ГДЗ 17, с. 42 — 44
17. Открой Обратный словарь на букву -У. Выпиши слова-названия предметов. Эти слова пришли к нам из других языков. У всех этих слов НЕТ окончаний.
Зебу, какаду, эму, кенгуру.
Слова-иностранцы на конце могут иметь эту букву У, а также буквы О и Е : кино, пальто, метро, эскимо, кофе, кафе. Но: «Что же такое окончание? Это не просто буква на конце слова! А что это? Откройте страничку 38. Уточните, что такое окончание». Это изменяемая часть слова.
Дальше мы читаем предложения про кенгуру (с. 42). А потом снова их все перечитываем, чтобы ответить на те вопросы, которые задаёт учебник: «Где слово кенгуру стоит в единственном числе?». В первом предложении число подсказывает глагол (слово-название действия): если «завтракаЛ», то уж точно один. Что касается второго предложения, в этом предложении непонятно, в каком числе стоит это слово. На вопрос «Где это слово точно стоит во множественном числе?» отвечаем: «На это указывает окончание слова-названия признака: «маленькИХ».
Обращаем особое внимание на то, что внешний вид слова кенгуру не изменился ни при смене числа, ни при смене вопросов. Обратите внимание на вопросы и на то, как подчёркнуто в каждом предложении это слово. Вопросы — разные, подчёркнуто — по-разному, а вид слова один и тот же. Вспомнив определение окончания на с. 38, надо сказать, что у слова кенгуру нет окончания, поскольку у него просто нет изменяемой части слова: у него ничего не меняется! А вот потом мы убеждаемся в том, что хотя это слово в разных предложениях выглядит одинаково, у него всё-таки разная форма! Убедиться в этом нам помогут разные вопросы, которые задаются к этому слову, и то, что оно по-разному работает в предложении, т. е. по-разному подчёркнуто.
После этого мы читаем стишок про пони. Первый вопрос можно уточнить и так: «Что же смущает поэта?» «Поэта смущает то, что слово пони выглядит так, как будто животных несколько, а означает всего одну лошадку. (Вам необходимо будет уточнить, что именно в данном случае слово означает, что лошадка одна, но это слово может означать и то, что лошадок несколько!). В данном случае слово пони стоит в единственном числе.
Следующий вопрос направлен на то, чтобы мы поняли: в данном стихотворении речь идёт о пони-девочке, но ведь может быть и пони-мальчик! (серенькИЙ пони; пони пощипаЛ травку). Внешний вид слова всё равно не изменится. Потом мы меняем слово по числам (славнЫЕ маленькИЕ пони; пони пилИ воду). То же самое делаем, меняя вопросы к слову пони. («Я ни разу не видел (кого?) пони». Или: «Я угощу печеньем (кого?) пони». «Я дам поесть (кому?) пони».) После всех изменений слова выясняем, что у слова пони нет окончания, поскольку оно никак не меняется.
Прочитай в хрестоматии «Окружающий мир» (в Иллюстрированном словарике) описания этих животных.
Зебу — травоядное млекопитающее. Не очень крупное. Родственник коровы. На холке животного есть горб с запасом жира. Хорошо переносит жару. Разводят в жарких странах.
Какаду — большой попугай с хохолком из перьев на голове. Растительноядный. Хорошо летает. Лазает по деревьям при помощи крепкого клюва и сильных лап. Живёт на юге.
Эму — Большая птица. Не умеет летать, зато быстро бегает. Ростом с человека. Питается растениями, насекомыми, ящерицами, змеями и птицами. В нашей стране живёт в зоопарке.
Кенгуру — растительноядное млекопитающее. Ростом с человека. Хорошо прыгает. Мать донашивает детёныша в сумке на брюхе. В нашей стране живёт в зоопарке.
Сочини и запиши предложение с любым из этих слов. Покажи подчёркиванием, каким — главным или неглавным — это слово является в предложении.
Кенгуру носят детёнышей в кожаных мешках на животе.
Вечером мы смотрели фильм про страуса эму.
Разноцветные какаду перепархивали с ветки на ветку.