Глава 4. Учимся любить

С. 142–144. Татьяна Пономарёва. Прогноз погоды

Работа с этим текстом включает работу с Толковым словарем. Прочитав рассказ Т. Пономарёвой «Прогноз погоды», необходимо выяснить значение всех слов, отмеченных звездочкой, в Толковом словаре.

Затем дети должны вспомнить названия других произведений Т. Пономарёвой – «Автобус», «В шкафу». Главная героиня (бабушка) – сквозной персонаж всех этих рассказов – способна расслышать живой голос неживых, неодушевленных вещей, прийти на помощь (приютить потерявшийся автобус, позаботиться об оркестре в шкафу, помочь снеговику «мир посмотреть и себя показать»), «войти в волшебство».

Догадываются ли родственники бабушки об этих ее «волшебных свойствах»? Какие строки могут это подтвердить? («Это ты постаралась? – спросили мы бабушку».) Какая черта характера превращает бабушку в волшебницу? Костя Погодин подсказывает ответ.

Он – в последних строчках рассказа: «Просто всегда переживаешь за тех, кто так зависит от погоды и не может сделать для себя ничего сам». Поясняя эти строки, дети могут сказать, что бабушка жалеет снеговика и переживает за него. Сила ее доброты, сопереживания и ответственности такова, что даже  способна изменить погоду.

С. 144–146. Татьяна Пономарёва. Лето в чайнике

У дедушки из рассказа Т. Пономарёвой такой же характер, как и у чудесной бабушки (он наблюдательный, внимательный к окружающему, добрый). Замечание Маши поможет обратить внимание на эти черты (дедушка решает поставить чайник с божьей коровкой на полку: «Не будем тревожить», то есть он относится к маленькому насекомому как к равному себе).

А дедушка тоже мог бы приютить потерявшийся автобус, услышать в шкафу оркестр, изменить для снеговика погоду? Из каких строк понятно, что доброта – это семейная черта, а не только особенность дедушки и бабушки? («Всю зиму простоял он (чайник) там. Возле него мы и говорить стали тише...»). Можно сказать, что каждому из членов семьи дано увидеть даже в маленьком живом существе нечто значительное, целый мир, к которому они относятся с уважением. Это видно из тех предположений, которые выдвигают члены семейства, обсуждая, почему божья коровка решила перезимовать в чайнике. Из этих высказываний выстраивается целая история отношений чайника и божьей коровки, и эти отношения люди не хотят нарушить.

Отвечая на вопрос, кто такие «мы», дети могут сказать: внуки, внучки (те самые «мы», которые не спали всю ночь, беспокоясь об автобусе, и которые сразу же догадались, почему не наступило обещанное прогнозом погоды потепление), а может быть, и мама с папой, или дядя и тетя?

Костя Погодин обращает внимание на «переломный момент» в этом рассказе. Можно спросить, а есть ли такой «переломный момент» в других рассказах Т. Пономарёвой?

Ребята смогли бы найти эти «переломные строчки»? Речь идет о тех моментах в каждом рассказе, начиная с которых события могли бы развиваться иначе, если бы героями этих рассказов были обычные люди, а не замечательная бабушка и ее родственники. (Эти моменты: когда бабушка готова была прогнать потерявшийся автобус, но не сделала этого; когда бабушка открыла шкаф и увидела там оркестр; когда бабушка обнаружила, что с ней разговаривает не человек, а снеговик).

Пусть дети перечитают строки с предположениями о том, как и почему божья коровка попала в заварочный чайник, и выскажут свое мнение по этому поводу. Из этих высказываний будет видно, кто из детей мыслит логически, реалистично, а кто способен фантазировать.

Почему же этот рассказ называется «Лето в чайнике»? Дети могут ответить приблизительно следующим образом: божья коровка – это знак лета, летом она живет, а зимой впадает в спячку. Таким образом, спящая в чайнике божья коровка напоминает всем о лете.

Можно продолжить, что когда она проснется и улетит, это будет значить, что наступает лето. А почему этот рассказ помещен в главу «Учимся любить», а не в главу «Учимся наблюдать», например? Дети могут ответить приблизительно так же, как и Михаил Потапович: любить природу – значит сочувствовать всему живому и заботиться даже о самом маленьком ее создании, быть внимательным к окружающему – уметь видеть огромный мир в самых незначительных предметах и существах.

