Параграф 16
ОКОНЧАНИЕ СМУТНОГО ВРЕМЕНИ
Вопросы в тексте параграфа
Что заставило российский народ объединиться во имя спасения Отечества?
К концу 1611 году Российское государство стояло на пороге потери национальной самостоятельности и государственности как таковой. Поляки взяли Смоленск, Москва была сожжена польским гарнизоном, засевшим в Кремле, шведы заняли Новгород и выставили своего королевича кандидатом на московский престол, на юге в Россию вторглись войска Крымского хана, а Англия намеревалась захватить северное побережье страны. Первое дворянское ополчение под Москвой со смертью Ляпунова развалилось. Страна осталась без правительства. Боярская дума упразднилась сама собой, когда поляки захватили Кремль. Государство, потеряв свой центр, стало распадаться на части, все были порознь.
Попытки объединить страну были предприняты боярским и дворянским сословием, однако без поддержки остальных социальных классов они были обречены на провал. Спасение Отечества стало возможным только при условии всеобщего народного единства, согласия и примирения всех разрозненных классов русского общества.
Войска самозванца Лжедмитрия II и поддерживающие его польские и казачьи полки показали русскому народу, что их ждет при иностранном владычестве – они вели себя как завоеватели. Казацкие и польские отряды, медленно, но постепенно «вразумляя» разоряемое ими население, заставили, наконец, враждующие классы общества опомниться и объединиться во имя сохранения национальной и религиозной общности, которым угрожали казаки и ляхи. Большую роль сыграла непримиримая позиция патриарха Гермогена, призвавшего народ к восстанию. Также существенное значение сыграла жесткая политика предводителей восстания в Нижнем Новгороде.
Для успеха задуманного необходимы были люди и средства. Люди все как один высказались за поход на Москву. Казалось бы, оставалось лишь собрать средства и сформировать полки, но не тут-то было. Когда нижегородцам было предложено сделать раскладку средств по населению, население сказало: «А у нас денег нет». Один божился, что его товары ушли на Каспий, другой клялся, что казна его в Архангельске, у третьего приказчики уехали в Сибирь – и денег не давали. Тогда Кузьма Минин, великолепно зная сограждан, бросил свой знаменитый клич: «Заложим жен и детей наших, но спасем Русскую землю!» И снова никто не был против. А раз так, то Минин с выборными людьми взял силой и выставил на продажу в холопы жен и детей всех состоятельных граждан города. Главам семейств ничего не оставалось делать, как идти на огороды, выкапывать кубышки с запрятанными деньгами и выкупать собственные семьи. Так была спасена Мать-Россия. Восстание получило всеобщую поддержку, нашлись и средства для снаряжения полков. К восстанию присоединились многие города России, все сословия присутствовали в войске, однако помня о неудавшихся союзах, восставшие не брали в свои ряды тех, кто был запятнан в предательстве страны.
Таким образом Смута, питавшаяся рознью классов русского общества, прекратилась борьбой всего русского общества со вмешавшимися во внутреннюю усобицу сторонними иноземными силами.
Почему день 4 ноября отмечается в России как государственный праздник?
По григорианскому календарю 22 октября (4 ноября) 1612 года войска ополчения Минина и Пожарского штурмом взяли Китай-город, а князь Пожарский вошел в Китай-город с иконой Казанской Божьей Матери на руках. Этот день отмечается Православной Церковью как день иконы Казанской Божьей Матери. По различным политическим причинам и для сплочения народов России этот пример народного единства, согласия и примирения всех сословий России было решено использовать не только на церковном, но и на государственном уровне. Так с 2005 года церковный праздник, переведенный на новый календарь, стал государственным.
Как вы думаете, какие силы могли положить конец Смутному времени?
Первая попытка, сделанная московскими боярами, прекратить смуту и восстановить государственный порядок через унию с Речью Посполитой привела к польской военной диктатуре. Вторая попытка, сделанная средними слоями населения с помощью казачества, привела к распаду земского ополчения и торжеству казачества над дворянством. Овладев властью под Москвой, казачий табор стал правительственным средоточием всей страны и в первый раз, казалось, одержал победу над старым московским порядком. Если бы в казачестве того времени были определенные социальные идеалы и творческие задатки, они могли бы обнаружиться в деятельности казачьего подмосковного правительства. Но их не было: казачьи власти только «сбирали кормы», а казачьи станицы ездили по дорогам и грабили. Страна не могла подчиниться такому правительству.
Конец Смутному времени положил сбор второго ополчения и земский собор всех городов русских. Начали восстание посадские мужики; поддержали провинциальные служилые люди; руководил им князь высокой породы; провозгласило оно определенную национально-охранительную программу, — все данные для того, чтобы к нему потянулись и примкнули все те слои населения, которые не желали польского королевича Владислава с его ляхами и казаков с их Воренком от Марины Мнишек. Движение объединяло земскую Русь и ставило ее против одолевавших врагов, внешних и внутренних одинаково. Повторялся опыт рязанца Ляпунова, но без его роковой ошибки сближения с «воровскою» казачьей массой.
Вспомните примеры из истории России, свидетельствующие об объединении русских земель против общей опасности.
Пожалуй, самый яркий пример, свидетельствующий об объединении русских земель против общей опасности, это сбор общерусского войска с призывом Сергия Радонежского и под предводительством Дмитрия Донского для битвы на Куликовом поле за свободу Руси от ордынского владычества.
Вопросы и задания для работы с текстом параграфа
1. Почему распался тушинский лагерь? Закономерен ли, с вашей точки зрения, исход авантюры Лжедмитрия II?
Распад тушинского лагеря случился не в один момент. Когда тушинцы стояли под Москвой, они прекрасно понимали, что у Василия Шуйского нет военной силы, чтобы одержать победу. Но и у «тушиского вора» тоже не было сил для взятия Москвы. Поддержки многих городов подмосковья тушинцы лишились из-за своего стиля управления «воровского» типа. Тогда тушинцы обратили свое внимание за Волгу на земли Русского Севера, незатронутые Смутой.
С первого натиска тушинцам удалось захватить на севере многие города и уезды. Немедленно начались большие поборы деньгами и натурой, переходившие в простой грабеж. Но одними поборами дело не ограничивалось: «тушинские паны» размещались на частных землях и в крестьянских волостях, в чужих хозяйствах, на постой — для прокормления как их самих, так и их челяди и коней. Такой способ управления возмущал народ Русского Севера, который видел в нем возвращение к постылой старине. Весь север восстал против «тушинского вора».
