Параграф 25
РУССКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ И ПЕРВОПРОХОДЦЫ XVII В.
Вопросы в тексте параграфа
Какое значение для будущего России имели походы русских путешественников и землепроходцев, осуществлённые в XVII в.?
Однозначно, походы русских путешественников и первопроходцев XVII века имели огромное значение для формирования привычных нам очертаний современной России. В XVII веке русские первопроходцы прошли всю Сибирь и Дальний Восток, дошли до Тихого океана, побывали на Камчатке, обогнули восточную оконечность Азии и открыли острова в проливе между Азией и Северной Америкой. Именно в XVII веке Россия обрела привычные нам очертания, присоединив к себе обширные территории Сибири и Дальнего Востока, богатые разнообразными природными ресурсами. В дальнейшем это сыграло огромную роль для становления экономики нашей страны.
Что такое острог?
Острог — это фортификационное сооружение (опорный пункт), постоянный или временный населённый укреплённый пункт, обнесённый частоколом из заострённых сверху брёвен. Русские первопроходцы закладывали остроги на открытых землях Сибири, показывая тем самым, что отныне эта земля принадлежит Российскому государству. В дальнейшем в остроги прибывали переселенцы, купцы и промышленники, государевы люди. Они устанавливали отношения с местным коренным населением территории, организовывали сбор ясака, вели оборонительные и наступательные действия. Многие остроги развились до городов и стали региональными центрами новых земель.
Вопросы и задания для работы с текстом параграфа
1. Какие экономические интересы побуждали людей осваивать Сибирь?
Сибирь привлекала своими пушными богатствами, новыми землями и полезными ископаемыми. В освоении новых земель были заинтересованы не только торговые и промышленные люди, которые получали с нее доход. Активно переселялись в Сибирь крестьяне. В Сибири не было ни вотчин, ни поместий, и крестьяне там не знали крепостного права. Для многих крестьян Сибирь отождествлялась со свободой. Государство также было заинтересовано в освоении богатых земель, суливших пополнение казны. Поэтому правительство поощряло заселение ссудами и податными льготами, нередко смотря сквозь пальцы на уход в Сибирь бывших крепостных.
2. Объясните значение термина «первопроходец».
Первопроходцами называли людей, которые проложили новые пути или открыли новые земли. Дословно первопроходец – это тот, кто первым прошел по какой-то земле.
3. Завершите предложение: «Первым русским, дошедшим до Тихого океана, был… »
Первым русским, дошедшим до Тихого океана, был Иван Москвитин со своим отрядом.
4. Оцените значение составления «Чертежа реки Амура» с точки зрения экономики.
«Чертеж реки Амура» был первой схематической картой Приамурского региона. Она была достаточно условна и далека по точности от реального положения объектов на местности. Однако даже такая карта позволяла следующим путешественникам, купцам, государевым людям, а также военным отрядам идти в эти земли со знанием того, что их там ждет. Вряд ли эта карта могла принести большую пользу с точки зрения экономики – все-таки на ней не было нанесено расположение пахотных полей, залежей полезных ископаемых и т.д.
5. Сравните достижения Пояркова, Атласова и Хабарова по выбранным вами критериям. Чьи достижения вы считаете более значительными?
