Глава 2. Постигаем секреты сравнения

«Самые древние сказки», «просто древние сказки» и «менее древние сказки» (по материалу главы 2)

На материале главы «Постигаем секреты сравнения» мы попытаемся показать, что произведения фольклора и литературы живут во времени.
Древнейший период истории человечества (охотничий период древности) связан с тем, что человек всесторонне зависел от Природы: от солнца и запасов воды в небесах, от диких животных, которые служили ему пищей. Эта полная зависимость вызвала к жизни обожествление природы: священными считались небесные светила, реки и озёра, леса и деревья, растения и животные. Для того чтобы выжить в этом природном мире, человеку необходимо было научиться договариваться с теми, кого он считал священными. Была выработана система ритуалов – обрядовой практики, осуществляя которую человек старался заручиться поддержкой всех тех сил и явлений, от которых он зависел. Главным в этот период древности считалась физическая сила человека и его связь с «другим», «чужим» миром (в сказках это волшебный мир), в состав которого входили духи всех явлений природы. Человек, умевший общаться с чужим миром, – непобедимый человек: ведь ему оказывают покровительство те, против которых бесполезно сражаться, ибо они несравнимо сильнее.
Следующий период древности (земледельческий) связан с тем, что человек начинает питаться не только за счёт охоты, но и за счёт того, что он научился обрабатывать землю – сажать и сеять, научился приручать животных. Зависимость от погодных условий (стихий) у него по-прежнему велика, но он уже многое умеет. В этот период ценится уже не просто физическая сила человека, но его наблюдательность и хитрость. Если зверя нельзя победить физически, его можно обхитрить. В этот период у человека появляется много всяких инструментов, орудий труда.
Чем дальше развивается человек, тем больше возрастает его самостоятельность, его независимость от мира природы, его самоуважение, тем больше начинают цениться его нравственные качества: способность помочь другу в трудную минуту, доброта, бескорыстие, порядочность, великодушие.
Древнейшие фольклорные крупные жанры (сказка о животных и волшебная сказка) и на уровне композиционных структур, и на уровне сюжетов по-своему отражают разные периоды древности. Кумуляция, то есть цепочка, – это наиболее древнее сказочное построение. Этих древнейших композиционных структур всего две: кумулятивная цепочка и замыкание событий на круг в докучной сказке.
Что касается сюжетов (мы их будем называть «сказочными историями»), то мы выделили три периода древности, назвав их «самые древние сказки», «просто древние сказки» и «менее древние сказки». К самым древним мы отнесли сказочные сюжеты, объясняющие происхождение, природу и причины всего на земле: природу явлений, особенности внешнего вида животных, причины их поведения и взаимоотношений между собой. По этому признаку дети без всякого труда отличают самые древние сказочные сюжеты (речь идёт о сказках о животных).
К просто древним сказкам мы относим все сюжеты, где герой – хитрец, он побеждает своих врагов с помощью хитрости, причём хитрость не осуждается как черта характера, а воспринимается как преимущество героя. Так начинает складываться «литературная» лента времени. Завершается она в данном случае менее древними сказками: это сказки, где появляется благородный и бескорыстный герой – герой, помогающий другим в беде, не извлекая из этого никакой выгоды. Это сказки о животных, содержащие откровенно воспитательный пафос. Именно из них чуть позже разовьётся жанр басни. Что касается прямого различения сказочных сюжетов по времени, то самый тонкий и сложный момент появляется тогда, когда в одной и той же сказке нужно обнаружить черты, присущие разным временным периодам. Собственно, обнаружение этих черт – не проблема. Проблемой является понимание причин этого: мы должны понять, почему это возможно. Родившись в очень глубокой древности, сказка устно передаётся из поколения в поколение, то есть путешествует во времени. Проходят столетия. Жизнь людей меняется. Люди становятся сильнее и независимее от природы. У них появляются новые ценности (не просто сила, но хитрость; не просто хитрость, но мудрость; не просто мудрость, но благородство и великодушие и т. д.). И вот эти новые ценности начинают проникать в те сказки, которые путешествуют во времени. Древняя сказка начинает обрастать, обогащаться новыми чертами, сохраняя между тем и старые черты. Так, в одной и той же сказке можно обнаружить и черты самой древней сказки (например, в ней может объясняться внешний вид животного), и черты просто древней сказки (в ней может прославляться хитрый герой, который всех обманывает), и черты менее древней сказки (этот же герой или другой герой рядом с ним может обладать благородным и великодушным сердцем, бескорыстным стремлением помогать всем, кто попал в беду).
Кроме формирования исторического сознания на материале сюжетов сказок о животных мы должны дать представление о бродячих сюжетах: наличие одного и того же сюжета, известного у разных народов, не может быть объяснено сходством жизни и мышления этих народов, но может быть объяснено географическим путешествием сказочного сюжета. Помимо этого, в этой же главе удобнее всего сформировать представление о жанровом или тематическом сборнике (только сказки о животных; только самые древние сказки; только просто древние сказки; только сказки народов России и т. д.).

