Ответы к стр. 116-126. Итоговая проверочная работа

                                    М. Зощенко. Бабушкин подарок

I. У меня была бабушка. И она меня очень горячо любила.
Она каждый месяц приезжала к нам в гости и дарила нам игрушки. И вдобавок приносила с собой целую корзинку пирожных.
Из всех пирожных она позволяла мне выбрать то, которое мне нравится.
А мою старшую сестрёнку Лёлю бабушка не очень любила. И не позволяла ей выбирать пирожные. Она сама давала ей какое придётся. И от этого моя сестрёнка Лёля всякий раз хныкала и сердилась больше на меня, чем на бабушку.

II. В один прекрасный летний день бабушка приехала к нам на дачу.
Она приехала на дачу и идёт по саду. В одной руке у неё корзинка с пирожными, в другой — сумочка.
И мы с Лёлей подбежали к бабушке и с ней поздоровались. И с грустью увидели, что на этот раз, кроме пирожных, бабушка нам ничего не принесла.
И тогда моя сестрёнка Лёля сказала бабушке:
— Бабушка, а кроме пирожных ты разве нам сегодня ничего не принесла?
И моя бабушка рассердилась на Лёлю и так ей ответила:
— Принесла. Но только не дам невоспитанной особе, которая так откровенно об этом спрашивает. Подарок получит благовоспитанный мальчик Миня, который лучше всех на свете благодаря своему тактичному молчанию.
И с этими словами бабушка велела мне протянуть руку. И на мою ладонь она положила десять новеньких монеток по десять копеек.

III. И вот я стою как дурачок и с восторгом смотрю на новенькие монеты, которые лежат у меня на ладони. И Лёля тоже смотрит на эти монеты. И ничего не говорит. Только у неё глазёнки сверкают недобрым огоньком.
Бабушка полюбовалась на меня и пошла пить чай.
И тогда Лёля с силой ударила меня по руке снизу вверх, так что все мои монеты подпрыгнули на ладони и попадали в траву и в канаву.
И я так громко зарыдал, что сбежались все взрослые — папа, мама и бабушка. И все они моментально нагнулись и стали разыскивать упавшие мои монетки.
И когда были собраны все монетки, кроме одной, бабушка сказала:
— Видите, как правильно я поступила, что не дала Лёльке ни одной монеты! Вот она какая завистливая особа. «Если,— думает,— не мне,— так и не ему!» Где, кстати, эта злодейка в настоящий момент?

IV. Чтобы избежать трёпки, Лёля, оказывается, влезла на дерево и, сидя на дереве, дразнила меня и бабушку языком.
Соседский мальчик Павлик хотел стрельнуть в Лёлю из рогатки, чтоб снять её с дерева. Но бабушка не позволила ему это сделать, потому что Лёля могла упасть и сломать себе ногу. Бабушка не пошла на эту крайность и даже хотела отобрать у мальчика его рогатку.
И тогда мальчик рассердился на всех нас и на бабушку в том числе и издали стрельнул в неё из рогатки.
Бабушка, ахнув, сказала:
— Как это вам нравится? Из-за этой злодейки меня из рогатки подбили. Нет, я не буду к вам больше приезжать, чтоб не иметь подобных историй. Лучше вы привозите ко мне моего славного мальчика Миню. И я всякий раз, в пику Лёльке, буду дарить ему подарки.

V. Папа сказал:
— Хорошо. Я так и сделаю. Но только вы, мамаша, напрасно хвалите Миньку! Конечно, Лёля поступила нехорошо. Но и Минька тоже не из лучших мальчиков на свете. Лучший мальчик на свете тот, который отдал бы своей сестрёнке несколько монеток, видя, что у неё ничего нет. И этим он не довёл бы свою сестрёнку до злобы и зависти.
Сидя на своём дереве, Лёлька сказала:
— А лучшая бабушка на свете та, которая всем детям что-нибудь дарит, а не только Миньке, который по своей глупости или хитрости молчит и поэтому получает подарки и пирожные.

VI. Бабушка не пожелала больше оставаться в саду.
И все взрослые ушли пить чай на балкон.
Тогда я сказал Лёле:
— Лёля, слезь с дерева! Я подарю тебе две монетки.
Лёля слезла с дерева, и я подарил ей две монетки. И в хорошем настроении пошёл на балкон и сказал взрослым:
— Всё-таки бабушка оказалась права. Я лучший мальчик на свете — я сейчас подарил Лёле две монетки.
Бабушка ахнула от восторга. И мама тоже ахнула. Но папа, нахмурившись, сказал:
— Нет, лучший мальчик на свете тот, который сделает что-нибудь хорошее и после этим не будет хвастаться.

VII. И тогда я побежал в сад, нашёл свою сестру и дал ей ещё монетку. И ничего об этом не сказал взрослым.
Итого, у Лёльки стало три монеты, и четвёртую монетку она нашла в траве, где она меня ударила по руке.
И на все эти четыре монеты Лёлька купила мороженое. И она два часа его ела, наелась, и ещё у неё осталось.
А к вечеру у неё заболел живот, и Лёлька целую неделю пролежала в кровати.
И вот, ребята, прошло с тех пор много лет. И до сих пор я отлично помню папины слова.
Нет, мне, может быть, не удалось стать очень хорошим. Это очень трудно. Но к этому, дети, я всегда стремился.
И то хорошо.