Началась мелкая война против тушинских отрядов, действовавших на севере. Устюжна, Кострома, Галич, Решма, Юрьевец-Поволжский, Городец, Балахна составили первую линию обороны. За ней в качестве опорного пункта действовала Вологда, крупнейший город Поморья. В Вологде образовался совет обороны. С другой стороны, находившийся в Новгороде талантливый московский полководец Скопин-Шуйский вступил в связь с Вологдой и другими северными городами, посылал туда своих инструкторов и понемногу принял на себя общее руководство всей операцией против тушинцев. Объединенные войска Скопина-Шуйского, северных городов, а также отряды наемных ландскнехтов, которые были даны Москве в распоряжение шведским королем за уступку шведам русских городов (от Ямы до Корелы) на Финском побережье, оттеснили тушинцев на юг к Москве.
Однако шведская «помощь» не прошла для Москвы безнаказанно. Польский король Сигизмунд, воспользовавшись этой «помощью» как предлогом, открыл военные действия под Смоленском. Истинной же причиной похода на Россию было, конечно, желание использовать в интересах Польши и самого короля московское междоусобие и вместе с тем не дозволить Швеции усилиться на счет Москвы. Король осадил Смоленск и прислал в Тушино своих послов внушить тушинским полякам, что им приличнее служить ему, королю, нежели самозванцу. Он требовал их присоединения к королевским войскам и сулил им жалованье и награды. Когда королевские послы явились в Тушино, там уже чуяли приближение Скопина и скорый свой конец. Послов встретили с большим раздражением. Казаки были не склонны сближаться с поляками и служить королю. Со своей стороны королевские послы отнеслись к самозванцу с полным презрением. Вот почему «Вор» не счел возможным медлить в Тушине и после резкой ссоры с поляками уехал в Калугу, куда за ним потянулось и казачество. За каменными стенами они надеялись отсидеться и от Скопина-Шуйского и от поляков. Сами поляки, служившие «тушинскому вору», мало были склонны повиноваться призыву короля; но понимали они и невозможность оставаться в Тушине. После долгих споров они очистили Тушино и ушли к Волоку-Ламскому, а из Волока решили разойтись, кому куда угодно. В марте 1610 года Тушино опустело – тушинский лагерь распался, что стало закономерным исходом тушинской кампании.
Таким образом, среди главных причин распада «тушинского лагеря» можно выделить:
отказ в поддержке «тушинского вора» в городах подмосковья и Русского Севера из-за грабежей и насилия со стороны польских и казачьих войск;
наступление армии Скопина-Шуйского;
отказ в поддержке «тушинского вора» со стороны польского короля Сигизмунда, которому тушинцы просто оказались уже не нужны;
«худой» состав части тушинского войска, так называемых «воров», перебежчиков из Москвы, которые при угрозе разгрома просто вернулись назад в Москву.
2. Охарактеризуйте позицию патриарха Гермогена в отношении призвания на российский престол польского королевича Владислава. Почему служение патриарха Гермогена называют подвигом? Какова в целом была роль Русской православной церкви в годы Смуты?
До польской интервенции политическая роль Гермогена была невелика. В его натуре не было черт политического деятеля. После свержения Шуйского Гермоген сначала выступил за призвание на российский престол польского королевича при обязательном условии принятия им православия. По свидетельствам историков, сделал он это далеко не сразу и не так легко, но только поддавшись уговорам умного предводителя польского войска Жоклевского. Сложно оценить такой поступок патриарха однозначно. Хотя, возможно, он не видел иного выхода из ситуации, в которой оказалась Россия.
После того, как стало понятно, что король Речи Посполитой Сигизмунд III видит Москву, уже стоящую на коленях, и не собирается давать России православного правителя, а планирует сам занять московский престол и провести католизацию русских людей, Гермоген показал свои лучшие качества. Он не испугался поляков, почувствовал в себе главу церкви и осознал свой долг перед верующими. У него достало мужества внушить народу, что, сохраняя верность присяге польскому королевичу Владиславу, если он примет православие, народ никак не должен присягать самому Сигизмунду. Предостерегая свою паству против польского короля, Гермоген стал в открытую оппозицию полякам и запуганным ими боярам. Началась борьба православной Церкви против польской интервенции, борьба, поставившая Гермогена во главе национального движения против поляков.
Пропаганда восстания, ведущаяся от имени патриарха, быстро разошлась по всей стране. Польское правительство взяло патриарха Гермогена под арест, но было уже поздно. О единении с православной Церковью объявила Рязань со своим воеводой Прокофьем Ляпуновым, Нижний Новгород и многие другие города поднялись против поляков. Таким образом, получается, Гермоген открыл глаза русским людям и своей твердостью спас Московское государство от окончательного порабощения.
Осажденные в Кремле поляки не раз посылали к Патриарху послов с требованием, чтобы он приказал русским ополченцам отойти от города, угрожая при этом ему смертной казнью. Святитель твердо отвечал: «Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога. Если все вы, литовские люди, пойдете из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы, если же останетесь здесь, я благословлю всех стоять против вас и помереть за Православную веру». Уже из заточения Гермоген обратился с последним посланием к русскому народу, благословляя освободительную войну против завоевателей. В феврале 1612 года, не дождавшись освобождения Москвы, умер в тюрьме от голода.
3. Приведите доказательства сложного внешнеполитического положения России в 1611 г. Какие планы строили в отношении России европейские державы?
В 1611 году Россия находилась в плачевном положении. Боярское сословия по сути было исключено из дальнейшей борьбы за власть. Дворянское сословие под руководством Ляпунова и казаки Заруцкого и Трубецкого не смогли преодолеть классовые разногласия и обрекли на развал первого ополчения. Иностранные державы, видя падение Москвы, стремятся к разделу государства. Войска польского короля после 20-месячной осады овладели Смоленском и двигались к Москве. С юга в Россию вторглись отряды крымского хана. Шведские войска захватили Новгород и все российское побережье Финского залива. Англия стоила планы захвата богатого ресурсами Русского Севера.
4. Подготовьте рассказ об образовании и деятельности Второго ополчения. Для чего был создан «Совет всей земли»?
О том, что Минин и Пожарский спасли Россию, знают все, но что им для этого пришлось сделать – мало кому известно.
