ГДЗ к Страница (ы) 59-80 Поэтическая тетрадь 1.  ГДЗ к 1 части учебника литературное чтение 3 класс Климанова

Страница (ы) 61. Как научиться читать стихи 

Запиши в "Рабочую тетрадь" советы, которые могут тебе пригодиться. Дополни список своими советами.

1. Нужно зрительно запоминать текст стихов.
2. Нужно представлять то, о чем говорится в стихах. Для этого можно закрыть глаза. Создавая таким способом образы, можно намного лучше прочувствовать произведение.
3. Нужно произносить слова внятно, выразительно и громко.
4. Нужно заранее продумать все паузы. Для этого следует обращать внимание на знаки препинания и на рифмы. Запятая – это короткая пауза, тире и точка – длинная.
5. Нужно сначала прочесть стихотворение несколько раз про себя, а затем в голос.
6. При подготовке к чтению нужно  акцентировать все свое внимание на тексте.
7. Нужно стараться как можно лучше передавать эмоции автора: радость, грусть, тоску, счастье и другие.
8. Не нужно нервничать при чтении стихов. Страх вызывает дрожь в голосе.
9. Читая стихи публике, нужно смотреть в одну точку поверх голов зрителей. Это для того, чтоб лица не отвлекали.

Страница (ы) 62 - 63 Федор Иванович Тютчев 

Стихотворение "Весенняя гроза" Ф. Тютчев Страница (ы) 62

1. Как поэт помогает нам "услышать" грозу?

Федор Иванович использует словосочетания и отдельные слова, которые передают звуки грозы: грохочет, гремят, гам, шум. Он описывает явления, которые сопровождают грозу, что помогает представить  картину происходящего.

2. Замени слово "брызнул" на "хлынул", "пошёл". Что изменится?

"Брызнул" показывает, что дождь был небольшим, но его капли появились внезапно. Если бы дождь "хлынул" это значило бы сильный ливень. Если дождь "пошёл",  значит он появился постепенно..

3. Представь себе картины, изображённые Тютчевым. Какие чувства они вызывают?

Картины Тютчева вызывают восхищение природой, волнение от происходящего, желание наблюдать за грозой, восхищаться ею.

4. Выучи стихотворение наизусть. Какую интонацию для чтения вслух ты выберешь?

Интонацию восхищения, приподнятое настроение.

Страница (ы) 63 Стихотворение "Листья" Ф. Тютчев 

1. Как называли себя листья? Что они рассказали о себе? О чём они мечтают, к кому обращаются с просьбой? Прочитай эти строки выразительно.

Листья называли себя "лёгкое племя". Они рассказали, что они были в красе, играли с лучами, купались в росе. Всё лето они были красивыми, играли с солнышком, наслаждались росой. Их мечта – улететь вместе с птицами. Для этого они обратились за помощью к ветру.

Читаем выразительно.

2. Поэт рассказывает о листьях как о живых существах. Докажи.

Листья выполняют действия, которые присущи человеку. Они размышляют, наблюдают за происходящим вокруг, мечтают, и ощущают счастье.

3. Обсудите с другом, только ли о листьях говорится в стихотворении. Кого они напоминают тебе?

В стихотворении говорится еще и о птицах. Они очень схожи с осенней листвой - судьбы листьев и птиц похожи, все они покидают край, в который пришла осень.

4. Придумай свой маленький рассказ об осенних листьях. Запиши его в "Рабочую тетрадь".