Поярков | Атласов | Хабаров | |
Задача | Экспедиция в страну дауров, обнаружение природных ресурсов | Исследовать протяженность Камчатского полуострова | Захват страны дауров |
Продолжительность похода | 1643-1646 | 1696-1699 | 1649-1653 |
Маршрут | Начинается от города Якутск, затем вниз по реке Лена, вверх по реке Алдан, реке Учур, реке Гонам, через Становый хребет, к реке Зея, реке Амур, по Амуру к побережью Охотского моря. Далее по морю путь идёт на север почти до острога Охотский и продолжается по маршруту Москвитина до города Якутск | Начинается от Анадырского острога, через Корякский хребет до Камчатки, исследование западного и восточного побережья вплоть до южной оконечности полуострова. Возвращение в Анадырь. | Начинается в городе Якутск, затем проходит вдоль реки Лена, р. Олёкма, р. Амур до впадения в него реки Сунгари, после этого по тому же маршруту экспедиция вернулась в Якутск, а затем тот же самый путь был пройден ещё раз с более крупным и вооруженным отрядом. |
Отношения с коренным населением | Дауры, дючеры – столкновения; гольды -столкновений не было; гиляки вступили в подданство России, но Поярков все равно совершил на них набег. | Коряки – столкновения; ительмены (в центре) и айны (на юге полуострова) – без столкновений. | Дауры – военные столкновения. |
Протяженность маршрута | Около 8 тысяч км. | Около 3,5 тысяч км. | Около 10 000 км (2 500 км от Якутска до устья Сунгари, потом 2 500 км обратно, а потом ещё 2 500 + 2 500 во время второй экспедиции) |
Итоги | Были получены сведения о новых территориях. | Поставлен памятный крест и заложен Верхнекамчатский острог. Впервые увидели Курильские острова и узнали о Японии. Создана первая карта Камчатки. Присоединение Камчатки к России. | Покорены и вошли в подданство России Дауры, собраны сведения о других амурских племенах. Составлен «Чертеж реке Амуру». |
Оценка | Это была исследовательская экспедиция и своих целей она не достигла. Кроме того, своими действиями отряд подчиненного Пояркова Петрова восстановил против русских дауров, которые вначале встретили русских дружелюбно. | Поход считался успешным. Атласов получил чин казачьего головы и награду. Правда потом коряки и ительмены взбунтовались и сожгли Верхнекамчатский острог. О прибывшем на Камчатку Атласове со стороны пришедшей на Камчатку казачьей вольницы, занимавшейся грабежами, сразу же посыпались доносы о репрессиях и самоуправстве. В результате Атласов был отрешен от власти и убит казаками. | Несмотря на то, что была покорена Даурия, местные жители надолго запомнили жестокость Хабарова. Некоторые современные исследователи считают, что Хабаров нанес краю и государству больше вреда своими действиями, чем пользы. Из-за грабежей и жестокостей Хабарова многие туземцы снимались со своих земель и уходили в подданство к китайскому императору и выступали против русских, что существенно осложнило дальнейшее освоение Приамурья. |
Конечно же, все походы первооткрывателей изобиловали военными столкновениями, и даже грабежами, разбоями и погромами местного населения. Однако, в результате Российское государство получило сведения о новых землях и смогло приступить к их освоению и укреплению. Следует отметить, что во времена Великих географических открытий европейские колонизаторы просто вырезали туземное население новых земель – вероятно, чего не делали русские исследователи. Я склонен придать большую значимость походу Атласова, поскольку он действительно отправился в неизведанные земли и провел значительную исследовательскую работу. С одобрением можно отнестись и к стремлению Атласова устанавливать взаимоотношения с коренными жителями Камчатки мирным путем. Прибыв в Москву, Атласов предоставил первые сведения о рельефе и климате Камчатке, о ее флоре и фауне, о морях, омывающих полуостров и об их ледовом режиме. Также Атласов дал детальную этнографическую характеристику населения Камчатки и сообщил некоторые данные о Курильских островах и довольно обстоятельные известия о Японии.
6. Перечислите плюсы и минусы взаимодействия местных племён с русскими переселенцами.
Далеко не все туземные племена Сибири и Дальнего Востока могли похвастаться хорошими отношениями с русскими первопроходцами и переселенцами. Однако те, кому удалось наладить добрососедские отношения, стали перенимать у русских более совершенные технологии земледелия, строительства жилищ, а также изучать новые ремесла. Они стали ставить рубленые избы и хозяйственные постройки, использовать новые орудия труда и выращивать ранее незнакомые им земледельческие культуры. Русские переселенцы в свою очередь тоже перенимали новые для себя некоторые бытовые обычаи: одевались как местные жители, ездили на собачьих и оленьих упряжках. Однако вместе с переселенцами среди местных жителей стали распространяться неведомые им болезни и ряд нехороших привычек.
Работаем с картой
По карте проследите маршруты путешествий Дежнёва, Пояркова и Хабарова. Какой из этих маршрутов был более протяжённым? Какой из них, на ваш взгляд, был более сложным? Объясните критерии сложности, которые вы использовали при оценке маршрута.
Рассмотрим карту в атласе на странице 22-23.