Действительно, Минин и Пожарский были горячими сторонниками национального восстания против поляков и шведов. Собравшийся Земский собор единогласно принял решение, предложенное Мининым и Пожарским, суть которого состояла в том, что Отчизну надо спасать. Для спасения требовались всего две вещи: люди – в войско и деньги – на организацию похода. Людей было достаточно, и деньги у жителей богатого Нижнего Новгорода водились. Казалось бы, оставалось лишь собрать средства и сформировать полки, но не тут-то было. Когда нижегородцам было предложено сделать раскладку средств по населению, население сказало: «А у нас денег нет». Один божился, что его товары ушли на Каспий, другой клялся, что казна его в Архангельске, у третьего приказчики уехали в Сибирь – и денег не давали.
Тогда Кузьма Минин, великолепно зная сограждан, бросил свой знаменитый клич: «Заложим жен и детей наших, но спасем Русскую землю!» И снова никто не был против. А раз так, то Минин с выборными людьми взял силой и выставил на продажу в холопы жен и детей всех состоятельных граждан города. Главам семейств ничего не оставалось делать, как идти на огороды, выкапывать кубышки с запрятанными деньгами и выкупать собственные семьи.
Свою программу Нижний Новгород изложил в особой грамоте, разосланной в города в конце 1611 года. В ней объявлялось о происходящем в Понизовье движении и объяснялись принятые там точки зрения. Особенно много говорилось о казачьем «воровстве» и о желании казаков начать новую междоусобицу для провозглашения сына Марины Мнишек («ворёнка») царем. Отрекаясь от «ворёнка» и от «литовского короля», Пожарский и нижегородцы желали всей землей выбрать нового государя, а до тех пор настаивали на единении всех земских людей, чтобы вместе идти против поляков и казаков. Надеясь на силу объединенной земщины, Пожарский с нижегородцами уверенно говорили о казаках: «дурна никакого ворам делати не дадим». Грамота эта произвела сильное впечатление во всех городах, куда попадала. К нижегородскому ополчению стали тянуться все противники польского короля и казачьей воровской вольницы. При этом казачий атаман Заруцкий принял во внимание создание нового движения в Нижнем Новгороде, которое не планировало учитывать его стремлений посадить на трон сына Лжедмитрия II, и начал действовать. Заруцкий задумал овладеть Ярославлем и пройти в Заволжье, чтобы прервать сообщение Нижнего Новгорода с Поморьем, разобщить их и не дать собрать силы. О наступлении казаков на Ярославль стало известно нижегородцам и было сочтено ими за начало военных действий. Пожарский принял вызов Заруцкого, и борьба началась.
По первоначальному плану Пожарский хотел со своим войском наступать прямо на Суздаль и Москву. Нападение же казаков на Ярославль заставило его переменить намерение. Стало ясно, что главной ареной борьбы будет север. Обе стороны — и земская, и казачья — одинаково понимали, что неразорённый смутой север является прочной базой для того, кто им владеет, — и обе стороны хотели им завладеть. Ранней весной 1612 года Пожарский перебросил свои силы по Волге к Ярославлю, выбил из него казаков, основался в Ярославле и оттуда стал рассылать войска в разные стороны для полного изгнания казаков из Поморья. Под Москвой Пожарскому пока было делать нечего. Там оба его врага – поляки и казаки — держали друг друга в неподвижности: казачья рать не могла ни выпустить поляков из осады, ни сама безнаказанно уйти от стен Кремля и Китай-города. Придя под Москву, Пожарский рисковал стать жертвой нового междоусобия, уже раз сгубившего народное дело. Оставаясь в Ярославле, он мог спокойно выжидать событий, увеличивать свою рать, устраивать свой тыл. Вновь возникавшая земская власть удобнее всего могла действовать в Ярославле, крупнейшем городе всего Замосковья и Поморья.
В Ярославле от имени общего совета 7 апреля 1612 года была разослана по городам грамота с приглашением прислать в Ярославль представителей всех сословий городов. Эти городские представители должны были составить совет «всей земли». Это был единственный легитимный способ вести дела от имени всей России и получить поддержку всех слоев населения страны. Московские земские соборы обычно составлялись из патриаршего совета, боярской думы и земских представителей. Такого состава совета «всей земли» желали и в Ярославле. Но патриаршего совета и боярской думы негде было взять: патриарх Гермоген умер в феврале 1612 года в Московской тюрьме; бояре сидели с поляками в осаде. В Ярославле удовольствовались тем, что собрали освященный собор из имеющегося в наличии духовенства с митрополитом Кириллом во главе. В роли боярской думы выступали в Ярославле бывшие там несколько бояр вместе с начальниками отдельных отрядов в земской рати. Как русским людям, так и иностранцам этот совет представлялся правильным и полномочным народным собранием.
С помощью этого совета и под его авторитетом Пожарский достиг весьма важных результатов в Ярославле. Север был очищен от казаков и целиком перешел в руки земской рати. Шведское правительство, владевшее Новгородом, обещало Пожарскому свой нейтралитет под условием, что в свое время, когда дело дойдет до царского избрания, в Ярославле поставят кандидатуру на московский престол королевича шведского Филиппа. Кроме дел военных и дипломатических, ярославская власть активно занималась устройством самого ополчения и его снабжением. Ярославская рать превратилась в сильную и благоустроенную армию, хорошо спаянную и обученную. Ее военное превосходство над казаками к исходу лета 1612 года стало для всех очевидным. В цели Пожарского и его сотрудников входило и то, чтобы в Ярославле же, не ожидая освобождения Москвы, избрать и царя. Но до этого довести дело не удалось: обстоятельства заставили идти под Москву ранее, чем предполагалось. Была получена весть о приближении к Москве от Смоленска гетмана Хоткевича с польскими войсками и с запасами для Кремлевского гарнизона. Несмотря на вражду с Ярославским правительством, Трубецкой и Заруцкий дали ему знать об опасности, и Пожарский немедля выступил к Москве, чтобы не пропустить в Кремль Хоткевича. Дальнейшая история известна всем. Битва с поляками под Москвой, в которой все-таки часть казачьего войска под руководством «тушинского» боярина Трубецкого помогла восставшим, а другая, непримиримая, часть под руководством атамана Заруцкого ушла на юг России. Объединенное ополчение 22 октября взяло Китай-город, а 26-27 и Кремль капитулировал перед восставшими.
5. Какое значение имело освобождение Москвы от поляков Вторым ополчением?
