Глава 3. Пытаемся понять, почему люди фантазируют

Ответы к стр. 101. Комментарий к третьей главе

Задачи этой главы – на примере литературных, живописных и музыкальных произведений найти ответ на вопросы: зачем нужна фантазия? Почему люди фантазируют? Как меняется окружающий мир, если смотреть на него сквозь волшебное стекло воображения?

Первая часть главы продолжает работу с такими приёмами, как олицетворение, сравнение, звукозапись, которые придают фантазии автора конкретную форму и, таким образом, помогают создавать яркие убедительные образы. Также продолжается обучение умению пользоваться Толковым словарём, выбирать нужное значение слова из нескольких вариантов.

На очередном занятии клуба «Ключ и Заря» обсуждается вопрос: «Почему люди фантазируют?».

В первой части главы разбирается отличие рассказа от сказки и небылицы по цели и построению. Таким образом, мы учимтся анализировать прочитанный текст и соотносить его с рассказом (сказкой, небылицей) не по внешней интриге, а по цели написания и по логике развития событий.

Эта часть главы завершается походом в «Музейный Дом». Цель похода – рассмотреть приёмы, которые делают изображённые на картине П. Филонова Нарвские ворота живыми, выражающими определённые чувства, вписанными в жизнь большого города.

Продолжает отрабатываться навык выразительного чтения по ролям (Тим Собакин «Игра в птиц»).

Далее, во второй части демонстрируется, что каждый человек по своей воле может переступить тот порог, за которым обыденность оборачивается сказкой (К. Бальмонт «Гномы»); всё зависит лишь от силы воображения! Мы и сами, фантазируя, можем создавать необычные истории и миры.

? с. 101 — Так почему же люди фантазируют? — спросил Михаил Потапович.
               А ты знаешь ответ на этот вопрос?

Михаил Потапович поддерживает мнение Миши и обобщает всё им сказанное (люди начинают фантазировать, когда пристально всматриваются в окружающий мир). Летучая Мышь подсказывает, что фантазёрам все вокруг кажется одушевлённым и живым. Пример такого «одушевления» – стихотворение Новеллы Матвеевой «Картофельные олени».

Ответы к стр. 102 — 103. Новелла Матвеева. Картофельные олени

? Ты когда-нибудь замечал(а), как весной прорастает картошка?
Что показалось герою (героине), когда он(а) смотрел(а) на картофелины? А тебя воображение уводило когда-нибудь так далеко?
Докажи на примере этого стихотворения, что в основе фантазии могут быть такие приёмы, как СРАВНЕНИЕ и ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ. А для кого автор использует звукозапись?

В детском саду или на занятиях по труду из картофеля действительно часто делают поделки – оленя или бычка: сама картофелина напоминает туловище животного, а ножки можно сделать из спичек. А если представить такую фигурку «с ростками ужасной длины», увеличится ли сходство с оленем? Кто же является врагом, против которого картофель обзаводится каждую весну «рогами»?

Приёмы сравнения и олицетворения: картофель «оживает», специально «отращивает» рога (олицетворение); ростки ветвятся, подобно оленьим рогам (сравнение); овощной склад имеет вид разъярённого стада (сравнение); «бедной» картошке не хочется лезть в кастрюлю (олицетворение). Таким образом, приёмы сравнения и олицетворения придают стихотворению яркость, убедительность.

Эффект «разъярённого стада» картофелин-оленей усиливает звукопись: частое «ро» – «ра» (маркированы цветом).

Ответы к стр. 103 — 113. Саша Чёрный. Дневник Фокса Микки

Глава «О Зине, о еде, о корове»

с. 105

? Вернись к названию произведения.
   Посмотри в Толковом словаре, какие значения есть у слова «дневник». Можешь объяснить, что означает это слово в данном случае? От чьего лица написан этот дневник? Найди и зачитай только те строчки, из которых понятно, что дневник пишется от лица…

Найдём слово «дневник» в Толковом словаре и выясним, что в названии этого произведения оно использовано в первом значении: книга, журнал, в который записываются наблюдения, события. Отметим, что дневник написан от имени собачки породы фокс по имени Микки. В подтверждение этого зачитаем следующие строчки: «Гав! Я умею думать – и это самое главное. Что лучше – думающий Фокс или говорящий попугай? Ага!»; «Но фоксы гораздо прилежнее девочек. Теперь я пишу не хуже Зины»; «Я деликатнее всех собак, потому что я породистый фокс»; «А после обеда все бы барахтались и визжали, как Зина со мной… Гав-гав!».

Много ли времени фокс Микки проводит со своей хозяйкой? Уточни это, внимательно просмотрев текст этой главы.