- Маршрут путешествия Семёна Дежнёва обозначен на карте синими стрелками. Путешествие состоялось в 1648-1649 гг. (Начинается от острога Нижнеколымское, потом проходит по прибрежной территории Восточно-Сибирского моря, Чукотского мора и Берингова моря, затем по побережью проходит до реки Анадырь и заканчивается в Анадырском остроге).
- Маршрут путешествия Василия Пояркова обозначен на карте зелёными стрелками. Путешествие состоялось в 1643-1646 гг. (Начинается от города Якутск, затем проходит вдоль реки Зея на восток и на юг, достигает берегов Амура и по берегам этой великой реки выходит к побережью Охотского моря, далее по морю идёт на север почти до острога Охотский и продолжается по маршруту Москвитина (оранжевые стрелки) до города Якутск).
- Маршрут путешествия Ерофея Хабарова обозначен на карте фиолетовыми стрелками. Путешествие состоялось в 1649-1651 гг. (Начинается в городе Якутск, затем проходит вдоль реки Лена, потом вдоль реки Олёкма и далее по Амуру до впадения в него реки Сунгари, после этого по тому же маршруту экспедиция вернулась в Якутск, а затем тот же самый путь был пройден ещё раз с более крупным и вооруженным отрядом).
Путешествие Семёна Дежнёва проходило в самых суровых природных условиях. Маршрут путешествия практически полностью находится за северных полярным кругом. Во время морского похода корабли путешественников несколько раз попадали в сильные шторма. В результате обогнуть крайнюю северо-восточную оконечность Азии (мыс Дежнёва) удалось только двум суднам. При высадке на берег оставшиеся путешественники подверглись нападению коренного населения — чукчей, а продолжив морской путь снова попали в шторм и потеряли друг друга. Первопроходцы смогли перезимовать и выжить в суровых условиях Крайнего Севера, а потом продолжить свои открытия и основать новое поселение на Дальнем Востоке. Протяжённость всего маршрута составила примерно 3 700 км.
Путешествие Василия Пояркова продолжалось 3 года. Продвигаясь по неосвоенным территориям, отряд изучал самые разные местные племена и народы. Путешественники преодолевали болезни и голод, отбивались от атак враждебно-настроенных местных жителей. Протяженность маршрута Пояркова составила около 8 000 км.
Путешествие Ерофея Хабарова было предпринято с целью освоения земель дауров, нанайцев и маньчжур — коренных народов этого края. Во время экспедиции отряд преодолевал мощное сопротивление местного населения, брал штурмом поселения, собирал дань в пользу Российского государства и составлял географические карты, необходимые для заселения края русскими поселенцами. Протяженность маршрута Хабарова составила около 10 000 км (2 500 км от Якутска до устья Сунгари, потом 2 500 км обратно, а потом ещё 2 500 + 2 500 во время второй экспедиции).
Наиболее протяжённый маршрут экспедиции статистически был у отряда Хабарова, но фактически по неисследованным землям он прошёл только 2 500 км, а далее повторял свой путь несколько раз. Поэтому наиболее длинным исследовательским маршрутом можно назвать маршрут Пояркова — 8 000 км.
Наиболее сложным маршрутом стал маршрут экспедиции Дежнёва, поскольку он проходил в наиболее сложных климатических и природных условиях, которые привели к гибели большей части отряда путешественников.
Изучаем документ
1. Кому из российских царей была направлена эта челобитная?
Эта челобитная Дежнева была написана в 1630 году царю Михаилу Федоровичу Романову.
2. О каких способах передвижения путешественников говорится в отрывке?
В отрывке говорится о путешествии морем на лодках-кочах, а также о передвижении по земле на лыжах и ездовых санях.
Думаем, сравниваем, размышляем
1. Используя дополнительные материалы (в том числе Интернет), опишите орудия для ловли рыбы, использовавшиеся первопроходцами Сибири.
Трудно сказать, какими именно средствами добывали рыбу первопроходцы Сибири, ведь их задачей было открытие новых земель, а не промышленный лов рыбы на продажу. Скорее всего их орудия рыбной ловли мало чем отличались от существовавших в те времена в России – удочки, сачки, неводы, бредни. Возможно, отличия были в рыболовной оснастке, которая могла быть перенята у местного населения. Так, с учетом характера дна и скорости потока сибирских рек можно предположить, что первопроходцы использовали снасти не с глиняными грузилами, которые с большой вероятностью разбивались в бурных потоках о каменистое дно сибирских рек, а галечные грузила, которые были в ходу у местного населения.
