Проверьте себя

1. Сравните письменность и школьное обучение в Древ­нем Египте и Двуречье. Какая была у детей мотивация к учению?

В Древнем Египте писали иероглифами на папирусах, а в Двуречье значками-рисунками на глиняных дощечках (клинопись). В школах Египта обучались только мальчики. Девочки из богатых семей получали образование дома. При обучении большое внимание уделялось письму, многократному переписыванию текстов, также в школах изучали математику и астрономию.

Как и в Древнем Египте в шумерских школах учились только мальчики (девочки могли учиться дома). Они изучали клинопись, переписывали древние мифы и сказания, законы царей, таблички ученых-звездочетов. Профессиональных писцов готовили в школах при храмах, которые существовали во всех крупных городах. Также ученики получали как базовые основы арифметики, так и более фундаментальные знания из области математики, лингвистики, литературы, географии, минералогии, астрономии. Школы Двуречья имели библиотеки клинописных текстов.

Мотивацией к обучению детей в школе являлось то, что образованные люди (писцы) были самыми уважаемыми людьми, считались мудрецами и пользовались привилегиями.

2. Какая письменность способствовала появлению на­шего алфавита?

Финикийская фонетическая письменность стала родоначальницей большинства современных алфавитов, в том числе и нашего. В финикийском алфавите каждому согласному звуку соответствовала буква.

3. Вы узнали, что первые законы появились очень дав­но, ещё до нашей эры. Подумайте, что может быть обще­го между современными законами и принятыми во време­на царя Хаммурапи.

Законы царя Хаммурапи стали первым в мире юридически обоснованным документом, имеющим четкие и продуманные формулировки, исключающие двусмысленность и охватывающие многие области юридических взаимоотношений между государством, гражданами, негражданами, а также отношение к имуществу и действиям.

Общее между современными законами и законами царя Хаммурапи:

- едины для всех,
- за преступление полагается наказание,
- унифицируют нормы поведения в обществе,
- стройность и однозначность формулировок,
- оценка действий по закону, а не по справедливости.

Различие: законы царя Хаммурапи были отражением древней культуры, поэтому, согласно духу того времени, были очень кровавыми.

4. Какой правитель носил титул «великий царь, царь царей»? Почему его так называли?

Титул «Царя Царей» носил Кир – основатель Персидской империи и последующие цари империи. К титулу персидского царя они присоединял титулы правителей покоренных стран – Вавилона, Мидии и др.

5. С помощью Интернета и дополнительной литературы соберите информацию и подготовьте сообщение (сопроводив его электронной презентацией) об одном из выдающихся полководцев древности.

Кир II Великий

Образ Кира оставил глубокий след в древневосточной и античной литературе. В короткий срок вождь небольшого, мало кому известного племени основал могущественную империю, распростершуюся от Инда до Эгейского моря и пределов Египта. Кир был великим воином и государственным деятелем, не только отличался большим политическим умом и дипломатической дальновидностью, но пользовался удачей, которая отдала в его руки Мидию, Лидию и Вавилонию, раздираемые внутренними распрями и видевшие в нём не столько чуждого завоевателя, сколько освободителя. Его всеми признанная гуманность, коренившаяся как в личном характере, так и в более чистой религии, окружила его личность ореолом и вызвала в истории Передней Азии светлый период между ассирийскими зверствами и позднейшим персидским деспотизмом. Он явился желанным для народов и ушёл, обновив Азию и начав новый период её истории. В памяти персов он остался как «отец народа», иудеи называли его помазанником Иеговы. Популярность личности Кира в древности была столь велика, что ему приписывались феноменальные способности (например, что он поименно знал своих воинов).

Происхождение Кира

Биография Кира известна в основном из трудов Геродота. Оригинальные источники малочисленны. Кроме цилиндра с воззванием Кира «к вавилонянам», сохранилось лишь несколько частных вавилонских документов, которые помогают вести хронологию событий.

Возможно, Кир был сыном Камбиса I из династии Ахеменидов, основанной легендарным Ахеменом, ведущего клана в персидском племени пасаргадов. Согласно Геродоту, матерью Кира была дочь мидийского царя Астиага (Иштувегу) Мандана, которой предсказали, что она родит сына, который станет владыкой мира. Точный год рождения Кира неизвестен, считается что он появился на свет на отрезке времени от 600 до 590 года до н. э., наиболее вероятно в 593 году до н. э. О его детстве и юности известно только из легенд, которые часто противоречат друг другу. Греческий историк Ксенофонт также пишет о том, что уже в V веке до н. э. о жизни Кира Великого рассказывали по-разному. Есть несколько версий происхождения Кира II Великого. Например, по версии, записанной Ктесием, Кир был сыном нищего мардианского разбойника Атрадата (марды были кочевым персидским племенем), который впоследствии возвысился, поступив на службу к Астиагу. Предсказание о будущем величии, изреченное вавилонскими магами, подвигло Кира к побегу в Персию и к началу мятежа.