С. 147. Поход в «Музейный Дом». А. Куинджи. Лунная ночь на Днепре

Необыкновенный эффект лунного света художник передает за счет контрастного освещения реки и берега, неба и облаков.

Цель первого блока вопросов – обратить внимание школьников на совершенно необычный цвет неба и реки. Темно-синее ночное небо почти полностью скрыто светящимися изнутри облаками, которые освещены изумрудным, зеленовато-золотистым светом луны. Благодаря лунному свету большая часть поверхности реки выглядит золотисто-зеленой, а в центре – почти белой. Поверхность реки кажется ровной, гладкой и блестящей, напоминающей металл. А поверхность неба благодаря облакам кажется мягкой, она как будто покрыта легкой дымкой, в ней ощущается глубина.

Когда дети закроют поверхность реки узкой полоской белой бумаги, они обнаружат, что пейзаж почти погрузился в темноту.

Исчезнет самый яркий контраст в картине – контраст реки, освещенной лунным светом, и темного берега. Пейзаж перестанет быть таким пронзительно красивым, он станет более спокойным и умиротворенным. Когда школьники будут закрывать, а затем открывать изображение луны полоской бумаги, они обратят внимание на главный источник света в картине (собственно река светится только отраженным светом луны) и заметят, как на глазах меняется освещение всего пейзажа: с «появлением» луны пейзаж становится как будто торжественней. Все эти эксперименты, которые предлагается провести детям, позволяют увидеть, за счет каких приемов художнику удается передать необыкновенную красоту лунной ночи.

Если рассмотреть погруженные в сон домики с темными крышами на берегу Днепра, то можно обнаружить, что пронзительность яркого ночного освещения реки и неба подчеркивается спокойствием и тишиной, разлитыми на берегу. Это еще один контраст (скрытый по сравнению с цветовыми и световыми контрастами), на котором строится картина.

С. 148–149. Маша Вайсман. Лучший друг медуз

Чтобы ответить на первый вопрос: «Можно ли брата и сестру назвать наблюдательными?», школьники вернутся к самому началу рассказа. Дети должны обратить внимание на то, что мальчик (герой-рассказчик) и его сестра Вера замечают, как изменчиво море. Они наблюдают за тем, как цвета, в которые окрашивается море (нежные, яркие или совсем темные), связаны с тем, какое у моря настроение (сонное, игривое или сердитое). Путем таких наблюдений брат и сестра научились заранее определять, будут ли сегодня на море волны с барашками из пены или море будет бурным и может начаться шторм. Из всего, о чем говорит Филя (а рассказ написан от его имени), видно, что они с сестрой дружат. Они постоянно вместе: вместе наблюдают за морем, вместе рассматривают медуз, вместе приходят купаться. Филя говорит: «Мы с В ерой научились…» (так говорят именно о друге). Узнав о том, что Филя боится медуз, Вера зовет брата в воду, пытается объяснить ему, что медузы безобидные и даже милые.

Школьники порассуждают о том, что «другом всех зверей» может назвать себя человек, который ко всем живым существам относится доброжелательно, с любовью, который в каждом из них видит что-то хорошее. Филя же в первой части текста испытывает к медузам неприязнь: он говорит о медузах, что они жгутся, что они скользкие и противные; его пугает большое количество медуз в море. Дети должны заметить, что Филе самому неприятно, что он так относится к медузам (пусть дети зачитают нужные строчки), однако перебороть свою неприязнь он не может. «Их просто очень много», – говорит Филя и решает, что никогда не будет купаться.