Безусловно, освобождение Москвы от поляков народным ополчением Минина и Пожарского имело колоссальное значение для сохранения государственности России, православной веры и самого русского народа в качестве самостоятельного евроазиатского суперэтноса. Освобождение Москвы стало естественным спусковым крючком всенародной борьбы против оставшихся на территории России захватчиков.
Многое в жизни русских людей после Смуты осталось прежним. Но во время освободительной борьбы существенно изменился образ мышления среднего служилого сословия – дворян и детей боярских. Если раньше они всегда были сами по себе и становились силой только на службе у государя, то после освобождения Москвы начал формироваться на новых принципах сплоченный и сильный средний класс. Этот класс и оказался настоящим победителем в социальной борьбе. Он освободил Москву; он создал правительство Пожарского; он наполнил своими представителями земский собор 1612-1613 гг.; он, наконец, избрав царя, стал около него твердой опорой его власти. Из среды этого союза выходили виднейшие люди новой московской администрации: городские воеводы; приказные судьи и дьяки; торговые люди и др. Через два-три десятилетия после первой своей победы 1612 года дворянство уже чувствовало свою силу и предъявляло правительству ряд настоятельных петиций об удовлетворении его сословных нужд, а в 1648 году выступило, хотя и корректно, но уже менее почтительно, с требованием законодательной реформы. Англичанин Флетчер был прав, когда в 1591 году предсказывал, что победа в московском междоусобии будет принадлежать не знати и не народной массе, а общественной середине — «войску».
6. Почему 4 ноября стало отмечаться в России как День народного единства?
Эта дата, как и сам праздник, названный Днем народного единства, вобрала в себя изрядную историческую путаницу. В рассматриваемом нами учебнике «История России. 7 класс» (авторы Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов и др., под редакцией А.В. Торкунова) сказано следующее: «22 октября ополченцы заняли Китай-город, а 4 ноября остатки польского гарнизона, засевшие в Кремле, сдались. Москва была полностью освобождена от захватчиков. В честь этого события с 2005 года в нашей стране отмечается государственный праздник – День народного единства».
Это утверждение содержит ряд грубейших исторических ошибок и допущений. 22 октября (по юлианскому календарю) 1612 года бойцы народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, а гарнизон Речи Посполитой отступил в Кремль. Князь Пожарский вступил в Китай-город с Казанскою иконой Божьей Матери и поклялся построить храм в память этой победы.
26 октября (по тому же юлианскому календарю) командование гарнизона интервентов подписало капитуляцию, выпустив тогда же из Кремля московских бояр и других знатных лиц. На следующий день (27 октября) гарнизон сдался. В 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией Матери, 22 октября (по юлианскому календарю), был объявлен государственным праздником, который праздновался в течение трех столетий вплоть до 1917 года.
Откуда же взялось 4 ноября? Причина в разнице между юлианским и григорианским календарем. по григорианскому календарю. В нашей стране он введен Декретом Совета Народных Комиссаров от 24 января 1918 года. Юлианский и григорианский календарь отличаются количеством високосных годов в столетии. С течением времени она увеличивается. Если в шестнадцатом веке она составляла десять дней, то в семнадцатом она увеличилась до одиннадцати, в восемнадцатом столетии она уже была равна двенадцати дням, тринадцати в двадцатом и двадцать первом веках, а к двадцать второму веку эта цифра достигнет четырнадцати дней. Православная церковь России пользуется юлианским календарем, следуя решениям Вселенских Соборов, а католики — григорианским. Часто можно слышать вопрос о том, почему весь мир отмечает Рождество двадцать пятого декабря, а мы — седьмого января. Ответ совершенно очевиден. Православная русская церковь отмечает Рождество по юлианскому календарю.
Таким образом, мы видим, что в переводе на григорианский календарь день взятия Китай-города (а не Кремля) 22 октября в 1612 году приходился на 2 ноября (+ 11 дней в XVII веке). День капитуляции Кремля – 26 октября в XVII веке становится 6 ноября. А в XXI веке 22 октября по юлианскому календарю становится 4 ноября (+13 дней).
Вот и получается, что каждый год 4 ноября в XXI столетии, по идее, мы празднуем День Казанской иконы Божьей Матери, который, как мы помним, должен был символизировать вступление князя Пожарского с иконой в руках в Китай-город, а не капитуляцию Кремля, как пишется в учебнике. Потому что, путем несложных вычислений, мы понимаем, что капитуляция Кремля произошла 8 ноября по григорианскому календарю.
Таким образом, праздник 4 ноября не имеет никакой исторической связи с описанными выше событиями. Многие полагают, что неправильно датировать старые церковные праздники в новом стиле, поскольку Православная церковь до сих пор живет по юлианскому календарю, тем более нельзя назначать государственный праздник на перенесенный на новый календарь церковный праздник. Какая-то доля правды здесь есть, ведь если в XXII веке церковный праздник будет перенесен еще на один день, День народного единства тоже будут переносить?
Тем не менее, как бы то ни было, нельзя отрицать, что освобождение Москвы от иноземных захватчиков стало символом народного единства, согласия и примирения всех сословий – земских и посадских людей, дворянства, боярства и казачества. Поэтому День согласия и примирения в качестве общенационального праздника имеет право на существование, несмотря на некоторые исторические несоответствия.
Работаем с картой
Покажите на карте путь следования Второго ополчения к Москве. Как вы думаете, почему он был именно таким?
Рассмотрим карту на странице 18 второй части учебника
Путь следования Второго ополчения к Москве обозначен на карте розовыми стрелками. Он начинается в Нижнем Новгороде, проходит через города Юрьевец, Ярославль, Ростов, Деулино и заканчивается в Москве.
Нижний Новгород в то время был богатым торговым городом, находящимся на периферии России. Именно там земский староста – торговый человек Кузьма Минин начал собирать народное ополчение для освобождения России от иноземных захватчиков.