Восстание против Мидии

Если верить Геродоту, утверждавшему, что правление Кира продлилось 29 лет, в 559 году до н. э. Кир стал вождём персидских оседлых племен, среди которых главенствующую роль играли пасаргады. Они находились в зависимости от мидийского царя. В 553 году до н. э. Кир выступил против мидийского царя Астиага. Геродот и Ктесий называют войну персов с мидянами восстанием, успех которого в значительной мере был обусловлен существованием в Мидии партии, недовольной Астиагом, и изменой. Согласно Геродоту, причиной войны между двумя этими царствами послужил заговор знатного мидийца Гарпага, которому, как уже говорилось выше, Астиаг нанёс жестокую обиду. Он сумел привлечь на свою сторону многих знатных мидийцев, недовольных суровым правлением Астиага, а затем подговорил Кира поднять восстание. Падение Мидии, кроме недовольства и измены, было облегчено и династическим кризисом: у Астиага не было наследника-сына.

Кир захватил мидийскую столицу Экбатану и объявил себя царём как Персии, так и Мидии, приняв при этом официальный титул мидийских царей. С захваченным в плен Астиагом Кир обошёлся милостиво и даже назначил его наместником Гиркании и женился на его дочери (здесь уже Кир, получается, был не сыном дочери Астиага, а её мужем). Мидия и мидяне и при Ахеменидах не были унижены и считались равноправными с персами. Экбатана продолжала сохранять значение столицы, деля эту роль с Персеполем, Пасаргадами и Сузами. Всё это обусловило в глазах окрестных народов взгляд на Персию, как на продолжение Мидии. У мидян персы заимствовали систему государственного управления, во многом восходящую ещё к ассирийской.

Завоевание Лидии

В 547 году до н. э. на сторону Кира добровольно перешла Киликия и предоставила ему военную помощь. За это Кир никогда не посылал в неё сатрапов, а оставил у власти местных правителей, которые должны были платить ему дань и в случае необходимости выставлять войско.

Таким образом, Кир вплотную подошёл к границам Лидийского царства — одного из самых могущественных государств Ближнего Востока, также претендовавшего на гегемонию в Малой Азии. В 547 году до н. э. лидийцы вторглись в Каппадокию. Туда же направился Кир, по пути пополняя свою армию из представителей тех народов, по территории которых он проходил.

У города Птерия, на восточной стороне реки Галис, произошла кровопролитная битва, но она закончилась безрезультатно и ни одна из сторон не рискнула вступить в новый бой. Крез отступил в свою столицу — Сарды и решил основательнее подготовиться к войне и попытаться получить более эффективную помощь от своих союзников: Египта, Спарты и Вавилона. Однако Кир, который знал о действиях и намерениях своего противника, решил застигнуть его врасплох и стремительно двинулся к Сардам. Жители Сард вовсе не ожидали такого нападения и узнали о нём, лишь когда персидские войска появились у стен города. Крез вывел свою армию, состоящую из конников, вооруженных копьями, на равнину перед Сардами. Кир по совету своего полководца, мидийца Гарпага, поставил всех следовавших в обозе верблюдов впереди войска, посадив предварительно на них лучников (военная хитрость, к которой впоследствии прибегали и многие другие полководцы). Кони в лидийском войске, почуяв незнакомый запах верблюдов и увидев их, обратились в бегство. Однако лидийские всадники соскочили с коней и стали сражаться пешими, но под напором войск Кира вынуждены были отступить в Сарды и запереться в акрополе. После 14-дневной осады персы взяли акрополь, пробравшись туда с неприступной и поэтому почти не охраняемой стороны, а Крез был взят в плен и доставлен к Киру.