   Осенью живой и зелёный лес превращается в жёлто-красное зарево. И каждый порыв ветра раздувает его, взметая вверх языки золотого пламени. Но это пламя не обжигает.
   Жёлтые и красные осенние листья уносят с собой лёгкие воздушные потоки, послушные ветру. Эти путешественники летают и кружатся, как птицы, совершающие сказочный полёт. А как только ветер стихает, они медленно и плавно опускаются на землю и тихо перешёптываются под ногами, вспоминая, как свободно летали в небе. Осенью живой и зелёный лес превращается в жёлто-красное зарево. И каждый порыв ветра раздувает его, взметая вверх языки золотого пламени. Но это пламя не обжигает.
   Жёлтые и красные осенние листья уносят с собой лёгкие воздушные потоки, послушные ветру. Эти путешественники летают и кружатся, как птицы, совершающие сказочный полёт. А как только ветер стихает, они медленно и плавно опускаются на землю и тихо перешёптываются под ногами, вспоминая, как свободно летали в небе..

Ответы к Страница (ы) 64 - 65 Афанасий Афанасьевич Фет 

Стихотворение "Мама! Глянь-ка из окошка…" А. Фет, Страница (ы) 64

1. От чьего имени написано стихотворение?

События описаны от имени мальчика.

2. Найди созвучие в словах (рифму), обрати внимание на расположение этих слов.

Рифмуется 1-я строчка со 2-й, 4-я с 5-й, 3-я с 6-й, 7-я с 8-й, 10-я с 11-й, 9-я с 12-й, 13-я с 14-й, 16-я с 17-й, 15-я с 18-й. Благодаря такой рифме, стихотворение читается в необычном темпе.

3. Обсудите с другом, как лучше озаглавить это стихотворение.

«Наступила зима», «Зимняя радость», «За окошком», «Первый снег». Выбирайте вариант, который вам больше понравился.

Стихотворение "Зреет дождь над жаркой нивой…" А. Фет, Страница (ы) 65

1. Что изобразил Фет в своём стихотворении?

Фет изобразил начало осени. В этот период можно наблюдать дозревание ржи и прекрасные золотые переливы полей. Поэт выразительно рассказал об изумлении месяца и поведении осеннего дня, из-за этого возникает ощущение, что они живые.

2. Как помогают представить картину, изображённую поэтом, слова жаркая, прихотливый, золотые, безбрежная, огнедышащее? Почему Фет выбирает именно эти слова?

Этими словами поэт передает характер ранней осенней поры, раскрывает свое восхищение ею. Он описывает бескрайние поля спелой пшеницы, называя их золотыми переливами. В словах воплощена вся та красота, которую можно наблюдать на поле в период ранней осени. 

3. Прочитай стихотворение выразительно. Какую интонацию ты выберешь? Почему?

Читать стихотворение нужно восторженно, с гордостью за красоту нашей Родины.

Ответы к Страница (ы) 67 - 71. Иван Саввич Никитин 

Стихотворение "Полно, степь моя…" И. Никитин Страница (ы) 67

1. Какие картины природы сменяют друг друга в стихотворении Никитина?

Зима сменяется весною.

2. К кому обращается поэт? Согласен ли ты с тем, что он изображает степь как живую?

Поэт обращается к степи. Да, поэт изображает степь как живую. Он просит ее пробудиться, нарядиться, полюбоваться весною, как человека.

3. Обсудите с другом, как озаглавить стихотворение.

«Разговор со степью», «Степь», «Просьбы», «Проснись!», «Обращение к степи». Выберите наиболее понравившийся вариант заголовка.

3. Подготовься к выразительному чтению. Подумай, в каком темпе ты будешь читать стихи: быстро, чётко, громко произнося слова, или напевно, медленно.

Эти стихи я буду читать не спеша, напевно, медленно.

Ответы к Страница (ы) 71. "Встреча зимы". И. Никитин

1. Можно ли сказать, что в стихотворении "Встреча зимы" созданы подвижные картины природы? Проследи, как меняется всё вокруг утром, в полдень, ночью и на рассвете.

Да, можно так сказать. Иван Саввич изображает  изменения в природе на протяжении суток. Утром поэт наблюдает дождливую погоду и порывы холода; в полдень – падение белоснежного пушка; ночь быстро проходит; на рассвете холодная зима раскинула свои объятья, и все вокруг покрылось снегом. Автор показывает, как может измениться окружающий мир за такой короткий промежуток времени. 