Последний блок вопросов к первой части текста носит обобщающий характер. Для того чтобы доказательно ответить на эти вопросы, школьники должны вспомнить все, что они узнали о герое рассказа, представить, какой он по характеру, какие поступки может совершить, а какие нет. Во время обсуждения дети выяснили, что Филя дружен со своей сестрой Верой, что он считает себя «другом всех зверей», что ему неловко за его неприязненное отношение к медузам. Школьники вспомнят, что Филя очень наблюдательный. Хорошо, если дети обратят внимание на то, что море для героя-рассказчика – живое существо: оно может рассердиться, может играть с детьми, может быть тихим и сонным. Дети должны прийти к выводу, что мальчик Филя любит животных, умеет быть внимательным, что он рассказывает о природном явлении, как о живом существе, то есть у него поэтический взгляд на мир. Поэтому для школьников должно быть очевидным, что Филя не способен нанести вред медузам, и ни за что не согласился бы, чтобы их уничтожили ради спокойного купания.

С. 149–151.

Отвечая на вопрос: «Что заставило Филю изменить свое отношение к медузам?», школьники скажут примерно следующее. Когда Филя увидел, как незнакомый мальчик мучает медуз, ему их стало жалко, он почувствовал, что медузы такие же живые существа, как и другие животные, они тоже могут испытывать боль. Поэтому Филя стал защищать медуз.

Как только Филя проникся сочувствием и жалостью к медузам, он увидел в них и природную целесообразность («Они гладкие, им так легче плавать») и даже красоту: «…медузы очень красивые, они – морские бабочки».

Следующие вопросы помогают школьникам прийти к обобщению и понять, в чем заключается главный смысл рассказа.

Сильнее физической неприязни к медузам, сильнее страха перед ними в душе у мальчика оказалось чувство справедливости (он хочет защитить беззащитных медуз, которые не в состоянии противостоять обидчику); доброта и сочувствие (Филя не может спокойно смотреть, как мучают живое существо). В конечном счете в душе мальчика побеждает любовь ко всему живому, что нас окружает. Филя действительно может считать себя «другом всех зверей»: из рассказа понятно, что мальчик будет стараться защитить любое живое существо и сам никогда не причинит ему вред. Способность сопереживать, сочувствовать другому, желание поддержать, помочь, спасти в трудной ситуации – это и есть проявления любви. Поэтому закономерно, что рассказ помещен в эту главу.

С. 151–157. А. Куприн. Слон

Отвечая на первый вопрос: «Отчего угасает маленькая Надя?», дети могут зачитать слова самой девочки, которые она говорит в ответ на предложение мамы поиграть с куклами: «Спасибо, мама… Мне ничего не хочется… Мне скучно…», а также слова автора: «Что бы с ней не делали, ей все равно, и ничего ей не нужно». О состоянии Нади подробно говорится в предпоследнем абзаце на с. 152, дети могут зачитать этот абзац целиком. Школьники выяснят, что Надя больна очень странным недугом: у нее нет жара, простуды, у нее ничего не болит, но у девочки нет жизненных сил, ей ничего не интересно, ей скучно, она плохо ест и почти не спит. Иными словами,

Надина болезнь не физического, а душевного происхождения, что не менее опасно. Можно поговорить о том, что, чтобы помочь Наде, нужно как-то пробудить ее чувства, нужно, чтобы она чем-нибудь заинтересовалась. Девочку может спасти какое-то сильное, яркое впечатление.

Сначала отец Нади объясняет дочери, что привести слона в дом невозможно. Пусть дети найдут нужные строчки в тексте.

Но речь идет о здоровье, даже о жизни девочки. Девочка очень больна, и отец боится, что не сумеет выполнить ее последнего желания, поэтому он передумал и поехал в зверинец. Это становится понятно уже из разговора отца с хозяином зверинца.

Школьники найдут этот фрагмент в тексте. Хозяин зверинца, услышав просьбу Надиного папы, очень удивился и даже отказывался ее понимать. Но у него самого дочь – ровесница больной девочки, и он смог проникнуться переживаниями отца. Пусть дети подтвердят это текстом.

Папа выбрал для Нади самого большого слона, потому что он самый талантливый и обученный (школьники найдут и прочитают фрагмент текста, из которого видно, что умеет делать слон и как он ведет себя на сцене). Он умеет показывать очень много интересных вещей, и, конечно же, понятно, что он может доставить больной девочке самое большое удовольствие.

С. 158–163.