Подчинение Вавилонии

Весной 539 года до н. э. персидская армия двинулась в поход на Вавилон. Вавилонское войско стало лагерем у города Опис, прикрывая переправы через Тигр. Но Кир в 20-х числах сентября неожиданно обошёл Мидийскую стену с запада. Посланный Киром корпус Угбару осадил Вавилон, в котором находился сильный гарнизон во главе с сыном Набонида Валтасаром. Сам же Кир ударил по армии Набонида, стоящей у Описа, с тыла. В сражении у Описа, происшедшем в самом конце сентября, вавилонская армия потерпела жесточайшее поражение и бежала. 12 октября, согласно вавилонским источникам, Угбару вступил в Вавилон. Согласно Геродоту, Кир велел отвести реку и вступил в город по её руслу, в то время как жители справляли какой то праздник, но современная событиям Вавилонская хроника ничего об этом не говорит, и поэтому многие историки считают сообщение Геродота недостоверным. Однако, существует библейская притча о так называемом «Пире Валтасара», который он дал перед самым падением Вавилона. Во время пира по легенде Валтасар увидел кисть руки, которая писала огненные буквы на стене. И вот что начертано: «мене, мене, текел, упарсин». Вот и значение слов: «мене» — исчислил Бог царство твоё и положил конец ему; «Текел» — ты взвешен на весах и найден очень лёгким; «Перес» — разделено царство твоё и дано Мидянам и Персам. В ту же ночь Вавилон пал. Валтасар, пытавшийся оказать сопротивление персам в центре города, был убит.

Отношение Кира к вавилонянам и другим покорённым народам

Захватив Месопотамию, Кир формально сохранил Вавилонское царство и ничего не изменил в социальной структуре страны. Вавилон стал одной из царских резиденций, вавилоняне продолжали занимать преобладающее положение в государственном аппарате, а жречество получило возможность возродить древние культы, которым Кир всячески покровительствовал. Более того, власть Кира в Вавилоне не рассматривалась как чужеземное господство, так как он получил царство «из рук бога Мардука», исполнив древние священные церемонии. Кир принял титул «царь Вавилона, царь стран».

После захвата Вавилонии все западные страны до границ Египта — Сирия, Палестина и Финикия — подчинились персам добровольно. Торговые города Финикии так же, как вавилонские и малоазийские купцы, были заинтересованы в создании большого государства с безопасными дорогами.

Народам, которые были насильно поселены в Месопотамию вавилонскими царями, Кир разрешил вернуться в свои страны. Возвращение в Палестину иудеев, которых некогда увел в плен вавилонский царь Навуходоносор, было частным случаем этих общих мер Кира.

Вероятно, Киром был реабилитирован и финикийский Сидон, разрушенный ещё Асархаддоном и с тех пор утративший своё значение. По крайней мере, теперь снова в нём появляются цари. Привлекая на свою сторону иудеев и финикийцев, Кир готовил себе преданное население западных областей, имевших первостепенное значение, как база для операций против единственного оставшегося крупного государства — Египта, а также для создания флота, который мог стоять только в Финикии и пополняться финикийскими моряками.

Смерть Кира

Войну с Египтом при энергичном фараоне Амасисе Кир, очевидно, считал преждевременной и обратился против кочевых племен Ирана и Средней Азии. Неизвестно, тогда ли вошли в состав Персидского государства те области, которые перечисляются в списках Дария (Парфия, Дрангиана, Ария, Хорасмия, Бактрия, Согдиана, Гайдара, Саки, Саттагида, Арахосия и Мака), или они были присоединены ещё до завоевания Вавилона.

Один из походов Кира в Среднюю Азию стал для него роковым. В июле 530 года до н. э., согласно Геродоту, в битве против массагетов на восточной стороне реки Яксарт Кир потерпел полное поражение и погиб. По утверждению Геродота «царица» (то есть женщина-вождь) массагетов Томирис, мстя Киру за смерть сына, приказала найти тело Кира и окунула его голову в бурдюк, наполненный кровью, предлагая ему таким образом утолить ненасытную жажду крови. Однако, поскольку доподлинно известно, что Кир был погребён в Пасаргадах (где его останки видел ещё Александр Македонский), этот эпизод считают недостоверным. Берос говорит, что Кир пал в битве с дахами после девятилетнего царствования в Вавилоне. Ктесий сообщает о войне с дербиками (кажется, на границах Индии) и опять-таки не обходится без легенд, совершенно отличных от приведённых Геродотом. Во всяком случае, место смерти Кира везде указывается на крайних пределах государства, вероятно требовавших особенного наблюдения и поставивших престарелого царя перед необходимостью лично вести войну.

Царствовал Кир 29 лет и погребен в Пасаргадах, где до сих пор сохранился памятник, считающийся его гробницей и напоминающий по стилю малоазиатские мавзолеи.