эпизод, который больше всего тебе запомнился.

1. Жизнь лягушки
2. Знакомство с утками
3. Идея лягушки
4. Перелет
5. Восторг детей
6. Падение
7. Рассказ лягушки

Краткий пересказ эпизода сказки "Лягушка-путешественница", 3 класс

Увидев летящую с утками лягушку, люди пришли в полный восторг. Кто-то из них спросил, чья это идея. Лягушка решила похвастаться и вскрикнула, что это все придумала она сама. Из-за этого лягушка выпустила изо рта прутик и шлепнулась на землю.

Ответы к Страница (ы) 207 - 208. Сказка "Мороз Иванович" В. Ф. Одоевский 

1. Как ты думаешь, почему Одоевский назвал свою сказку "Мороз Иванович"?

Одоевский назвал свою сказку "Мороз Иванович" в честь одного из главных героев. 

2. Сравни главных героинь сказки. В этом тебе помогут вопросы.
а) Как проводила свой день каждая из девочек?
б) Почему Рукодельница попала в колодец? А Ленивица?
в) Как вели себя девочки при встрече с яблонькой и печкой?
г) Различается ли поведение Рукодельницы и Ленивицы?

Рукодельница трудилась целыми днями, работала по дому. Ленивица ленилась, только валялась на кровати, пила, ела, да мух считала, не работала и по хозяйству не помогала.

Рукодельница уронила ведро в колодец, полезла доставать его и упала. Ленивица специально полезла в колодец, чтобы получить подарки от Мороза Ивановича.

Рукодельница помогала всем, кто встречался на ее пути, а Ленивица никому не помогла.

Поведение Рукодельницы и Ленивицы различается. Первая - работящая и трудолюбивая, всем старается помочь, а вторая - ленивая, не хочет ничего делать и никому не помогает. 

3. Какие подарки получили героини? Почему?

Трудолюбивая Рукодельница за трудолюбие, старательность и доброту получила в подарок драгоценные камни и золото. Ленивица за свою невоспитанность получила замороженный кусок ртути.

4. Есть ли в сказке волшебные предметы? Как пользуются ими Ленивица и Рукодельница? Помогают ли эти предметы понять характер девочек, их привычки?

Волшебные предметы: перина, пирожок, золотые яблочки.

Рукодельница была добра к ним, отозвалась на просьбу. Ленивица не отозвалась на просьбу из-за своего скверного характера, не хотела себя утомлять. Так эти предметы помогают понять характеры девочек.

5. Расскажи о Рукодельнице и Ленивице, используя опорные слова: трудолюбивая, заботливая, добрая, отзывчивая, самонадеянная, равнодушная, грубая, невнимательная, неблагодарная.

Рукодельница никогда не сидела без дела, она была трудолюбивой. Девочка ко всем проявляла заботу, была доброй и отзывчивой.

Ленивица не хотела работать,  была равнодушна ко всем вокруг, была грубой. Она невнимательно выслушивала задания Мороза Ивановича. О самонадеянности говорит то, что она все же полезла в колодец, хоть и знала, что работать не будет. Неблагодарность проявилась в том, как она ответила на гостеприимность Мороза.

6. Как автор относится к Рукодельнице и Ленивице? Почему ты так думаешь?

К Рукодельнице писатель относится с теплом, любовью и уважением, потому что она отзывчивая и трудолюбивая. К Ленивице у автора противоположное отношение. Он осуждает девочку за ее скверный характер и показывает читателям, что лень наказывается.

7. Вспомни, как Одоевский начинает свою сказку? Объясни пословицу. Как она помогает понять смысл произведения? "Нам даром, без труда ничего не дается, — недаром исстари пословица ведется".

Это значит, что достичь чего-то можно только трудом, честным способом.   Наградой за безделье может быть только вещь бесполезная. Так трудолюбивая героиня была награждена ценными дарами, а ее ленивая сестра – ртутью. Благодаря первым строкам, мы сразу понимаем, что речь будет идти о труде.

8. Как ты понимаешь выражения:
"Жить и служить — разница";
"Работа работе рознь";
"Какова работа, такова и награда!"?

"Жить и служить — разница". Жизнь может быть беззаботной, не требующей усилий, а служба – дело ответственное и требует определенных сил, навыков.

"Работа работе рознь". Работа бывает разной: легкой и трудной, хорошо проделанной и неправильно.

"Какова работа, такова и награда!" За хорошую  работу получают ценные награды, а плохая работа и лень сулят лишь наказание.