Описание слона («Слон оказывается гораздо больше...»). Из того, что слон в описании сравнивается с изображением на картинке, которую видела Надя, его размеры сопоставляются с высотой двери и длиной столовой, а взгляд очень обстоятельно рассматривает все особенности внешности слона (его кожу, хвост, ноги, голову, уши, хобот…), понятно, что слона рассматривает человек очень заинтересованный, для которого важны все детали. Кто рассматривает слона? Описание дано глазами девочки Нади.

Если дети по совету Волшебницы соберут вместе разные наблюдения, то они убедятся, что желание Нади увидеть настоящего слона, это воплощение мечты, а не каприз: Надя настолько хочет видеть слона, что выполняет все просьбы мамы (ест, пьет). Надя очень внимательно разглядывает слона, сравнивая его со своими представлениями, сложившимися по картинке.

Надя совсем не боится огромного слона. Она общается с ним, не торопясь, очень обстоятельно, вежливо, бережно. Надя терпеливо ждет, когда слон поест, и только после этого показывает ему своих кукол, знакомит с ними, интересуется его мнением; показывает свои книжки с картинками: очень последовательно и подробно рассматривая вместе с ним все картинки. Надя проводит со слоном целый день и весь вечер. Она даже засыпает около него. Все это говорит о настоящем, глубоком, устойчивом интересе девочки к слону. Если бы требование привести слона было капризом, прихотью (а не мечтой), слон бы очень быстро наскучил девочке. Самым главным доказательством настоящего, сильного желания девочки увидеть живого слона, является то, что утром она просыпается бодрая, свежая, просит молока и хочет быстрее поправится, чтобы пойти в гости к Томми.

Надя выздоравливает не просто потому, что исполнилось ее страстное желание. Ведь она могла увидеть, наконец, слона, на которого мечтала посмотреть, и не поправиться. Здесь важно то, что она способна по-настоящему привязываться, любить. Слон оказался тем большим и умным другом, в котором она так нуждалась: сила очень яркого впечатления, сила настоящей и искренней детской привязанности поднимают Надю на ноги.

Но в рассказе Куприна речь идет и о другой любви.

Выздоровление девочки происходит и в результате проявления родительской любви: отец сделал немыслимое дело – привел в жилую комнату настоящего циркового слона.

О чем же этот рассказ: о силе родительской любви? О том, что сбывшаяся мечта – самое лучшее лекарство? И о том, и об этом. Пусть дети порассуждают. Но главное, пусть не забудут оценить поведение отца девочки: для родителей, поистине, нет ничего невозможного, когда речь идет о здоровье и жизни ребенка.

С. 163–170. К. Паустовский. Заячьи лапы

Первый же блок вопросов заставит школьников вновь обратиться к прочитанному тексту. Детям потребуется внимательно просмотреть последнюю часть текста, в которой дед рассказывает доктору Карлу Петровичу о случае с зайцем («В августе дед пошел охотиться…»). В начале этого рассказа упоминается о том, что заяц, который попался деду на охоте, в которого он выстрелил и промахнулся, был с рваным левым ухом. В конце этого рассказа говорится, что у зайца, который вывел деда из огня и которого дед подобрал в лесу, левое ухо было рваное.

По этой примете дед понял, что спас его от огня именно тот заяц, в которого он стрелял и именно этого зайца дед выходил потом при помощи доктора. Дед очень хотел спасти зайца, потому что во время лесного пожара сам почувствовал, что такое близость смерти («Смерть настигала деда, хватала его за плечи») и спасся только благодаря этому зайцу («Дед обрадовался зайцу, будто родному … Заяц вывел деда из огня»). Кроме того, они вместе с зайцем пережили страшные минуты («Когда они выбежали из леса к озеру, заяц и дед, – оба упали от усталости»). Дед хочет отплатить спасением за спасение.

Отвечая на следующие вопросы, школьники снова внимательно просмотрят текст и зачитают конкретные фрагменты, по которым видно, что Ваня – очень добрый и чуткий мальчик. Ваня очень переживает, когда сельский ветеринар отказывается лечить зайца: «Ваня ничего не ответил. Он вышел в сени, заморгал глазами, потянул носом и уткнулся в бревенчатую стену. По стене потекли слезы». По дороге домой Ваня старается накормить зайца мягкими листьями. Так как стоит жара и заяц хочет пить, Ваня бежит напрямик через лес, чтобы поскорее дать зайцу напиться из озера. Пусть дети зачитают соответствующий фрагмент.