По первоначальному плану Пожарский хотел со своим войском наступать прямо на Суздаль и Москву. Нападение же казаков на Ярославль заставило его переменить намерение. Стало ясно, что главной ареной борьбы будет север. Обе стороны — и земская, и казачья — одинаково понимали, что неразорённый смутой север является прочной базой для того, кто им владеет, — и обе стороны хотели им завладеть. Ранней весной 1612 года Пожарский перебросил свои силы по Волге к Ярославлю, выбил из него казаков, основался в Ярославле и оттуда стал рассылать войска в разные стороны для полного изгнания казаков из Поморья. Под Москвой Пожарскому пока было делать нечего. Там оба его врага – поляки и казаки — держали друг друга в неподвижности: казачья рать не могла ни выпустить поляков из осады, ни сама безнаказанно уйти от стен Кремля и Китай-города. Придя под Москву, Пожарский рисковал стать жертвой нового междоусобия, уже раз сгубившего народное дело. Оставаясь в Ярославле, он мог спокойно выжидать событий, увеличивать свою рать, устраивать свой тыл. Вновь возникавшая земская власть удобнее всего могла действовать в Ярославле, крупнейшем городе всего Замосковья и Поморья.
Изучаем документ
1. В чём автор отрывка усматривает главную особенность Земского собора 1613 г.?
В.О. Ключевский видит главную особенность Земского собора 1613 года в представленности на нем всех сословий со всех концов Русской земли.
2. Какие важные сведения о работе Земского собора приведены в данном отрывке?
Автор приводит краткие сведения о ходе обсуждения кандидатур на российский престол. Из документа видно, что идеи о приглашении на престол иностранцев были сразу же отклонены. Выборы оказались сложными, поскольку долго не могли найти кандидата, который устраивал бы всех. Также Ключевский отмечает факты подкупа избирателей различными кандидатами.
Думаем, сравниваем, размышляем
1. Почему действия Второго ополчения (в отличие от действий Первого ополчения) были удачными?
Во время сбора Второго ополчения Минину и Пожарскому удалось учесть ошибки Первого ополчения, а именно, не заключать союза с изменниками, «ворами» и казаками, опорочившими себя во время тушинской кампании, развалившими Первое ополчение и ратовавшими за польского королевича или за сына Лжедмитрия II. Также Минину и Пожарскому удалось придать своему восстанию легитимность, собрав совет «всей земли» и заручившись поддержкой всех имеющихся в распоряжении представителей различных слоев общества. Таким образом, они выступили единым фронтом, в котором не было разногласий, и именно это принесло им победу.
2. С помощью дополнительной литературы и Интернета соберите материал об осаде поляками Троице-Сергиева монастыря. На основе собранного материала подготовьте сообщение о защитниках обители (сопроводив его электронной презентацией).
Скачать презентацию «Осада Троице-Сергиева монастыря»
К периоду Смутного времени Троице-Сергиев монастырь уже был влиятельным религиозным центром, обладателем крупной сокровищницы и военной крепостью. Монастырь окружали 12 башен, соединённых крепостной стеной протяженностью 1250 метров, высотой от 8 до 14 метров, толщиной 1 метр. На стенах и башнях размещалось 110 пушек, имелись многочисленные метательные устройства, котлы для варки кипятка и смолы, приспособления для их опрокидывания на неприятеля.
События Смутного времени возвысили историческое значение Троице-Сергиева монастыря. В это трудное для русского народа время обитель Преподобного Сергия явилась оплотом его гражданской и религиозной свободы. С момента появления Лжедмитрия II троицкие монахи стояли на стороне законной власти и призывали народ твердо противостоять врагам. Поэтому польский воевода Ян Сапега убеждал самозванца захватить Троицкий монастырь. Надеясь на легкий успех, польские паны Сапега и Лисовский решили напасть на Троицкий монастырь. 23 сентября 1608 года поляки появились у стен монастыря. На предложение сдать монастырь, поляки получили жесткий отказ.
Польско-литовские войска и Лжедмитрий II |
Русские защитники монастыря |
Командующие | |
Ян Пётр Сапега Александр Лисовский |
Григорий Долгоруков Алексей Голохвастов архимандрит Иоасаф |
Силы сторон | |
4500 человек – польско-литовские полки Около 6 000 человек – тушинцы |
2300 ратников 1000 крестьян, монахов, служителей |
Потери | |
2-6 тысяч | 797 монахов более 2000 стрельцов и монастырских слуг |
30 сентября поляки предприняли первый приступ, который был легко отбит. После такой неудачи они начали артиллерийский обстрел монастыря из шестидесяти трех орудий, продолжавшийся шесть недель. В ночь на 14 октября Сапега, раздраженный удачными вылазками осажденных, снова повел свое войско на штурм монастыря. Но защитники искусной стрельбой из пушек даже близко не подпустили врагов к стенам обители.
В конце октября после допроса пленного польского ротмистра Брушевского стало известно, что поляки ведут подкоп под стены. Страшная весть не поколебала мужества защитников обители. Они стали принимать все возможные меры, чтобы предотвратить взрыв и разрушение стен. Вскоре удалось установить место подкопа, направленного к Пятницкой башне. 9 ноября подкоп был взорван. Во время этой вылазки крестьяне Шилов и Слота из монастырского села Клементьева совершили подвиг самопожертвования, вошедший в историю: ликвидировав подкоп, сами они погибли во время взрыва.
Не сумев овладеть крепостью, поляки ушли на зиму в свои лагеря. Тем временем в стенах монастыря собралось множество жителей окрестных сел и деревень, искавших здесь защиты от тушинцев. В начале зимы от тесноты и недостатка чистой воды и продуктов началась эпидемия цинги. Болезнь ежедневно уносила десятки жизней. Монахи не успевали копать могилы, и часто в общей могиле погребали по тридцать-сорок человек.
Для защиты монастыря осталось очень малое войско. Воевода Долгорукий и архимандрит Иоасаф через находившегося в Москве троицкого келаря Авраамия Палицына обратились к царю Василию Шуйскому с просьбой о помощи. Но окруженная врагами Москва в то время сама испытывала большие трудности. Царь смог выделить только шестьдесят человек под командой Сухого-Осташкова и дать им двадцать пудов пороха. Келарь Авраамий присоединил к отряду двадцать монастырских слуг, находившихся на Троицком подворье. Этот небольшой отряд, пробившийся к осажденным в феврале 1609 года, явился для них существенной поддержкой.
С наступлением весны Сапега решил возобновить военные действия. Он считал, что долговременная осада, эпидемия, голод и холод не только значительно сократили число осажденных, но и сломили их дух. В самом деле, ряды защитников сильно поредели. При защите стен обители и в частых вылазках погибло много бойцов, еще больше их умерло от болезней. Но обитель продолжала успешно отражать натиск врага.