Ответы к стр. 64 — 67 Откуда пошли болезни и лекарства

Сказка индейцев Северной Америки

? Как сказка индейцев объясняет причины происхождения болезней и лекарств?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно пересказать текст сказки, причём достаточно подробно.

? Внешний вид каких двух животных объясняется в сказке?

В этой сказке объясняется внешний вид лягушки и бурундука.

? Можно ли эту сказочную историю считать самой древней?

Конечно, можно, по двум основаниям: объясняются причины происхождения на земле болезней и лекарств и объясняются черты внешнего облика двух животных. Лучше пользоваться понятием «сказочная история», чем понятием «сказка», потому что понятие «сказочная история» эквивалентно понятию «сказочный сюжет».

Ответы к с. 67 — 69. Гиена и черепаха

Африканская сказка

? Понимаешь, чему учит эта африканская сказка? А какие сведения о природе (о ПРИЧИНАХ внешнего вида животных) она содержит?

В этой сказочной истории сохраняются черты, присущие самым древним сказкам (объясняются причины внешнего вида ещё двух животных) и появляются уже черты более позднего времени (по нашей классификации, это черты менее древней сказки, то есть самой поздней сказки). Нам пока совершенно неважно, какое именно это более позднее время. Важно лишь то, что эта сказка уже учит благородному поведению и объясняет, что такое поведение обязательно будет вознаграждено.

Ответы к с. 69 — 71. Нарядный бурундук

Алтайская сказка

? Ты уже знаешь сказку, где объяснялось, почему у бурундука на шкуре полоски? Как она называется? Какой народ её сочинил? А в алтайской сказке такое же объяснение?

Цель обращения к этой сказке – заострить внимание на важнейшей типологической особенности сказочных сюжетов: в сказках, созданных разными народами, отражаются общие проблемы, задаются одни и те же вопросы, объясняются одни и те же явления природы, но по-разному. В данном случае мы должны сравнить две сказки, где объясняется внешний вид бурундука, – африканскую и алтайскую. Сравнить и прийти к выводу: обе сказки стремятся к одному и тому же (объяснить, почему у бурундука полоски на шкурке), но делают это по-разному.

После изучения слов Михаила Потаповича, можно снова вернуться к Мишиным вопросам: «Почему и в Африке, и на Алтае людей волновало, как выглядит бурундук?» и «Почему это по-разному объясняется?». Ответив на эти вопросы, мы впервые задумываемся о типологических чертах сказочных сюжетов. Людей в разных уголках земного шара волновало только то, как выглядит бурундук? Или и то, как выглядят все остальные животные? Представители ВСЕХ народов стремились найти объяснения разным природным явлениям (например, почему восходит и заходит солнце, почему происходит смена времен года и пр.) или только некоторых?

Слова Михаила Потаповича об особых зачинах самых древних сказок нам очень важны как пропедевтические знания о животном тотеме, которые пригодятся нам в 4 классе, когда мы всерьёз займёмся волшебной сказкой. Пока нам важно лишь одно: в древних сказках животные представлены родственниками и даже прародителями героев-людей.

с. 72 — 73. Поход в библиотеку

 ...

Ответы к с. 74 — 76. Два жадных медвежонка

Венгерская сказка

? В этой сказке есть хоть один герой, поведение которого вызывает одобрение? Кого же осуждает сказка: лису или медвежат?

И само название сказки, и вывод, который из неё следует, осуждает не лису, но именно медвежат. Таким образом, осуждается не хитрость, но жадность.

Сам сюжет является чрезвычайно популярным в разных странах. Чтобы показать, что он принадлежит к числу бродячих сюжетов, в учебнике, кроме этой венгерской сказки, приведены корейская и индийская сказки. Было бы замечательно, если бы вы нашли на карте мира, где находятся Венгрия, Корея и Индия, чтобы представить путь сказки-путешественницы.