Чтобы подтвердить, что фокс Микки очень много времени проводит со своей хозяйкой, нам понадобится подробно перечитать текст и найти косвенные подтверждения этому. Строчки, в которых Микки сравнивает Зину с собачкой: «Моя хозяйка Зина больше похожа на фокса, чем на девочку: визжит, прыгает, ловит руками мяч и грызёт сахар, совсем как собачонка», показывают, что Микки постоянно резвится и играет с хозяйкой. То, что Зина показывает Микки свои тетрадки по разным предметам, говорит о том, что фокс не расстаётся со своей хозяйкой и в то время, когда она готовит уроки (поэтому Микки знает, как пишет Зина и сравнивает свои буквы с Зиниными). Микки находится рядом с Зиной и во время еды: он знает, что едят люди, как ведут себя дети и Зина за столом (просят ещё), а сам «погрызу косточку, съем, осторожно взяв из рук Зины, бисквит, и всё». И спит Микки, видимо, рядом с хозяйкой: в своём дневнике он замечает – «А Зина ест даже ночью: прячет под подушку бисквиты и шоколадки и потихоньку чавкает».

? Правда ли, что Микки чрезвычайно наблюдательный? Сумеешь это подтвердить строчками из текста? О чём мечтает Микки?

То, что фокс Микки очень наблюдателен, подтверждают строчки, в которых он: ставит три звёздочки, когда заканчивает какую-нибудь мысль (он заметил такую особенность в детских книжках); отмечает очень подробно, что именно и когда едят люди (в том списке, который он составил путём НАБЛЮДЕНИЙ, есть и кисель, и суп, и мороженое).

Чтобы ответить на вопрос, о чём мечтает Микки, зачитаем два последних абзаца этой главы: фоксу хочется, чтобы люди поняли, что нет ничего лучше, чем обедать на траве перед домом сырыми котлетками и потом барахтаться и визжать, как это делают он и Зина. Иными словами, Микки не нравятся и непонятны многие привычки людей, он хотел бы, чтобы люди прониклись его взглядом на жизнь.

Глава «Осенний кавардак»

с. 108

? Почему эта глава так называется?
   Найди в тексте подтверждение тому, что в доме — кавардак. Куда и почему переезжает семья Зины? Всем ли нравится переезд в Париж?

Уточним в Толковом словаре значение слова «кавардак». В доказательство того, что в доме царит беспорядок и неразбериха прочитаем следующие строчки из текста: «Снимают ковры, пересыпают каким-то нафталином» (вещи убирают с привычных мест: ковры, видимо, сворачивают, в доме непривычный, неприятный запах); «Зина собирает свои книжки…» (когда собирают вещи, всегда беспорядок: открыты шкафы, стоят стопки книг, коробки…); «Братец её лежит в своей колясочке перед клумбой и визжит, как щенок» (все настолько заняты переездом, что никто не успевает подойти к малышу); «Грузовик забрал вещи. В столовой – бумаги и сор» (вещи вывезли, комнаты опустели, остался случайный мелкий мусор).

С наступлением осени семья Зины из летнего загородного дома (дачи) переезжает в город, в Париж. Переезд не нравится не только фоксу («Ни за что я в Париж не поеду. Спрячусь у коровы в соломе – не разыщут»), но и Зинин папа воспринимает переезд, как большое неудобство («Собачья жизнь! – говорит Зинин папа»).

? Интересны ли наблюдения Микки о смене времён года? Приведи пример из текста. Понравились ли тебе фантазии Микки о весенних переменах у людей и собак?

Признаками наступившей осени для Микки являются не только листопад, туманы и дождливые дни, но и то, что «большая собака заберётся в будку и будет храпеть с утра до вечера». Дождик фокс Микки воспринимает, как живое существо: «Хлюпает дождик. Как ему не надоест целый день хлюпать?».

Первое же описание прихода весны сделано не просто от лица собачки, но глазами собачки: «вдруг потянет теплом», «налетят со всех сторон сумасшедшие птицы», «небо станет как вымытая Зинина голубая юбка», «на чёрных палках покажутся зелёные комочки…» – короткошёрстный фокс чувствует прежде всего тепло, отмечает огромное количество птиц, сравнивает небо с цветом Зининой юбки, ветки деревьев называет палками, а почки – комочками…

Далее следует оригинальное наблюдение: деревья каждую весну молодеют, а люди и собаки – нет. Фокс размышляет о фантастической возможности: чтобы на лысом мужском черепе каждую весну зеленела травка, чтобы у каждой собаки в апреле на кончике хвоста распускался бутон…

Глава «Я один»

с. 112 — 113

? Подтверди, что Микки воспринимает ветер как живое существо. Почему он сравнивает его с собакой? А ещё почему?