Вечером 27 мая поляки начали новый штурм. Когда поляки, прикрываясь большими деревянными щитами, двинулись на приступ, монахи и все, кто только мог, бросились защищать стены. Мужчины стреляли из орудий, били врага копьями и мечами, опрокидывали лестницы со штурмующими. Женщины и дети кипятили воду, серу, смолу и выливали их на головы врагов, засыпали им глаза песком и известью. И когда к утру неприятель стал отступать, осажденные нашли в себе силы сделать вылазку и даже захватили тридцать пленных.
Весь русский народ с напряженным вниманием следил за неравным поединком малочисленных защитников Троице-Сергиева монастыря с отрядами польско-литовских захватчиков, наводивших ужас на все северо-восточные Русские земли. Героическая оборона обители послужила вдохновляющим примером для народных масс, которые поднялись на борьбу с врагом. Во многих местах вспыхнули восстания крестьянского и посадского населения против польских интервентов и тушинских «воров». В течение зимы 1608– 1609 годов отряды восставших освободили большинство городов Поволжья и севера страны. Царь Василий Шуйский, не надеясь на силы народного движения, послал своего племянника князя Михаила Скопина-Шуйского заключить договор со Швецией о приглашении в Россию шведских вспомогательных войск. Новгородское ополчение Скопина-Шуйского при помощи шведских отрядов с боями приближалось к Москве. Со стороны Владимира наступали войска восставших во главе с воеводой боярином Ф.И. Шереметевым.
В такой обстановке Сапега и Лисовский торопились быстрее овладеть монастырем. К ним на помощь пришел с остатками своего отряда пан Зборовский, разбитый Скопиным под Тверью. Он стал смеяться над Сапегой, который, по его словам, десять месяцев не мог взять этого «вороньего гнезда». 31 июля объединенные силы Сапеги, Зборовского и Лисовского предприняли последний отчаянный приступ, но с большим уроном для себя были отбиты.
Стремясь удержать за собой Переславль и Александровскую слободу, Сапега и Зборовский оставили для продолжения осады несколько рот и двинулись навстречу Скопину-Шуйскому. Дважды потерпев поражение, они вынуждены были отступить: Сапега – в свой лагерь под Троицким монастырем, а Зборовский с Рожинским – в Тушино. В октябре Скопин послал на помощь осажденным в Троицком монастыре 900 человек войска. 4 января 1610 года на помощь подошел отряд под командованием Валуева. Тогда соединенными силами осажденные произвели последнюю вылазку. Напав на врагов с разных сторон, они отогнали их от обители и разорвали кольцо осады. Так победоносно закончилась длительная (23 сентября 1608 – 12 января 1610 года) оборона Троице-Сергиева монастыря.
3. Существует несколько версий подвига Ивана Сусанина. Разделитесь на группы, в дополнительной литературе и Интернете найдите информацию по этому вопросу. Выскажите мнение в поддержку вашей точки зрения. По результатам работы подготовьте небольшое сообщение.
Действительно, существует несколько версий подвига Ивана Сусанина. По одной из них в феврале 1613 года польский отряд рыскал по костромскому краю в поисках Михаила Романова и его матери, инокини Марфы. Они намеревались пленить или уничтожить реального русского претендента на московский престол. А, может быть, хотели захватить его, чтобы требовать выкупа. По легенде, которая передавалась из поколения в поколение в домнинском приходе, будущий царь, узнав о приближении поляков, бежал из села Домнина и оказался на выселках, в доме Сусанина. Крестьянин попотчевал его хлебом и квасом и укрыл в овинной яме, забросав её головешками и горелой ветошью. Поляки налетели на дом Сусанина и принялись пытать старика. Он Михаила не выдал. Найти его с собаками полякам не удалось: головешки перебивали человеческий запах. Охмелевшие враги изрубили Сусанина – и ускакали прочь. Михаил и выбрался из укрытия и, в сопровождении крестьян, отправился в Ипатьевский монастырь.
Более известна другая трактовка событий. Неподалёку от Домнина поляки встретили сельского старосту Ивана Сусанина и приказали ему показать дорогу до села. Сусанин успел послать в Домнино своего зятя – Богдана Сабинина – с указанием снаряжать Михаила Романова в Ипатьевский монастырь. А сам повёл поляков в противоположную сторону – на болота. Его пытали и казнили – но именно подвиг Сусанина позволил Михаилу невредимым добраться до Ипатьевского.
Казённый сусанинский культ не мог не порождать и общественного неприятия, выражаемого зачастую в крайних, нигилистических формах. В годы реформ Александра II переоценке подверглись многие ценности николаевской эпохи, в том числе прославление Сусанина. Официальная версия подвига Сусанина, идеологически и историографически оформленная в правление Николая I, впервые была подвергнута критике в статье профессора Петербургского университета Н.И. Костомарова «Иван Сусанин». Не отрицая существования личности Сусанина, автор утверждал, что общепринятая версия о сусанинском подвиге является позднейшим вымыслом. Костомаров писал: «В истории Сусанина достоверно только то, что этот крестьянин был одной из бесчисленных жертв, погибших от разбойников, бродивших по России в Смутное время; действительно ли он погиб за то, что не хотел сказать, где находится новоизбранный царь Михаил Фёдорович, — остаётся под сомнением…».
Сусанинский подвиг был также критически рассмотрен в исследованиях С.М. Соловьёва, который считал, что Сусанина замучили «не поляки и не литовцы, а казаки или вообще свои русские разбойники». Он после кропотливого изучения архивов доказал, что никаких регулярных войск интервентов в тот период поблизости от Костромы не было.
Действительно, что мы имеем в подтверждении подвига Ивана Сусанина? Только грамоту Михаила Романова, выданную зятю Сусанина. При этом у нас есть исследования историков, доказывающих отсутствие регулярных польских войск в районе Костромы в этот период и незнание Михаила Романова об этом подвиге. Можем ли мы на основании этих документов и исследований делать выводы о реальности этого события? Скорее всего, нет. В феврале 1613 года провинциальный крестьянин никак не мог знать, что Михаил Романов выдвинут в цари, а следовательно, можем ли мы говорить о героическом спасении царя? К истории об Иване Сусанине можно относиться и как к идеализированному и героизированному вымыслу, и как к правдивой истории, у которой нет доказательств, хотя отрицать, что Сусанин стал одной из жертв Смутного времени, мы не можем.
4. Выясните, кто написал музыку к опере «Жизнь за царя». Чему посвящено это музыкальное произведение?