Ответы к с. 76 — 77. Как барсук и куница судились

Корейская сказка

? После первого фрагмента: Ты можешь предположить, что было дальше? Догадываешься, чем сказка закончится?
А какая черта характера осуждается в сказке: хитрость или жадность?
Прочитай её продолжение!

Первый же небольшой фрагмент сказки убеждает нас в том, что мы уже знаем, как будут развиваться события. Этого фрагмента достаточно и для того, чтобы догадаться, чем сказка закончится.

Не вызывает труда и понимание того, что в сказке осуждается жадность, а не хитрость.

? Твои предположения подтвердились? Эта история похожа на предыдущую? Чем же — ведь в ней участвуют совсем другие звери?

После того как дочитана сказка до конца, мы, во-первых, должны отметить, что и в той и в другой сказках судьёй избрана лиса, и объяснить, почему это так (видимо, и для венгерского, и для корейского народов, так же как и для русского народа, лиса – умное и хитрое животное). Во-вторых, мы должны прийти к выводу, что главное сходство между сказками – даже не в этом (судьёй могла быть и не лиса) – сходство в том, что сходны сами события (двое жадничают и спорят, не могут решить спор без третьего, обращаются к нему за помощью, а он их обманывает).

Ответы к с. 78 — 79. О собаке, кошке и обезьяне

Индийская сказка

? Михаил Потапович спросил: «Чем похожи эти три сказки? Ведь и герои в них разные, и еда, которую они делят, разная!
    Ты можешь ответить? Сравни сказки: похожи ли СОБЫТИЯ? Похожи ли ГЕРОИ по ХАРАКТЕРУ? Похоже ли ПОСТРОЕНИЕ сказок?

Третья сказочная история, в которой участвуют совсем другие животные, необходима для того, чтобы сформировать представление о бродячем сюжете: если по началу некой истории можно предположить, что будет дальше и как она закончится, значит, перед нами типичный бродячий сюжет. Только теперь мы должны прийти к более объёмному выводу: в бродячей сказочной истории похожи события, герои похожи по характеру; более того, есть сходство в построении сказок. Выяснив черты сходства, необходимо выяснить причину этого сходства: сюжеты путешествуют по разным странам, их распространяют путешественники.

? С. 80  Опираясь на опыт детей (которые помнят отрывок из русской сказки «Волшебное кольцо», где был бродячий сюжет про собаку Журку и кота Ваську, а также помнят и китайскую сказку «Как собака с кошкой враждовать стали»), учебник сообщает сведения о том, насколько этот сюжет популярен в мире.

Ответы к с. 80 — 83. Золотая рыба

Индийская сказка

? Догадываешься, как называется сказка? Проверь себя: посмотри её название на странице 5 (Содержание).
   Можешь предположить, что будет дальше? Понимаешь теперь, что такое БРОДЯЧИЕ сказочные истории?

Название этой сказки не указано в учебнике: прочитав её начало, мы должны сами предположить, как она называется, а затем проверить по странице «Содержание», действительно ли это так. Привлечение ещё одного популярного бродячего сюжета необходимо, чтобы мы поняли: бродячие сказочные истории – это не что-то единичное, это закономерность («Сказка о рыбаке и рыбке» А. Пушкина, сказка братьев Гримм «О рыбаке и его жене»).

? С. 84    А ты сумеешь различить эти черты (черты САМОЙ ДРЕВНЕЙ сказки и черты ПРОСТО ДРЕВНЕЙ сказки)? По каким признакам?

В начале этой страницы учебник возвращается к обсуждению более сложной проблемы, которая касается различения самых древних сказочных историй и просто древних сказочных историй. Откроем с. 73 учебника, посмотрим на список сказок и вспомним с помощью этого списка, что самые древние сказки рассказывают о причинах природных явлений, а просто древние сказки рассказывают о героях-животных, которые побеждают, прибегнув к обману или хитрости. Вспомнив это, можно приступать к знакомству со сказкой (или с новыми чертами уже существующей сказки), в которой появляется новый герой – великодушный и благородный. Сразу хотелось бы заметить, что этот новый герой может быть прежним героем, но с новыми чертами характера: он может по-прежнему побеждать с помощью хитрости, но мотив его поведения уже другой – не личная корысть, а оказание помощи другим. В учебнике представлены именно такие сказки: они лучше всего показывают, как у прежнего героя (то есть героя, обладающего хитростью и умом) появляются такие черты характера, как бескорыстное желание помочь более слабому и беззащитному, попавшему в трудную ситуацию.

