Ответы к стр. 3-7. Проверочная работа

◊ Прочитай рассказ И. Тургенева «Воробей» про себя, определи, сколько времени тебе понадобилось для чтения.
Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.
Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой — и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.
Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище... но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!
Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке... Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
Мой Трезор остановился, попятился... Видно, и он признал эту силу.
Я поспешил отозвать смущённого пса — и удалился, благоговея.
Да, не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным её порывом.
Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

◊ Ответь на вопросы, выполни задания.
• Назови героев произведения. Запиши, кто они.

Охотник и его собака Трезор, молодой воробей, старый воробей.

• Какое реальное событие легло в основу произведения? Запиши кратко.

Старый воробей защитил маленького воробьишку, выпавшего из гнезда, от собаки.

• Почему именно это событие было интересно рассказчику? Обсуди с другом и запиши ответ.

Рассказчик был поражен героизмом воробья.

• Перечитай текст и определи, сколько в нём частей. Составь план к данному повествованию.

1. Собака зачуяла дичь
2. Молодой воробей
3. Старый воробей бросился на защиту
4. Собака отступила
5. Любовь сильнее смерти

• Внимательно перечитай описание маленького воробьишки. Выпиши эпитеты (точные образные выражения), которые помогают его представить.

Молодой, с желтизной около клюва и пухом на голове, сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

• Запиши, какие чувства вызывает у тебя маленький воробьишка.

Жалость, сострадание, сопереживание.

• Составь текст-описание о нём, используя слова автора.

На аллее сидел молодой воробей с желтизной около клюва и пухом на голове. Он казался совершенно неподвижным, застывшим. Воробьишка ещё не научился летать. Едва прораставшие крылышки беспомощно растопырились от страха.

• Сравни поведение собаки (уменьшила свои шаги и начала красться, медленно приближалась, остановился, попятился, признал эту силу) и воробья (сорвавшись с близкого дерева, камнем упал, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два, ринулся спасать, заслонил собою своё детище, маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, замирал, жертвовал собою). Какие глаголы помогают лучше понять состояние героев произведения? Запиши их.

Собака: уменьшила, начала красться, приближалась, остановился, попятился, признал.
Воробей: сорвался, упал, прыгнул, ринулся спасать, заслонил, трепетало, одичал, охрип, замирал, жертвовал.

• Как эпитеты помогают автору создать образ воробья? Придумай свои эпитеты. Запиши. (Старый, черногрудый, взъерошенный, искажённый, отчаянный, жалкий, одичавший и охрипший, маленький, трепещущий).

Жалкий, взъерошенный, искаженный, отчаянный. Мои эпитеты: крошечный, отважный, бесстрашный.

• Почему произведение называется «Воробей»? Обсуди с другом. Придумайте другое название.

Воробей — главный герой произведения.
"Самоотверженный поступок", "Любовь сильнее смерти", "Отважное сердце", "Сила любви", "Отважный герой".

• Отметь в тексте, какой момент является главным в развитии действия. Какие чувства он вызывает? Запиши.

Главный момент, когда воробей бросился на защиту птенца. Он вызывает переживания за меленькую птичку, восхищение, благоговение, уважение.
"Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище... но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!"

• Как описан «поединок» воробья и собаки? Можно ли считать его состоявшимся? Кто и почему вышел из него победителем?

Поединок описан, как самый напряжённый момент в рассказе. Воробей заслонил птенца и 2 раза прыгнул в направлении собаки. Поединок состоялся и воробей вышел победителем, собака отступила. Сила любви сломила напор Трезора. Любовь одолела страх.

• Какие слова и почему повторяются дважды?

"Любовь" и "смерть". Автор заостряет наше внимание на том, что любовь сильнее всего на свете!

• Определи главную мысль произведения. Запиши её, используя слова из текста.

"Любовь... сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь."

• Как ты понимаешь слова автора: «Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти.»? Запиши свои мысли.

Настоящая любовь всегда самоотверженна. Если любишь, будешь самоотверженно защищать того, кого любишь, даже если нужно будет пожертвовать собой.