Бросается в глаза яркость образа-олицетворения, который создал Саша Чёрный, описывая осенний ветер глазами собачки. Это, говоря в шутку, не о-лице-творение, но о-мордо-творение. Фокс вспомнил, как люди обычно называют такой ветер («собачий ветер»). (Вспомним и встречающееся в тексте выражение «собачья жизнь», и бытующее выражение «холод собачий».) Фокс воспринимает ветер как обычное живое существо и совершенно по-бытовому, как о само собой разумеющемся факте, говорит: «Вообще, ветер – дурак». Причина, по которой фокс считает именно так, состоит в том, что ветер дует в голом парке, где взять (сорвать) нечего. Фокс называет ветер также бандитом, поскольку он врывается в дом и дует повсюду и поскольку от него никуда не спрячешься. Но главное в этом восприятии даже не то, что ветер – живой для фокса Микки, но то, что он «пищит … скулит… и подвывает так, точно его мама была собакой».
Фокс поражён, что при всех этих абсолютно собачьих звуках, у ветра нет «ни морды, ни глотки, ни живота, ни зада…».

С кем общается Микки на даче после отъезда хозяев? (Чтобы ответить на этот вопрос, посмотри не только эту главу, но и предыдущую).

Внимательно просмотрев текст, мы отметим, что фокс иногда ходит в гости к дворовой собаке, которая живёт в будке и играет с ней, но собака кажется ему слишком «глупой и необразованной»; что Микки общается с садовником, который должен его кормить, и получает что-нибудь вкусное от мясника, когда тот приезжает; что он общается с кошкой и котятами, дружит с мышами и пытается завязать общение даже с петухом.

Найди то место в этой главе, где рассказывается об отношении Микки к мышатам. Просмотри эту главу ещё раз. Какой вывод можно сделать о характере Микки?

— Главное в Микки, что он очень добрый, — сказала Маша.

? Ты можешь найти подтверждение Машиному выводу?

— А я думаю, самое важное то, что Микки — умный и смелый, — сказал Миша.

? Ты разделяешь Мишино мнение? Какие строчки в тексте привели Мишу к такому выводу?

Фокс не просто добрый и любит мышат. Пусть обнаружат, что фокс умный: он сдерживает проявление своих чувств любви, боясь напугать мышонка; он сдерживает и своё желание поиграть с мышонком в любимую игру по тем же соображениям. Фокс смелый: он готов защищать мышат, если им будет угрожать опасность со стороны кошки.

? Теперь посмотри ту часть главы, где Микки рассказывает о своих огорчениях. Покажи на любых двух примерах огорчений, что Миккки не просто жалуется, но и размышляет о жизни.

Просматривая ту часть главы, где Микки рассказывает о своих огорчениях, можно заметить, что фокс не просто жалуется, но и размышляет о жизни, делает из конкретного, происшедшего с ним неприятного случая какие-то общие выводы, вспоминает правила, нужные в жизни. Так, обнаружив в своей миске чёрного таракана, фокс пускается в рассуждения о том, что существование птиц и зверей как-то оправдано, а вот «…кому нужны чёрные тараканы?!» совершенно непонятно.

После случая с автомобилем фокс Микки не просто негодует и возмущается: «Почему он (автомобиль) не гудел на повороте?»; «Почему обрызгал меня грязью?», но и высказывает свой взгляд на автомобили вообще: «Ненавижу автомобили! И не по-ни-ма-ю…».

Налетев в огороде на колючую проволоку, Микки не только жалуется («Уй-ю-юй, как больно!»), но и вспоминает правило, которое знает от Зины: «…если порежешься ржавым железом, надо сейчас же смазаться йодом».

Какое огорчение является для Микки самым главным? Почему ты так думаешь? Зачитай строчки, из которых видно, что это огорчение для Микки закончилось.

Безусловно, самым главным огорчением является «Зина меня забыла!», потому что фокс измучился от навалившихся на него несчастий (холода, голода, одиночества) и огорчений, устал от них, соскучился по своей главной подружке и хозяйке Зине, которая делила с ним его радости и невзгоды.

Последние три строчки главы «Я один» показывают, что это огорчение для Микки закончилось: за ним приехала Зина, и он уже третью неделю живёт с хозяевами в Париже.

? Просмотри весь текст с начала до конца. Найди как можно больше подтверждений тому, что окружающий мир здесь показан глазами собачки.

? Как ты думаешь: чтобы написать такое произведение, как «Дневник фокса Микки», нужно иметь богатую фантазию?

Эти два вопроса направлены на то, чтобы мы ещё раз просмотрели весь текст с начала до конца и зачитали как можно больше конкретных предложений из него, по которым видно, что он написан от лица собачки.
Вспомним, какие яркие и необычные сравнения, олицетворения, природные описания и рассуждения о жизни использовал в своем тексте Саша Чёрный, чтобы показать читателю мир глазами собачки, и придём к выводу, что для того, чтобы написать такое произведение, нужно иметь очень богатую фантазию.