9. Каким обращением к детям заканчивается сказка? Как бы ты ответил на вопросы: "Что правда, а что неправда"? Что сказано "шутки ради", а что "в наставленье"?

А вы, детушки, думайте, гадайте, что здесь правда, что неправда; что сказано впрямь, что стороною; что шутки ради, что в наставленье....

Правда: характеры девочек, их привычки. В реальной жизни есть такие же трудолюбивые и такие же ленивые люди.

Неправда: приключения девочек в гостях сказочного Мороза Ивановича, волшебные предметы.

Шутка: забавная ситуация с наградой Ленивицы.

Наставление: пословица, обращение автора к читателям; суть сложившихся ситуаций – работящие получают высокие награды, а ленивые наказываются.

10. Сравни русскую народную сказку «Морозко» со сказкой Одоевского. Что ты видишь в этих сказках общего, чем они отличаются друг от друга? Что нового открыла тебе сказка в переложении Одоевского?

Сказки похожи сюжетом, типажами героев, наличием волшебства.

Разница в том, что «Морозко» - народная сказка, а «Мороз Иванович» -  авторская, написана Одоевским. Она содержит авторский стиль, имеет особую подачу, герои наделены более современными чертами. Автор добавил мудрых выражений, четко выделил вывод.

11. Раздели сказку на части, озаглавь их.

1. Жизнь сестер
2. Упавшее ведерко
3. Рукодельница в гостях у Мороза Ивановича
4. Награда за труд
5. Путешествие Ленивицы
6. Наказание за лень
7. Обращение к читателям

Ответы к Страница (ы) 209 - 211. Проверим себя 

1. В чём отличие литературной сказки от фольклорной? А в чём сходство? Используй опорные слова:...

Фольклорные сказки создаются народом, она не имеет одного определенного автора. Такие произведения годами передавались из поколения в поколение, из уст в уста. Литературные сказки сочиняют авторы, имена которых известны.  Сказки бывают разными: волшебными, бытовыми и о животных.

В волшебных сказках присутствуют чудеса, перевоплощения, волшебные предметы.

В сказках  о животных они изображаются по-особому, не такими, как мы видим их в реальной жизни. Сказочные животные умеют говорить, мыслить, испытывать человеческие чувства.

Бытовые сказки похожи на реальную жизнь. Положительные герои в них всегда добрые, смелые и трудолюбивые. В них описываются необычные, часто смешные ситуации.

2. Восстанови текст сказки Мамина - Сибиряка:

Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи - все слушают, как хвастается Заяц - длинные уши, косые глаза, короткий хвост, - слушают и своим собственным ушам не верят.

Объясни, почему автор употребил именно эти слова, а не какие-нибудь другие, близкие по смыслу.

Автор сделал это для того, чтоб читатель наиболее точно представил передвижение зайцев разных возрастов и полов, ощутил их особенности.

3. Почему не состоялось путешествие лягушки из сказки Гаршина? Выбери правильный ответ:

3: из-за хвастовства, зазнайства лягушки.

4. Прочитай пословицы. К кому из героев прочитанных сказок их можно отнести? Объясни.

Смелость города берет: Иван-царевич, Иванушка-дурачек, Лягушка-путешественница. Они проявили большую смелость, благодаря чему были способны решить задачи, которые не под силу другим.

Смелый приступ - половина победы:  Иван-царевич, Иванушка - дурачок, Заяц, Лягушка-путешественница. Они показали, как смелость способна решить проблему.

Пословица Терпение и труд все перетрут характеризует Рукодельницу. Благодаря своему трудолюбию, девочка выбралась из колодца, да еще и с ценными подарками.

5. Прочитай стихотворения Бальмонта. В какой раздел учебника ты бы их поместил? Объясни своё мнение.

Стихотворения Бальмонта я бы поместил в раздел «Поэтическая тетрадь», потому что это  стихи. Также их можно было бы поместить в раздел «Литературные сказки», так как сюжет этих произведений сказочный.

6. Сделай свои иллюстрации к стихотворению "У чудищ". Перед тем, как приступить к работе, определи: о чем важном хотел сказать автор; какие основные, определяющие смысл стихотворения слова можно выделить; все ли нужно изображать в иллюстрации или достаточно выбрать 1-2 сюжета.

Автор хотел сказать, что человеку все по плечу, если проявить смелость и находчивость.
Основные слова: «Узнаю тайны и был таков».
Нужно выбрать 1-2 сюжета для рисунка.