2. Какой поре посвящено стихотворение? Подумай, почему людей радует первый снег. Найди эти строки и перечитай их.

Стихотворение посвящено зиме. Автор пишет, что русская кровь любит мороз. Люди не боятся холода, метелей и снега. Они рады мчать зимой на санках, запряженных лошадьми. Ребятишкам вьюга под окнами поет колыбельные песни, так из сыновей вырастают богатыри. В произведении видна любовь поэта не только к зиме, но и к своему народу. Он прославляет его и отмечает, что русская зима очень важна для становления русского духа и характера.

3. Перечитай приветствие зиме. Можно ли сказать, что автор одушевляет природу?

«Здравствуй, гостья - зима!
Просим милости к нам…»

Поэт обращается в зиме, как к человеку, приглашает ее зайти. Возникает впечатление, что она пришла погостить, как живое существо. Поэт использует глаголы, которые указывают на действия, которые обычно присущи людям, а не неодушевленным предметам.

4. Любил ли поэт русскую зиму? Подтверди своё мнение выборочным чтением. Как относится автор к Родине и к русскому человеку? Как он о них говорит? Почему?

Поэт любил и восхищался зимой. Он общается к ней с уважением, почтением, гостеприимством.

«Здравствуй, гостья - зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.»

В словах поэта прослеживается благодарность зиме за то, что она укрепляет дух русского народа, воспитывает в нем силу богатырскую и бесстрашие.

Да и нам ли подчас
Смерть не встретить шутя,
Если к бурям у нас
Привыкает дитя?

И разгул непогод
С ранних лет ему люб,
И растёт богатырь,
Что под бурями дуб.

Из этих строк видно, что Иван Саввич гордится русским человеком, его силой и храбростью. Автор говорит о русском народе, как о невероятно закаленном, стойком и целеустремленном. Он искренне влюблен в русскую душу, мощь которой наблюдал с детства.

5. Вспомните и прочитайте наизусть друг другу стихи любимых поэтов, в которых рассказывается о первом снеге. Подметили ли вы что-то особенное в стихах Никитина?

В. Берестов «Снегопад», И. Бунин «Первый снег», Х. Гилижиев «Снег идет».

В стихотворении Никитина помимо описания прихода зимы ощущается восхищение русским народом. Поэт показывает отношение людей к лютым морозам, которые  не страшат, а  укрепляют здоровье и дух.

6. Прочитай стихотворение Никитина. С каким настроением следует читать каждую часть?

Начать чтение можно с повествовательной интонацией, плавно. В этих строках автор рассказывает об изменениях в природе. С момента, когда поэт приветствует зиму, нужно читать произведение с радостной интонацией, с восхищением и гордостью за русский народ.

7. Придумай сценарий утренника "Первый снег". План запиши в "Рабочую тетрадь".

1. Учитель объявляет начало праздника.
2. Ученики читают стихи о первом снеге.
3. Музыкальный фрагмент П.И. Чайковского “Времена года” (Декабрь).
4. Игра “Не дай упасть снежинке”.
5. Загадки о снеге.
6. “Танец снежинок”.
7. Песня “Здравствуй, гостья-зима!”.
8. Заключительное слово.
9. Песня “Кабы не было зимы”.

Ответы к Страница (ы) 75 - 77. Иван Захарович Суриков 

Стихотворение "Детство" И. Суриков, Страница (ы) 75

1. Обсудите с другом. Похожи ли забавы крестьянских детей на ваши игры?

Похожи. Крестьянские дети тоже ходят на горку, лепят снежки, любят слушать интересные истории, которые рассказывают бабушка или мама на ночь. Они так же фантазируют и им снятся сказочные сны. Только у крестьянских детей не было планшетов и компьютеров, этим они отличаются от современных детей.

2. От чьего имени ведётся повествование?