Музыку к опере «Жизнь за царя» написал великий русский композитор Михаил Иванович Глинка. Музыкальное произведение посвящено истории о подвиге костромского крестьянина Ивана Сусанина. По сюжету оперы в феврале 1613 года поляки шли в Кострому, чтобы убить 16-летнего боярина Михаила Романова, но в пути они заплутали. Дорогу им вызвался показать крестьянин Иван Сусанин, но вместо этого завёл их в болото, где погиб вместе с ними.
5. Оцените участие патриарха Филарета в событиях Смуты и его роль в избрании царём Михаила Романова. Сформулируйте свою оценку деятельности патриарха Филарета.
Патриарх Филарет (в миру Феодор Никитич Романов-Юрьев) принадлежал к одному из видных боярских родов. Феодор Никитич был племянником Иоанна Грозного (сыном брата его супруги Анастасии Романовны) и одним из реальных претендентов на царский престол после смерти царя Федора Иоанновича.
Как мы уже знаем, род Романовых был практически уничтожен в противостоянии боярских семей во время правления Бориса Годунова. Сам Федор Романов был насильно пострижен в монахи под именем Филарет и отправлен в отдаленный монастырь. Во время похода на Москву Лжедмитрия I монахи, приставленные к Филарету, доносили, что Филарет вдруг стал «жить не по монастырскому чину, неведомо чему смеяться» и говорить: «Увидите, каков я вперед буду». Некоторые историки посчитали такое поведение Филарета за доказательство его участия в боярском заговоре по созданию Самозванца.
Когда уже русские города один за другим начали признавать Тушинского вора, Филарет удерживал Ростов в повиновении Шуйскому. Лжедмитрий II приказал во что бы то ни стало достать Филарета и привезти в свой стан. В октябре 1608 года войска «тушинского вора» напали на Ростов. Филарет облачился в архиерейские одежды и стал в церкви с народом. Когда «тушинцы» ворвались в церковь, Филарет стал уговаривать их не отступать от законной присяги. Но те не послушались, сорвали с него святительские одежды, надели на него сермягу, покрыли ему голову татарской шапкой и повезли в Тушино, в насмешку посадивши с ним на воз какую-то женщину. «Тушинский вор» принял его с почетом и нарек патриархом. «Филарет, — говорит Аврамий Палицын, — был разумен, не склонялся ни направо, ни налево». Он отправлял богослужение, поминал «Тушинского вора» Димитрием. Тем не менее, однако, патриарх Гермоген, строгий к изменникам, в своих воззваниях к народу отзывался о Филарете, что он не своею волею, а по нужде находится в Тушине, что за это патриарх не порицает его, а молит за него Бога. Когда тушинский стан начал разлагаться, Филарет отправился к Сигизмунду бить челом о даровании русской земле в цари Владислава. Мы не знаем, где находился Филарет после уничтожения тушинского лагеря до низложения Шуйского. Но после этого события он был в Москве, и бояре, по благословению Гермогена, назначили его во главе боярского посольства в Речь Посполитую. Здесь-то Филарету предстояло выдержать трудный подвиг.
Сначала поляки приняли русское посольство очень любезно, но потом стали требовать, чтобы послы от себя приказали смольнянам сдать город Смоленск королю. Филарет стойко отстаивал интересы Москвы, не соглашался идти против воли русского патриарха и не предавался изменническим настроениям. За свою неуступчивость Филарет был арестован и отправлен под конвоем в Польшу, где он почти 9 лет пробыл в плену.
Тем временем в 1613 году Земский собор избрал на русское царство Михаила Романова. Филарет не принимал в избрании Михаила Романова царем никакого участия. Он даже высказывал московским послам свое недовольство этим: «Вы не хорошо сделали — меня послали от всего государства послом просить Владислава, а сына моего государем выбрали. Могли бы выбрать и другого, кроме моего сына. За это вы передо мною неправы, что сделали так без моего ведома».
Вернулся Филарет на Родину только в 1619 году уже после неудачного похода польского королевича Владислава на Москву. Зная, как дорог царю Михаилу его отец, поляки тянули, выставляли все новые требования, думая, что царь поступится еще чем-нибудь, и медлили с разменом пленника. Но Филарет держался мужественно и неподкупно, написав сыну, что он скорее останется в великом утеснении, но не пожертвует и пядью Русской земли.
Этот плен, соединенный с тяжкими лишениями Филарета, возвысил его в глазах россиян: на него смотрели как на мученика, пострадавшего за православную веру и за Отечество. Почти сразу же по прибытии митрополита Филарета совершилось избрание и наречение его в Патриарха.
Патриарх Филарет сделался ближайшим советником и фактическим соправителем царя Михаила Феодоровича Романова. Умудренный большим жизненным опытом, Первосвятитель хорошо знал систему государственного управления и помогал юному и неопытному государю, своему сыну. В правительственных указах имя Патриарха стояло рядом с именем царя, он носил титул «Великий Государь, Святейший Патриарх Филарет Никитич». Фактически именно при Патриархе Филарете оформилось то соотношение власти царя и Патриарха, которое впоследствии стало восприниматься как идеальное для Православной державы правление «Премудрой Двоицы». Годы его Патриаршества ознаменовались рядом значительных церковных и государственных реформ.
Я считаю, что патриарх Филарет очень много сделал для восстановления в стране государственности после Смуты. Первое, чего он добился — это проведения поземельной переписи, благодаря которой были справедливо распределены подати, что увеличило доходы казны, облегчив одновременно налоговое бремя простого народа. С помощью церковного суда Патриарх укрепил дисциплину в государстве. Возобновились экономические и культурные отношения с иностранными государствами. Началось реформирование армии, строились новые заводы.
Патриарх Филарет заботился и о насаждении школ, призывал архиепископов к учреждению училищ при архиерейских домах. По его благословению при Чудовом монастыре в Москве было открыто Греко-латинское училище, ставшее очагом духовного просвещения.
Первосвятитель много внимания уделял печатанию и исправлению богослужебных книг. Из Московской типографии, расширенной по указу Патриарха Филарета, в период его предстоятельства вышло множество изданий, в том числе полный круг богослужебных книг. Книги рассылались в монастыри и храмы по цене, в которую обошлось их напечатание, без прибыли, а в Сибирь — бесплатно.
В 1620 году по благословению Патриарха Филарета была учреждена новая Тобольская епархия, имевшая огромное значение для распространения христианства среди народов Сибири.