Задание 1

◊ Отметь высказывание, которое наиболее точно выражает главную мысль произведения.

√ Зависть заставляет человека совершать дурные поступки.

◊ Придумай и запиши ещё одно высказывание, которое выражает главную мысль произведения.

Лучший на свете тот, кто сделает что-нибудь хорошее и после не будет хвастаться.

Задание 2

◊ Как ещё можно озаглавить это произведение.

Зависть.

Задание 3

◊ Перечисли и запиши имена героев произведения. Подчеркни главных героев.

Лёля, Миня. Главные герои: бабушка, папа, Лёля, Миня.

Задание 4

Раздели произведение на части и отметь их в тексте (поставь в начале каждой части значок или цифры). Составь и запиши план.

1. Бабушка.
2. Бабушкин подарок.
3. Зависть.
4. Стрельба из рогатки.
5. Папины слова.
6. Две монетки.
7. Хороший поступок.

◊ Выбери одну из частей текста. Выпиши опорные слова, на основе которых можно подробно пересказать этот фрагмент.

2. Бабушкин подарок.
Бабушка приехала к нам на дачу, корзинка с пирожными, мы с Лёлей подбежали к бабушке, кроме пирожных, бабушка нам ничего не принесла, бабушка рассердилась на Лёлю, невоспитанная особа, подарок получит благовоспитанный мальчик, тактичное молчание, на мою ладонь она положила десять новеньких монеток.

Задание 5

◊ Придумай и запиши вопросы к прочитанному тексту. Начни со слов:

Кто приезжал в гости?
Что подарила бабушка Минька?
Зачем Лёля ударила Миньку по ладони?
Почему папа пристыдил Миньку?
Как подействовали на Миньку слова папы?

Задание 6

◊ Выпиши самое важное событие произведение.

Минька отдал монетку Лёле и ничего не сказал об этом взрослым.

◊ Выпиши события, которые повлияли на Миньку.

Бабушка вручила Миньке десять монет по десять копеек. Лёля разозлилась на бабушку и ударила Миньку по руке, монеты разлетелись во все стороны. Тут вмешался папа и сказал, что Минька — тоже не лучший мальчик на свете. Минька подарил Лёле две монетки и побежал хвастать о своём поступке родителям. Но папа сказал ему, что лучший мальчик тот, кто сделает другому хорошее, и не хвастает об этом. Минька пошёл обратно к Лёле и подарил ей ещё одну монетку, и никому не сказал об этом.

Задание 7

◊ Почему Лёлька обижалась на Миньку? Отметь верное высказывание.

√ Бабушка любила Миньку больше.

◊ Найди в тексте ответ, почему бабушка не дарила Лёльке подарки, и подчеркни его.

— Принесла. Но только не дам невоспитанной особе, которая так откровенно об этом спрашивает. 

Задание 8

◊ Перечитай текст. Проследи по нему, как менялись чувства Миньки по отношению к его сестре.

В начале эгоизм, обида.
В середине жалость, сочувствие.
В конце любовь.

◊ Найди в произведении и выпиши.
Какие чувства испытывала Лёлька к Миньке?

Зависть, обиду.

Какие чувства испытывала Лёлька к бабушке?

Обиду, злость.

Задание 9

◊ Подчеркни слова, которые помогают охарактеризовать поступки главного героя в конце рассказа.

Благородный, честный, красивый, безжалостный, привлекательный, страшный, серьёзный, добрый, чудесный, показной.

◊ Как ты думаешь, можно ли добавить к выбранным словам заботливый? Почему?

Можно. Минька проявил заботу о сестрёнке и дал ей монеты.

◊ По поступкам Миньки ты узнал каким он был человеком. Запиши своё мнение.

Мальчик, любящий подарки (да и кто их не любит), сначала он ведёт себя эгоистично, но в конце рассказа, благодаря своевременному наставлению отца, меняется в лучшую сторону. Рассказчик – добрый, иногда хвастливый, но стремящийся быть хорошим.

◊ Подтверди своё мнение примером из текста.

"Но и Минька тоже не из лучших мальчиков на свете. Лучший мальчик на свете тот, который отдал бы своей сестрёнке несколько монеток, видя, что у неё ничего нет. И этим он не довёл бы свою сестрёнку до злобы и зависти." "Всё-таки бабушка оказалась права. Я лучший мальчик на свете — я сейчас подарил Лёле две монетки." "Нет, лучший мальчик на свете тот, который сделает что-нибудь хорошее и после этим не будет хвастаться".

◊ Представь, что тебе повстречался Минька. Какие вопросы ты ему задашь. Чтобы узнать о его характере? Запиши два вопроса.

Почему ты сразу не поделился с Лёлькой монетами?
Оправдываешь ли ты свой поступок?