Ответы к  с. 84 — 89. Черепаха, кролик и удав-маха

Кубинская сказка

? Что ценится, а что наказывается в этой сказке? Докажи, что в ней есть черты МЕНЕЕ ДРЕВНЕЙ сказки. А затем докажи, что в ней по-прежнему ценится то же, что всегда ценилось в ПРОСТО ДРЕВНЕЙ сказке. Что это?
Подтверди, что большая часть этой сказки построена как цепочка.

Если сказка построена как цепочка, значит, в ней использовано построение САМОЙ ДРЕВНЕЙ сказки.

Удав-маха – это не какой-то особый вид удава, а удав «великий» (маха на санскрите (древнейшем языке) означает «великий», отсюда титул индийских правителей – махараджа).

В сказке ценится стремление прийти на помощь тому, кто попал в беду: кролик приходит на помощь удаву, а черепаха – кролику. В сказке осуждается и наказывается неблагодарность: неблагодарный удав снова оказывается в яме.
Интересным в сказке является то, что в ней обсуждается важнейший жизненный закон – существование справедливости на земле. Опыт жизни животных, у которых спрашивают, есть ли справедливость, приводит их к печальному выводу: справедливости на земле нет. Высокая миссия сказки как жанра – восстановить пошатнувшийся порядок, в данном случае – представление о справедливости.

В сказке «Черепаха, кролик и удав-маха» можно обнаружить:
1) черты менее древней сказки – бескорыстное благородство кролика и черепахи, которые помогают тому, кто оказался в трудном положении, не предполагая для себя никакой выгоды;
2) черты просто древней сказки – добиться своей цели (победить врага, выручить друга и т. д.) можно только с помощью хитрости;
3) черты самой древней сказки – сказка построена как цепочка, а такое построение является признаком глубокой древности сказки.

Ответы к с. 89 — 95. Хитрый шакал

Индийская сказка

? Найди самые главные слова сказки. Кто их произносит?

Миша нашёл главные слова в конце сказки, а Маша — ближе к её началу.
Кто из ребят прав?
Чем эта сказочная история напоминает предыдущую?
Можно ли эту историю назвать БРОДЯЧЕЙ?
Как построена первая часть сказки?
Тебе понравился шакал? Расскажи, как ему удалось спасти человека.

Если в сказке «Черепаха, кролик и удав-маха» отсутствие справедливости, о котором говорят животные, читается как отсутствие социальной справедливости (ибо человек жесток: человек использует животных, не испытывая к ним никакой благодарности), то в сказке «Хитрый шакал» человек сам оказывается в трудном положении, и тема отсутствия справедливости звучит по-другому: как отсутствие гармонии в самой природе (животные пожирают других животных; животные уничтожают растения, не думая о последствиях). В остальном же это типичный бродячий сюжет – и обсуждаемая глобальная проблема, и интрига (ход событий) одни и те же, и разрешение этой проблемы одинаковое: зло и неблагодарность наказываются, а благородство вознаграждается самой ценной наградой, на которую способна сказка, – даром жизни.
Та путаница, которую из хитрости затеял шакал, кажется очень смешной.

Учебник просит нас найти самые главные слова сказки. Более того, он сообщает, что Маша нашла эти слова ближе к началу сказки, а Миша – ближе к концу. Речь идёт о словах, сообщающих о том, что на земле есть справедливость. После этого надо сравнить сказки и рассказать, чем же они похожи; определить, что это бродячая история; сказать, что первая часть сказки построена как цепочка.

Затем следует задание, направленное на пересказ второй части сказки: мы должны рассказать, как шакалу удалось спасти человека.

? Какая черта характера шакала связывает его с ПРОСТО ДРЕВНЕЙ сказкой? А какое его качество доказывает, что он уже герой МЕНЕЕ ДРЕВНЕЙ сказки?

Важно обсудить, какая черта характера шакала связывает его с просто древней сказкой (это хитрость) и с менее древней сказкой (это бескорыстное стремление сделать доброе дело и восстановить справедливость). Здесь важно понять: животное, которое побеждает других с помощью хитрости и способно восстановить утраченный в мире порядок, – это животное, занимающее высокую ступеньку в иерархии животных.