Дети подтвердят, что почти все, кто участвовал в судьбе зайца, – добрые люди. Бабка Анисья не прошла мимо плачущего мальчика, она спросила, что случилось, посочувствовала Ване, пожалела больного зайца и посоветовала отнести его в город к К арлу Петровичу. Аптекарь, услышав историю зайца, раздумывал, видимо, над тем, что неловко беспокоить старого, уже не практикующего детского врача по такому делу, но проникся рассказом деда и «в сердцах» выкрикнул адрес врача.

Доктор Карл Петрович сначала рассердился, услышав просьбу деда и В ани, а потом взялся лечить необыкновенного зайца.

Сам дед проявил большую настойчивость ради спасения зайца: отправился в город, выспросил адрес доктора, убедил его лечить зайца и помог выходить. Хорошие, человеческие качества деда проявились и тогда, когда он не стал наживаться на зайце, отказался продать его московскому профессору, выпустил зайца на волю. Про Ваню дети уже говорили. Можно поручить рассказать о его доброте и чуткости кому-то из не очень сильных учеников.

В завершение можно сравнить две истории спасения (в рассказе «Заячьи лапы» и в рассказе «Слон»); подвести школьников к мысли, что желание спасти кого-то требует очень больших усилий, упорства и настойчивости, и попросить их подтвердить эту мысль примерами из обоих рассказов. О тех усилиях и настойчивости, которые проявили Ваня и дед, спасая зайца, дети уже говорили. Можно попросить еще раз коротко об этом рассказать кого-то из не очень сильных учеников. Что касается рассказа «Слон», пусть дети вспомнят, какие усилия приложил отец Нади для того, чтобы спасти девочку.

С. 170–174. С. Козлов. Если меня совсем нет

Перед тем как  прочитать сказку, нужно вспомнить, какие сказки Сергея Козлова нам уже знакомы. Можно назвать любые сказки из этого списка:

1. «Ёжик в тумане» (Литературное чтение. 2 класс, 1 ч., с. 97).
2. «Красота» (Литературное чтение. 2 класс, 1 ч., с. 111).
3. «Когда ты прячешь солнце, мне грустно» (Литературное чтение. 2 класс, 2 ч., с. 15).
4. «Теплым тихим утром посреди зимы» (Хрестоматия. 2 класс, с. 69).
5. «Заяц и Медвежонок» (Хрестоматия. 2 класс, с. 117).
6. «Как оттенить тишину» (Литературное чтение. 3 класс, 1 ч., с. 29).
7. «Разрешите с вами посумерничать» (Литературное чтение. 3 класс, 1 ч., с. 51).
8. «Звуки и голоса» (Хрестоматия. 3 класс, с. 40).

Если этот вопрос вызовет трудности, можно взять в школьной библиотеке или попросить у первоклассников и второклассников учебники литературного чтения, а также просмотреть страничку «Содержание» своего учебника и уточнить названия произведений. Сергей Козлов не только писатель, но и поэт, можно назвать какие-то стихотворения этого автора.

Сказка «Если меня совсем нет» построена как диалог и состоит из довольно коротких реплик главных героев Ежика и Медвежонка. Несмотря на эту кажущуюся простоту, сказка представляет собой размышление над такими сложными жизненными вопросами, как проблема одиночества; боязнь потерять друга (близкого человека); невозможность представить себе жизнь без того, кого любишь.

Задание прочитать сказку по ролям нацелено не только на формирование навыка выразительного, осмысленного чтения. Когда дети будут читать по ролям, они смогут больше проникнуться переживаниями Ежика и Медвежонка

Диалог Маши и Михаила Потаповича подготавливает школьников к тому, что перед ними сказка-переживание, сказка-размышление о жизни.