◊ А какие поступки характеризуют Лёльку?

Лёля выбила монеты из рук Миньки, залезла на дерево и дразнила бабушку, на все монеты купила мороженое и ни с кем не поделилась, не поблагодарила Миньку.

Задание 10

◊ Как ты думаешь, какой из поступков может быть примером для других детей?

Минька, благодаря своевременному наставлению отца, делится с сестрой монетами.

◊ Как ты думаешь, какой из поступков главных героев был ошибочным?

Дети не разделили бабушкин подарок между собой.

Задание 11

◊ Объясни значение слова особа с опорой на текст.

Человека называют особой, когда хотят выразить иронию, насмешку или презрение по отношению к нему.

◊ Запиши, какая разница между словами зарыдать и захныкать.

Зарыдать — громко заплакать. Захныкать — всхлипывать во время жалоб, плача и обид.

Задание 12

◊ Запиши, к какому жанру относится прочитанный тобою текст.

Нравоучительный рассказ.

◊ Какие произведения М. Зощенко ты читал? Запиши названия.

"Великие путешественники", "Золотые слова", "Калоши и мороженое", "Ёлка", "Находка".

Задание 13

Составь краткий отзыв на прочитанное произведение. Воспользуйся планом.

М. Зощенко "Бабушкин подарок".

(автор, название)

Это произведение

                    описывает случай, который несомненно оставил глубокий след в жизни рассказчика: он понял, что нельзя быть жадным, завистливым, нельзя кричать всему миру о совершённых добрых поступках. То же самое, наверно, поняла и Лёля. И всё это произошло благодаря бабушкиному подарку.

Выскажи своё мнение

√ Я советую друзьям прочитать этот рассказ.

Объясни, почему ты так считаешь.

Автор ненавязчиво говорит о том, каким нужно быть, к чему надо стремиться. Это рассказ для детей, и дети, прочитав его, поймут, что хотел донести писатель. Автор надеется, что его опыт научит маленьких читателей, как стать в будущем добрыми, правдивыми и нравственно здоровыми. Главная цель: желание преподать юным читателям основные правила жизни. Писатель рассказывает о ряде событий, в результате которых герой – рассказчик стал другим человеком.

Задание 14

◊ Прочитай высказывания великих русских писателей.
«Русский язык в умелых руках и в опытных устах — красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен». (А. И. Куприн)

«Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье ещё драгоценней самой вещи.» (Н. В. Гоголь)

«Русский язык достаточно богат, он обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли». (В. Г. Короленко)

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса». (И. С. Тургенев)

«Правилу следуй упорно: чтобы словам было тесно , а мыслям – просторно». (Н. А. Некрасов)

«С русским языком можно творить чудеса!» (К. Г. Паустовский)

◊ Выбери одно из высказываний. Подумай, что хотел сказать автор. Какими мыслями ты бы хотел дополнить слова писателя?

«Русский язык в умелых руках и в опытных устах — красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен». (А. И. Куприн)
Когда владеющий языком человек грамотен, образован, культурен, умён, его речь мелодично-протяжная, легко изменяется, хорошо передаёт идею или чувства, способна вмещать большое количество слов. Русский язык надо беречь, защищать, передавать будущему поколению.

◊ Напиши текст – рассуждение. Используй одно из высказываний.

        Что для меня значит высказывание А. И. Куприна? Русский язык многое значит для меня: и как школьный предмет, и как язык, на котором я говорю и думаю. Прежде всего, по тому, что я не знаю достаточно хорошо какой-либо другой язык, к русскому я привык и уже не мыслю себя без него.
          «Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен», — так писал знаменитый русский писатель Александр Иванович Куприн. И я не могу не согласиться с его словами, ведь это действительно так. Пожалуй, довольно трудно найти более насыщенный столь выразительными словами язык.
          Многие, говоря на русском языке, не задумываются о том, какой он прекрасный и мелодичный. Ведь он настолько вошёл в нашу жизнь, что его особенности мы уже давно не замечаем. Только в русском языке находится живое, быстрое, лёгкое слово. Я люблю его за то, что он действительно несёт в себе некую драгоценность, не разглядеть которую может только крайне невнимательный человек. На уроках русского языка я не могу думать о чём-то постороннем и никогда не отвлекаюсь, жадно ловя смысл сказанного учителем. Это так увлекательно! Узнавать всё больше и больше, учить что-то новое, чтобы затем применить на практике.
        Воистину, русский язык — это драгоценность русского народа. Вместе с первым словом в человеке зарождается его родной язык. Русский язык — это государственный язык, на нём говорят все народы, который живут в Российской Федерации. Русский язык — это часть нашей культуры, богатство и достояние народа.

◊ В начальной школе ты узнал много нового и интересного, многому научился. Как ты думаешь, какие знания и умения тебе особенно пригодятся на уроках литературы в 5 классе? Запиши.

Чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремление к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия; ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение; потребность в самовыражении через слово; устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.

Конец рабочей тетради!