Ответы к с. 96 — 98. Сборник «Сказки народов мира»

? Маша попросила у Михаила Потаповича сборник «Сказки народов мира».

Вот СОДЕРЖАНИЕ этого сборника.

Хитрый шакал (индийская сказка)
О глупом тигре (китайская сказка)
Умный воронёнок (эфиопская сказка)

Лиса и козёл (русская сказка)
Комары (адыгейская сказка)
Матти-весельчак (карельская сказка)

Почему журавль стоит на одной ноге (бирманская сказка)
Отчего цикада потеряла свои рожки (бирманская сказка)
Как появился огонь (австралийская сказка)

Волк и свинья (осетинская сказка)
Шах-петух (татарская сказка)
Хвастливая лягушка (якутская сказка)

Почему звери не доверяют людям (сказка народов Африки)
Как у кенгуру появилась на животе сумка (австралийская сказка)
Почему у свиньи рыло вытянутое (сказка народов Африки)

Волшебный беркут (башкирская сказка)
Волшебная берёза (удмуртская сказка)
Храбрый мальчик (дагестанская сказка)

Большая часть этих сказок — сказки о животных или волшебные сказки? Подтверди своё мнение. А волшебные сказки здесь есть? Назови их.

Здесь шесть блоков сказок. Две волшебные сказки есть в последнем блоке («Волшебный беркут», «Волшебная берёза»).

Миша сказал, что из этого сборника сказок можно составить другой сборник: «Самые древние сказки о животных разных народов».
А ты сумеешь по названиям сказок определить, какие из них САМЫЕ ДРЕВНИЕ? Помоги выбрать сказки для его сборника.

Самые древние сказки – в третьем и пятом блоках. Просто древняя сказка – сказка, где есть слово «хитрый» («Хитрый шакал»).

Костя Погодин сказал, что из сборника «Сказки народов мира» можно составить сборник «Сказки народов России». Но для этого надо смотреть не на названия сказок, а на…
Ты догадываешься, на что надо будет обратить внимание?
Если затрудняешься, воспользуйся подсказкой Летучей Мыши.

Сказки каких народов России войдут в Костин сборник?
Какие из этих сказок — сказки о животных?
Какие — волшебные сказки? (Обрати внимание на названия сказок.)

Сказки народов России определить просто, так как жирным шрифтом выделена принадлежность сказки конкретному народу России (русская сказка, адыгейская, карельская, осетинская, татарская, якутская, башкирская, удмуртская, дагестанская). Выделенная часть текста – это подсказка.

с. 98 Теперь ты умеешь составлять сборники?
          Какой сборник составишь ты?

«Сказки народов мира», «Сказки о животных», «Сказки народов России», «Самые древние сказки о животных».

Ответы к с. 98 — 101. Снег и заяц. Как птицы царя выбирали

«Снег и заяц» (бурятская сказка) и «Как птицы царя выбирали» (хакасская сказка).

? Сравни эти две сказки и постарайся ответить на вопросы и выполнить задания.

1. Это — сказки о животных или волшебные сказки?

Обе сказки – сказки о животных.

2. Найди место этим сказочным историям на ЛЕНТЕ ВРЕМЕНИ. Черты каких именно сказок в них заметнее всего?

Лента времени

Самые древние ⇒ Просто древние ⇒ Менее древние

В сказке «Снег и заяц» мы обнаружили особенность самой древней сказки, поскольку в ней объясняется причина определенного явления: почему заяц меняет цвет шкурки в зависимости от времени года. В сказке «Как птицы царя выбирали» мы тоже обнаружили черту самой древней сказки, поскольку в ней рассказывается, почему орла считают царём зверей, почему ворона и сорока питаются тем, что недоест орёл, почему сокол живёт в злобе на всех птиц. Обобщая эти сведения, мы приходим к выводу, что в обеих сказках заметнее всего черты самых древних сказок.

3. Может ли Костя включить эти сказки в свой сборник «Сказки народов России»? Обоснуй свой ответ.

Чтобы определить, являются ли эти сказки сказками народов России, мы должны вновь вернуться к подсказке Летучей Мыши на с. 97. Тогда мы обнаружим, что Костя может включить их в свой сборник.