Повествование ведется от лица мальчика. Вероятно, автор стихотворения вспоминает в нем свое детство, на это указывает последнее четверостишие.

3. В каких строках выражена главная мысль? Почему по ходу повествования меняется настроение?

«Весело текли вы,
Детские года!
Вас не омрачали
Горе и беда».

Сначала рассказывается о детских развлечениях, настроение беззаботное, веселое. Но к последнему четверостишию настроение меняется на грусть по ушедшему детству.

4. Найди строки, которые говорят о большой любви мальчика к сказкам. А ты любишь сказки? Назови самые любимые. Перечитай строки, где мальчик рассказывает о своих любимых сказках. Как ты прочтёшь эти строки: спокойно, медленно или с волнением, ожиданием волшебства?

И начну у бабки
Сказки я просить;
И начнет мне бабка
Сказка говорить…
Слушаю я сказку –
Сердце так и мрет;
А в трубе сердито
Ветер злой поет.

Я люблю сказки. Мне тоже очень нравится сказка по Ивана-царевича и серого волка.

Как Иван-царевич
Птицу-жар поймал,
Как ему невесту
Серый волк достал...

Я прочту эти строки с  волнением, ожиданием волшебства, ведь любовь к сказкам переполняла героя. 

Ответы к Страница (ы) 77. Стихотворение "Зима". И. Суриков 

1. О каком времени года говорит поэт? Какие слова помогают это понять? Что произошло с природой с приходом зимы? Опиши.

Поэт говорит о зиме. Это помогают понять слова: белый снег, поле забелело, дни коротки, пришли морозцы, зима настала, снеговые горы. С приходом зимы поля и леса укрыл снег, дни коротки, солнце светит мало, настали морозы.

2. Какие приёмы использует поэт для создания образов?

Эпитет, олицетворение, метафора, сравнение.

3. С чем поэт сравнивает поле и лес, покрытый первым снегом? Что даёт нам такое сравнение?

Описывая поле, автор говорит, что оно как будто пеленой одето. Лес накрыла чудная шапка. Такое сравнение дает представление густого снежного покрова.

4. Как меняется жизнь природы и жизнь людей с наступлением зимы?

Природа укрывается снегами и засыпает. Люди утепляют свои жилища, готовятся к лютым морозам, готовят сани. Об этом автор рассказывает на примере крестьянина. Ребятишки рады зиме, они строят снеговые горки.

5. Какая интонация соответствует содержанию стихотворения: спокойная, печальная, радостная?

Содержанию стихотворения соответствует спокойная интонация. Также в голосе должно присутствовать восхищение красотой зимней природы. Рассказывая о крестьянине, нужно передать уважение и восхищение его натурой, ведь он трудолюбивый и старательный. Крестьянин хорошо утеплил свое жилище и был спокоен, ведь теперь лютая зима ему не страшна.

Страница (ы) 78 - 80. Проверим себя и оценим свои достижения 

1. Назови поэтов, со стихами которых ты познакомился. Чьи произведения особенно запомнились, привлекли твоё внимание? Почему?

Ф. Тютчев, А. Фет, И. Никитин, И. Суриков.

Рассказываем о наиболее понравившемся стихотворении. К примеру Детство, Суриков. Оно понравилось тем, что автор очень образно рассказал о том, как весело и интересно быть беззаботным ребенком, играть на улице, слушать сказки и самому представлять, что ты в сказке. И очень печально, что детство когда-то уйдет.

2. Если бы тебя попросили объяснить, что такое стихотворение, что бы ты ответил?

Это литературное произведение, строчки которого рифмуются, то есть созвучны друг с другом. Чтоб стихотворение звучало красивее, авторы часто используют художественные приемы.

3. О какой особенности поэтических произведений идёт речь?

О рифме.

4. Найди созвучные слова:

раскаты молодые — перлы золотые (ледяные, полевые, снеговые);
пыль летит — нити серебрит (оживит, шевелит, теребит).