При Патриархе Филарете возобновились прерванные в эпоху Смуты сношения Москвы с Восточными Церквами и приезды в Москву за милостыней многочисленных представителей духовенства этих Церквей.
Во время правления Патриарха Филарета был оформлен официальный взгляд на события Смутного времени, в основе которого лежало представление о необходимости сохранения веры предков, полученной от Апостолов и хранимой на Руси на протяжении веков; отступление от Православия грозило гибелью, как это случилось с бывшими столицами христианского мира. Единственной хранительницей древнего благочестия признавалась Москва, поэтому любые попытки переосмысления отечественного религиозного опыта и любые западные влияния трактовались как опасные и недопустимые. Отсюда запреты и ограничения на хождение сомнительных по содержанию книг. Опыт, полученный в польском плену, убедил Патриарха Филарета в недопустимости унии для Русской Церкви, и, занимая Патриарший Престол, он предпринял все усилия для ограждения России от западных религиозных влияний.
6. Поразмышляйте, почему было необходимо избрание на российский престол нового царя. Почему выбор пал на Михаила Фёдоровича Романова?
Не легко было положение временного правительства после освобождения Москвы. Казаки не умели держать дисциплины и грозили постоянными беспорядками и междоусобием при дележе добычи и пленных. В Кремле осада произвела ужасающий беспорядок, и необходимо было наскоро устранить его и привести московские крепости в боевую готовность. Необходимо было отпустить по домам ратных людей ярославского ополчения, сделавших продолжительную боевую кампанию, особенно ввиду предстоявшего похода Сигизмунда. Столь же необходимо было закрепить достигнутый успех царским избранием, чтобы превратить временное правительство в постоянную нормальную власть.
В первые же недели по очищении Кремля идут из Москвы грамоты с призывом выборных людей из городов для царского избрания. В начале января 1613 года начался съезд в Москву выборных людей на избирательный собор. По ряду свидетельств на собор со всей России прибыло около 500 человек. Первым решением собора, о котором заявлено было официально, был отказ ото всякой иноземной кандидатуры; торжественно постановили: «а Литовского и Свийского короля и их детей, за их многие неправды, и иных никоторых земель людей на московское государства не обирать, и Маринки с сыном не хотеть». Покончив с этим, стали рассматривать различные кандидатуры. Наступила самая трудная минута избирательной сессии: нелегко было решить, который из великих родов мог бы превратиться в династию. Сторона «княжат» была совершенно разбита смутой, и ее руководители Шуйские и Василий Голицын были за пределами государства, в плену у короля; остальные за службу Владиславу и за сидение с поляками в Кремлевской осаде почитались за «изменников». Годуновский род вовсе упал по смерти Бориса. Шереметевы разбрелись по всем лагерям и партиям. Романовы также переживали тяжелую пору: их глава и единственный талантливый представитель Филарет был в плену в Польше, остальные же были незначительны сами по себе.
Наконец, 7 февраля 1613 года, собор избрал царем сына Филарета Романова Михаила Федоровича. Нетрудно понять, почему после многих колебаний собор остановился именно на Михаиле Федоровиче Романове. С первого взгляда, правда, его кандидатура представляется странной: очень юный; болезненный, потому что «скорбел ножками» от последствий ушиба; тихий и недеятельный, — он совершенно не подходил в цари. Михаил был лишен хорошего руководства, так как отец его томился в плену за пределами России, а единственный дядя Иван Никитич был ничтожный по способностям и разбитый параличом человек. В более дальней родне Михаила не было способных и достойных людей, кроме, разве, Федора Ивановича Шереметева, видного и почтенного боярина того времени. Как можно было призывать на престол такого кандидата? Однако, чем ближе вглядываемся в обстоятельства той минуты, тем яснее понимаем, что Михаил Федорович был единственным лицом, на котором могли сойтись все стороны, еще не окончательно примиренные — земство и казачество. Надобно помнить, что избирательная кампания проходила под давлением московского гарнизона, в котором численно преобладали казаки: они были опасны своим многолюдством и дерзки сознанием своей силы. Они не слушались власти. Еще в декабре 1612 года казаки в Москве рассуждают о царском избрании, «примеривают Филаретова сына и Воровского (сына) Калужского». Таким образом, в самом начале соборной сессии кандидатура Михаила была поставлена с казачьей стороны вместе с кандидатурой «ворёнка». Последнюю земщина принять, конечно, не могла, и моральный авторитет собора не позволил ее и обсуждать: она была упразднена тотчас после начала соборных заседаний вместе с кандидатурами «иноверных». Но чем решительнее земщина становилась против «ворёнка», тем внимательнее она должна была отнестись к другому казачьему кандидату. Нет сомнения, что казаки выдвигали Михаила «Филаретова сына» по Тушинским воспоминаниям, потому что имя Филарета прочно было связано с Тушинскими таборами. Но фамилия Романовых была связана и с иным рядом московских воспоминаний. Из этого рода вышла первая жена Грозного, Анастасия Романовна, имя которой вспоминалось с сочувствием и почтением. Брат ее, Никита Романович, во время Грозного пользовался редкой популярностью, как способный администратор, не служивший в опричнине, и гуманный человек. Его имя славилось в народных и казачьих песнях, как друга и защитника угнетенных. Последний царь из старой московской династии, Федор Иванович, сын Анастасии, по матери принадлежал к тому же Романовскому роду. Совсем независимо от казаков в 1610 году, когда в Москве после свержения Шуйского шла речь о призвании Владислава, некоторые слои московского населения считали Михаила Федоровича Романова лучшим кандидатом на царство, чем Владислава. Таким образом, выдвинутая казаками еще до собора кандидатура Михаила на самом земском соборе получила значение, и когда выяснилось, что кроме Михаила, нет таких имен, которые могли бы сочетать на себе желания казачества и прочих классов населения, то Михаил и был избран. Его избрание имело тот смысл, что мирило в самом щекотливом пункте две еще не вполне столковавшиеся общественные силы и создавало им возможность дальнейшей солидарной работы и примирения. Вот почему радость обеих сторон по случаю достигнутого соглашения была искрения и велика, и московские люди были правы, когда писали, что Михаил был избран единым советом его будущих подданных.
Запоминаем новые слова
Гетман — командующий войсками в Речи Посполитой; на Украине в XVI — первой половине XVII в. — глава реестровых казаков. С 1648 г. — правитель Украины и глава казацкого войска.
Семибоярщина — боярское правительство во главе с Ф. И. Мстиславским.