Если говорить не о первопроходцах, а о переселенцах, то они действительно занимались рыбной ловлей в больших масштабах. Рыба шла как для обеспечения самих переселенцев, так и для снабжения исследовательских отрядов, государевых людей, купцов и промышленников. Довольно рано в документах о рыбной ловле в Сибири начинают упоминаться и различные виды сетей — невода, бредни и т. д. Они делались в основном «по русскому обычаю» и иногда достигали гигантских размеров — до 100 м. Орудия и методика лова рыбы были разнообразными. Во время весеннего разлива рыбу ловили в поймах рек сетями. Когда вода шла на убыль, в ход пускались всевозможные заграждения и ловушки, преграждавшие рыбе путь обратно в реку. Затем до поздней осени занимались неводным ловов. Применялись и более простые способы добычи — с помощью удочки, а также остроги или даже охотничьего лука. Зимой широко использовали плетенные из прутьев ловушки, ставили сети в устьях малых рек и ручьев. А ранней весной начиналась добыча рыбы, которая шла «подышать» к прорубям и другим свободным ото льда местам.
2. Какие цели преследовали первопроходцы? Что их объединяло?
Первопроходцы были людьми смелыми, активными, решительными и даже жестокими. Они не останавливались, даже если их дальнейшие действия противоречили общечеловеческой морали. Они шли в неизведанные земли и считали, что действуют во благо отечества, приумножая его территориями и богатствами. Ради этой цели, как они считали, любые средства хороши, тем более по отношению к племенам, находящимся на более низкой ступени развития.
3. Какие из современных городов Сибири основали первопроходцы?
Первопроходцы во время своих походов в Сибирь основали города Тюмень, Березов, Сургут, Тобольск, Мангазея, Томск, Туруханск, Енисейск, Красноярск, Якутск, Чита, Улан-Уде, Нерчинск.
4. Ознакомьтесь с материалами интернет-сайта одного из краеведческих или археологических музеев Сибири (например, с интернет-сайтом Красноярского краевого краеведческого музея ). На основании информации о первопроходцах, представленной на нём, сделайте сообщение перед одноклассниками.
В Красноярском краеведческом музее есть программа «Освоение Сибири русскими». В программе раскрывается один из важнейших периодов истории культуры Сибири — начало ее освоения Российским государством. Доминантой экспозиции является коч, символизирующий романтику путешествия, научного поиска, познания неизвестного. Доминантой экспозиции является коч – северное морское судно поморов. Именно кочи сыграли решающую роль, не только в освоении сибирских просторов, но и в исследованиях северного морского пути.
В Красноярском краевом краеведческом музее представлен макет этого судна — в два с половиной раза меньше своих исторических предшественников. Секрет устройства, мобильности, морозоустойчивости и способности к выживанию в северных морских просторах кроется, прежде всего, в корпусе, имеющем яйцеобразную, округлую форму и обшитым вторым слоем лиственницы, которая, попадая в соленую морскую воду, естественным образом морилась и приобретала свойства стали. Это давало кочам основные преимущества — не погибнуть в ледяных торосах, так как при сжатии льдами судно выталкивалось наружу практически без повреждений корпуса.
Сам экспозиционный зал условно делится на две половины: освоения и исследования Сибири. Охватывает исторический период XVII – первая треть XIX веков. Знакомясь с первой частью зала, обратите внимание на макет части Красноярского острога XVII века. В центре него расположена первая деревянная Преображенская церковь.
5. Найдите в Интернете описание коча. Сравните коч с английским или испанским судном XVII века. Результаты работы оформите в виде электронной презентации.
Скачать презентацию «Коч и шнява»
Еще до Петра Великого русские поморы строили уникальные корабли, которые имели узкую специализацию, но в своей сфере не имели равных. Это однопалубные, одномачтовые, парусно-гребные промысловые суда под названием кочи.