Ответы к стр. 114 — 118. Татьяна Понамарёва. Автобус

? Сколько героев (действующих лиц) в этой истории?
   Миша говорит, что двое, а Маша — что их не меньше трёх. А как думаешь ты?

В рассказе Т. Пономарёвой «Автобус» – три действующих лица. Двоих определить легко – это бабушка и потерявшийся автобуc. Третий герой – внук (внучка), от лица которого и ведётся рассказ. («За ночь мы с бабушкой несколько раз просыпались и выглядывали в окно…»). За словом «мы» могут скрываться и другие члены семьи: дедушка, мама, папа, тетя и т. д.

? Поведение автобуса напоминает тебе чьё-то ещё поведение? Чьё именно? Объявление в газете подтверждает твою догадку?

Очевидно, что и поведение автобуса, и характер объявления о пропаже напоминают ситуацию с потерявшимся домашним любимцем, скорее всего собакой.

Симпатичный ли человек бабушка? Она похожа на твою бабушку?

Поведение бабушки показывает, что она добрый человек, способный посочувствовать и помочь. Она пытается прогнать автобус, но не находит в себе сил это сделать: ей тут же «стало его жаль». Вопрос: «Похожа ли бабушка из этого текста на твою бабушку?» отсылает нас к нашему собственному жизненному опыту.

— Это сказка или рассказ? — спросила Машина подружка Таня Перова.
— Конечно, это сказка! — рассмеялся Миша. — Разве автобус может потеряться? Может вести себя, как собака?
— Это рассказ! — убеждённо возразила Маша, но доказать не смогла.
— Это небылица, — сказал Костя Погодин.
Все выжидательно посмотрели на Михаила Потаповича.
— Выдумка может быть и в небылице, и в рассказе, и в сказке, — сказал Главный Библиотекарь. — Я предлагаю сначала обсудить Костино мнение. Чтобы решить, прав ли Костя, нужно задуматься над тем, что у небылицы, у сказки и у рассказа — разные цели.

Цель небылицы — поразить слушателей необыкновенной выдумкой, тем, чего не бывает.
Цель сказки — приоткрыть слушателям тайны природных сил и научить общаться с одушевлённым миром природы и с волшебным миром.
Цель рассказа — «рассказать» случай из жизни (пусть даже выдуманный!), но так, чтобы раскрыть характеры конкретных людей).

? Теперь ты сможешь ответить на вопрос: прав ли Костя? Этот текст — действительно небылица?

— Обсудим мнение Маши и Миши, — предложил Михаил Потапович. — Ещё раз прочитайте, каковы цели сказки и рассказа. Итак, «Автобус» — это сказка или рассказ?

? Как ты ответишь на этот вопрос? Мнения ребят разделились. Михаил Потапович сказал, что так и должно быть: по смыслу это сказка-рассказ!
— Но вот по ПОСТРОЕНИЮ это точно…

? Как ты думаешь, что ещё хотел сказать Михаил Потапович? Ты соглашаешься с ним?

В рассказе события развиваются так же, как в обычной жизни, то есть подчиняются СЛУЧАЮ. А в сказке развитие событий подчиняется строгим сказочным ЗАКОНАМ.

— Хотите проверить своё предположение? — спросила ребят Анишит Йокоповна. — Замените в тексте слово «автобус» словом «пёс» и прочитайте ещё раз. Сразу всё увидите.

? Ты тоже замени слово «автобус» словом «пёс» и проверь, действительно ли по построению это рассказ, хотя события в нём — необыкновенные?

Анализ поведения автобуса позволит провести различие между сказкой (небылицей) и рассказом, исходя не из внешней интриги, а на глубинном уровне (по цели и по построению произведения). После того как мы ознакомимся с содержанием первого и второго плакатов Летучей Мыши (цели небылицы, сказки, рассказа; построение рассказа и сказки), нам будет нетрудно соотнести «Автобус» с рассказом (так как это произведение «рассказывает» случай из жизни и раскрывает характеры конкретных людей: потерявшемуся автобусу сочувствует, беспокоится за него не только бабушка, но и внук (внучка); события развиваются не по строгим сказочным законам, а так, как в обычной жизни – подчиняются случаю).

Если же такие рассуждения кажутся слишком сложными, можно правильно определить это произведение как рассказ, последовав совету Анишит Йокоповны).

Можно ли сказать, что автор этого произведения воспринимает неодушевлённые предметы как живые? Как называется такой приём?

Приём «одушевления» неодушевлённых предметов называется олицетворением.