Попробуй сказать иначе: созвучные слова — это рифмованные слова.

5. Не кажется ли тебе, что ритм придаёт стихам особую музыкальность? Сравни, как звучат стихи Тютчева и Никитина.

Да, кажется. Например, стихи Тютчева можно читать под ритмичную, быструю музыку. А указанное стихотворение Никитина – под медленную, торжествую.

Попробуй объяснить, что такое рифма и ритм, своими словами.

Рифма – это, когда звуки в конце строк созвучны между собой.
Ритм – это определенное чередование звуков, от которого зависит интонация, музыкальность, настроение.

6. Представь, что тебя попросили сделать иллюстрацию к следующим строкам:

На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнём.
На безлюдный простор
Побелевших полей
Смотрит весело лес
Из-под чёрных кудрей...

7. Как бы тебе помогли при иллюстрировании подчёркнутые слова и сравнение "снег лежит полотном"?

Снег лежит полотном означает, что он укрыл все и не видно земли. Снег блестит и переливается на солнышке. Вокруг никого нет. В лесу все деревья голы и черны.

8. Подумай, в чём "секрет" сравнения "снег лежит полотном". Что с чем сравнивается? Почему поэт выбирает именно такое сравнение? Какую картину оно помогает представить?

Снег покрыл всю землю. Полотно – это материал, ткань. Если ею покрыть землю, самой земли не будет видно. Так и снег. Он покрыл землю так, что не видно ее поверхности. Благодаря этому, в голове рисуется картина очень заснеженных местностей.

9. Подготовься к выразительному чтению наиболее понравившегося тебе стихотворения.
1. Определи в нём важные мысли.
2. Реши, какие слова нужно выделить голосом, где сделать паузы.
3. Обрати внимание на знаки препинания.
4. Выбери тон и темп чтения.
5. Помни, что одно и то же предложение может быть прочитано по-разному, в зависимости от смысла высказывания.
6. Воспользуйся советами Я. Смоленского.

Читаем выразительно.

А. Фет "Мама! Глянь-ка из окошка"

Важные мысли выражены в строках

Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело –
Видно, есть мороз.

Нужно выделить голосом слова: мама, глянь-ка, недаром, весь двор, посветлело, побелело, не колючий, погляди, не будет, в гору, правда, не откажешь, скорей гулять.

Паузы следует делать в конце каждой строчки. Но там, где знака препинания нет, пауза должна быть короткой, а там, где он есть – пауза длиннее. Запятая означает более короткую паузу, нежели точка и тире.

Читать стихотворение нужно в быстром темпе, веселым тоном. Все слова нужно произносить четко, выразительно, не кричать и не говорить слишком тихо.

И. Никитин "Полно, степь моя…"

Важные мысли выражены в строках:

Зимы-матушки царство прошло…
Снег пропал – и тепло, и светло…

Нужно выделить голосом слова: степь моя, прошло, и тепло, и светло, пробудись, в цветы нарядись, полюбуйся, журавли, тучки, тени бегут, гости, посмотри, от зари до зари, лето, подымайся, распевайте, отдохни, беззаботно, крепко.

Паузы следует делать в конце каждой строчки. Но там, где знака препинания нет, пауза должна быть короткой, а там, где он есть – пауза длиннее. Запятая означает более короткую паузу, нежели точка и тире.

Читать стихотворение нужно в нормальном либо медленном темпе, тон – сообщающий, с присутствием нежности и любви в голосе, ведь автор любуется природой, восторгается ее изменениями. Это прослеживается в каждой строчке стихотворения. 

10. Попробуй сначала при чтении выделить голосом последнее слово в каждой строчке.

Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

Потом прочитай стихи, особо выделяя голосом подчёркнутые слова.

Читаем. Выделяем голосом подчеркнутые слова.

Какое чтение тебе понравилось больше? Почему?

Второе, так как в нем внимание обращено к  словам наиболее важным по смыслу, а не просто на рифме.