Урок 75 Правописание
Изменение имён существительных по числам

Упражнение 1. Запиши предложения. Слова, данные в скобках, ставь в  нужную форму, обозначь в этих словах ударение.

В булочную привезли свежие (торт). Школьные (повар) чудесно готовят, они настоящие (мастер) своего дела. Все ребята в нашем классе — (друг).

      В булочную привезли свежие то́рты. Школьные повара́ чудесно готовят, они настоящие мастера́ своего дела. Все ребята в нашем классе — друзья́.

Упражнение 2. Запиши по образцу: вре́мя — времена́.

и́мя — имена́, пле́мя — племена́, се́мя — семена́, стре́мя — стремена, зна́мя — знамёна

При изменении форм имён существительных на -мя появляется суффикс -ен-: время — времена, времени; имя — имена, имени; знамя — знамёна, знамени.

Упражнение 3. Запиши рассказ, ставя имена существительные в форму множественного числа.

     Для индейцев наступили сложные (время). Одни (племя) нападают на другие. Взошли (семя) ненависти. Забыты (имя) друзей из соседнего племени, развёрнуты (знамя), вставлены ноги в (стремя). Остановить это безумие может только мудрость старых вождей.

     Для индейцев наступили сложные времена. Одни племена нападают на другие. Взошли семена ненависти. Забыты имена друзей из соседнего племени, развёрнуты знамёна, вставлены ноги в стремена. Остановить это безумие может только мудрость старых вождей.

Упражнение 4. Спиши, вставляя буквы. Устно назови те орфограммы, которые встретились тебе в словах с пропусками.

            В ненастье ж…вотные пользуются самыми неожиданными убежищами. Нере…ко четвероногие и п…рнатые находят их вблизи человека.
        Март на юге Камчатки обычно в…южный, пурга н…метает огромные сугробы. Не-нас…ным утром в сенях н…шли сн…гиря, он прятался там от неп…годы. Дев…чка сп…сла птицу от к…шач…их к…гтей. Сн…гирь доверчиво см…трел из-под ч…рной шап…чки и не пытался вырваться.

 В ненастье животные пользуются самыми неожиданными убежищами. Нередко четвероногие и пернатые находят их вблизи человека.
   Март на юге Камчатки обычно вьюжный, пурга наметает огромные сугробы. Ненастным утром в сенях нашли снегиря, он прятался там от непогоды. Девочка спасла птицу от кошачьих когтей. Снегирь доверчиво смотрел из-под чёрной шапочки и не пытался вырваться.

Упражнение 5. Запиши слова в форме множественного числа.

чиж, нож, карандаш, стул, перо, адрес, ландыш, учитель, холод, роса, крыло, сын, цветок, цвет, дерево, лист

Какие орфограммы тебе необходимо было вспомнить для правильной записи слов?

Чижи, ножи, карандаши, стулья, перья, адреса, ландыши, учителя, холода, росы, крылья, сыновья, цветки, цвета, деревья, листья (листы).

 

Конец первой части учебника