Когда Ежик с Медвежонком, как всегда, вместе наблюдали за появлением месяца, Ежику пришла в голову страшная мысль: что, если бы его (Ежика) не было. Тогда Медвежонок остался бы совершенно один, и ему не с кем было бы поговорить, поделиться впечатлениями. Ежик потратил много времени на то, чтобы Медвежонок представил саму такую возможность: Ежика нет в его жизни. Для Медвежонка Ежик всегда где-то есть, где-то рядом, и они скоро должны увидеться. Медвежонок не хочет понимать того, о чем говорит Ежик, не потому, что он такой глупый, а потому что он не может представить своей жизни без Ежика. Слова Медвежонка, из которых это видно: «Если тебя нет, то и меня нет». Эти слова можно назвать главными словами сказки и использовать в качестве названия сказки. В них выражена главная мысль сказки: если кого-то любишь, то не представляешь себе жизни без него.

Когда дети еще раз просмотрят весь текст, они найдут другие очень важные слова, которые произносит Ежик: «Как все-таки хорошо, что мы друг у друга есть!». Эти слова тоже могут быть названием сказки, потому что в них выражено главное переживание автора, которым он делится через своего героя. Смысл этого переживания в том, что каждому необходим друг, с которым можно поговорить, разделить переживание красоты (даже молча посидев рядом). Это должно быть понятно детям, поскольку они знакомы с другими текстами С. Козлова, такими как «Разрешите с вами посумерничать», «Когда ты прячешь солнце, мне грустно», «Теплым тихим утром посреди зимы» и др. В начале сказки «Если меня совсем нет» видно, как друзья проводили время осенними вечерами: они вместе наблюдали за появлением месяца «и каждый вечер… собирались то у Е жика, то у Медвежонка и о чем-нибудь говорили».

Ответить на заключительный вопрос: «О чем же эта сказка?», детям помогают мнения Кости и Маши. Эти два мнения обобщают то, что дети уже обсудили, а точнее, основную мысль и главное переживание, выраженные в сказке через самые важные слова Ежика и Медвежонка. Обратная сторона слов Ежика: «Как все-таки хорошо, что мы друг у друга есть!», это – «Как плохо остаться одному, без друга», то есть как раз то, о чем говорит Костя. Мнение Маши связано с тем переживанием, которое заложено в словах Медвежонка: «Если тебя нет, то и меня нет». Дети могут высказать свое мнение, выразить смысл сказки (сказать, о чем эта сказка) своими словами. Важно, чтобы школьники понимали, что и К остя, и Маша говорят об одном и том же, но с разных точек зрения. В любом случае смысл сказки в том, чтобы читатель еще раз задумался над ценностью дружбы и смыслом любви.

С. 174–175. Поход в «Музейный Дом». О. Ренуар.

Портрет Жанны Самари

Рассматривая портрет, дети обнаружат, что Жанна одета в нарядное, изумрудного цвета платье, украшенное букетиком роз, обратят внимание на ее изящные украшения (браслет с камнями и колечко) и смогут предположить, что перед ними человек искусства, скорее всего актриса. Весь портрет в целом производит яркое, праздничное впечатление: можно с легкостью представить, как Жанна поет, танцует, как громко и заразительно смеется. Это первый внешний этап восприятия портретного образа, созданного художником.

Далее дети будут вглядываться в лицо Жанны Самари. Мнения, которыми делятся Миша, Маша и Костя, позволят школьникам высказать свою точку зрения. Главное, чтобы дети почувствовали – перед ними сложный глубокий человек. Во взгляде этой молодой женщины можно уловить оттенки самых разных чувств и переживаний: чувство радости и легкой грусти, ощущение собственного очарования и доброжелательное, сочувственное отношение к людям.

Следующий блок вопросов помогает школьникам представить, как ведет себя героиня портрета в обычной жизни (не на сцене), как она общается с людьми. Сама поза Жанны (одной рукой она подпирает щеку, как будто бы приготовилась выслушать чей-то длинный рассказ), ее внимательный взгляд, открытое лицо говорят о том, что она умеет слушать и способна поддержать человека в сложной ситуации.

Заключительные вопросы, которые задает Волшебница, подводят детей к обобщенному, целостному восприятию портрета: в нем создана атмосфера молодости, красоты, праздника и одновременно ощущается сложность человеческих чувств и переживаний.

Пишите в комментариях если есть вопросы!!! Ответим!