КОЧ — слово это пришло к поморам с новгородской земли, где «коца» или «коча» означало одежду. Название выбрано не случайно, так как суда буквально «одевались в шубу» — корпус их был защищён от натиска льдов двойной обшивкой. На таких судах поморы могли ходить за тысячи километров по северным морским просторам, занимаясь рыбным промыслом. Кочи славились своей прочностью.
Коч был распространён на Русском Севере и в Сибири. Изначально кочи строились поморами. Позднее строительство кочей началось за Уралом. Кочи активно использовались в исследовательских походах по северным морям русскими первопроходцами.
- Длина от 16 до 24 метров;
- Ширина от 5 до 8 метров;
- Команда от 10 до 15 человек;
- Осадка 1-1,5 метра;
- Скорость при попутном ветре 6-7 узлов;
- Грузоподъемность от 15 до 24 тонн.
- Использовались большие и малые кочи. Большие суда вмещали 35 — 42 человек. Малые кочи применялись для плаваний в устьях рек.
Для сравнения возьмем одно из самых распространенных судов, использовавшихся морскими державами европейского севера – шнява. Этот корабль, конечно, не похож по классу на поморский коч, но больше всех других приближен к нему. Дело в том, что к XVII веку уже практически все морские державы отказались от кораблей парусно-гребного типа (именно таким был коч). Они, конечно, строились, но единицами. Их коэффициент полезного действия был небольшим и их мало использовали.
Итак, шнява – небольшое торговое или военное парусное судно, похожее на бриг. В XVII веках было распространено в Англии, Франции и Швеции. Шнява несла две мачты с прямыми парусами. Длина шнявы была 20-30 м, ширина 5-7,5 м, водоизмещение около 150 т, экипаж до 80 человек. Военные шнявы вооружались 12-18 пушками малого калибра и использовались для разведки и посыльной службы. В отличие от коча, шнява обладала высокой скоростью и маневренностью. Она с успехом могла использовать для движения практически любой ветер. Однако, ее глубокая посадка, профиль шпангоутов не позволяет говорить о том, что она могла хорошо плавать во льдах. Тем более не идет речи о том, чтобы шняву можно было вытащить на лед или перетащить волоком по земле. Коч же, наоборот, был приспособлен как для плавания в битом льду и в мелкой воде, так и для передвижения волоком.
Постройка коча начиналась с днища: оно больше всего разрушалось при плавании в северных морях, поэтому его делали особо прочным. Киль коча в длину достигал 21,6 м. От повреждения при волоке или посадке на мель его предохранял фальшкиль — доски или брусья, пришитые снизу. Это изобретение поморов впоследствии позаимствовали и зарубежные мастера — оно применялось до окончания эры деревянного судостроения.
Детали корабля сшивались с помощью еловых или сосновых корней (вицы). Это делало коч более дешевым и легким. Доски бортовой обшивки сочленялись особым образом: в месте швов они покрывались планками, прикрепленными к бортам небольшими скобами, — типичный для северорусского судостроения способ герметизации бортов. Чтобы полностью «ускобить» коч, требовалось несколько тысяч металлических скоб. Пазы обшивки конопатились смоленой паклей. Поверх основной обшивки крепилась коца — ледовая обшивка, доски которой прибивались вгладь
На этих уникальных судах поморы достигали таких арктических широт, которые были недоступны никаким другим судам, даже с металлическим корпусом и механическими двигателями. Уникальны они были не только своей защитной «шубой», но также яйцевидной формой корпуса. Днище корпуса было округлым, напоминавшим половинку ореховой скорлупы. Если льды сдавливали такое судно, его корпус не раздавливался, а выжимался наружу. Эти суда, слывшие самыми долговечными на протяжении пяти столетий, приобрели, благодаря мастерству и пытливости ума поморских мастеров, ещё одну необычную особенность: корма и нос имели практически одинаковую форму и срезаны были под углом 30 градусов, что позволяло легко вытаскивать их на берег.
Именно особенности и яйцевидная форма корпуса кочей легли в основу первого в мире ледокола. Эти гениальные изобретения древних поморских мастеров оказались настолько удачны, что и сегодня, через столетие после создания первого в мире ледокола «Ермак», они считаются непревзойдёнными для строительства судов ледового плавания.