Страница 77-129. ГДЗ к разделу учебника Звуки и буквы

Как различить звуки и буквы?

Упражнение 115. Прочитайте....А. Пушкин

  • Какое чувство вызвали у вас эти строки? Передайте это чувство интонацией.

Эти строки вызвали чувство грусти.

  • Читая строки, вы озвучивали письменную речь. Из чего состоят слова письменной речи? А слова устной речи?

Слова письменной речи состоят из букв. Слова устной речи - из звуков.

  • Спишите. Проверьте себя.

Октябрь уж наступил - уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей.

Упражнение 116. Рассмотрите рисунки. Назовите предметы. Произнесите по порядку звуки в каждом слове.

Шар, ложка, шарф, лодка.

  • Назовите слова, в которых встретились одинаковые звуки. Произнесите эти звуки.

Шар, шарф - [ш], [а], [р].
Ложка, лодка - [л], [ó], [к], [а]

  • Назовите слова, которые различаются одним звуком. Произнесите звуки, которыми различаются эти слова.

Шар, шарф - [ф].
Ложка, лодка - [ш], [т].

Упражнение 117. Рассмотрите условные звуковые обозначения слов и записи этих слов буквами.

[й’óлка] ёлка ёлка
[м’ач’] мяч мяч
[гус’] гусь гусь

  • Объясните, в чём различие в записях одного и того же слова.

Слово записано звуками, печатными буквами, строчными буквами.

  • Произнесите по порядку звуки в каждом из этих слов.

Упражнение 118. Перед вами записи звуков. Произнесите звуки.

[а][л][п][м][а]               [р][а][а][с]
[л][á][м][п][а]               [р][а][с][á]

  • В какой записи при быстром произнесении звуков по порядку получились слова? Что они обозначают? Запишите эти слова.

Лампа, роса.

Лампа - осветительный прибор.
Роса - мелкие капли влаги.

Упражнение 119. Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Проверьте написание слов по орфографическому словарю (с. 136).

Родина, ветер, медведь, ягода, берёза, воробей, пальто, рисунок, сентябрь, заяц.

  • Назовите в выделенном слове все буквы по порядку. А теперь произнесите по порядку звуки, обозначенные этими буквами.


Пальто (пэ, а, эль, мягкий знак, тэ, о), [п], [а], [л’], [т], [о].

120. Прочитайте песенку Б. Заходера.

Было б очень-очень мило,
Очень Умная Сова,
Если б ты нам объяснила
Эти умные слова:
Энциклопедия!
Трагикомедия!
Кувырколлегия!
Рододендрон!

  • Какие из выделенных "умных" слов настоящие, а какие ненастоящие? Как вы это определили? Найдите в толковом словаре (с. 138 - 140) значения настоящих слов.

Настоящие: энциклопедия ( научное справочное пособие по всем или отдельным отраслям знаний, обычно в форме словаря), трагикомедия (драматическое произведение, где описываются и печальные, и смешные события), рододендрон (род кустарников или небольших деревьев; растёт в горах Восточной Азии и Северной Америки, на Дальнем Востоке, в Сибири, на Кавказе).

Ненастоящее: кувырколлегия.

Кувырок, рок, кол, рывок, курок, ролл, крыло, рог, рык, ров, вор, угол, як, гол, лук, луг, лев, век, веко.

  • Кто больше составит слов из букв ненастоящего слова? Запишите составленные слова.

Страница 81. Русский алфавит, или Азбука
Как мы используем алфавит?

121. Прочитайте вслух, не торопясь, названия всех букв алфавита.

Аа (а), Бб (бэ), Вв (вэ), Гг (гэ), Дд (дэ), Ее (е), Ёё (ё), Жж (жэ), Зз (зэ), Ии (и), Йй (и краткое), Кк (ка), Лл (эль), Мм (эм), Нн (эн), Оо (о), Пп (пэ), Рр (эр), Сс (эс), Тт (тэ), Уу (у), Фф (эф), Хх (ха), Цц (цэ), Чч (че), Шш (ша), Щщ (ща), ъ (твёрдый знак), ы (ы), ь (мягкий знак), Ээ (э), Юю (ю), Яя (я).

  • Для чего нужно знать алфавит?
  • Знаете ли вы алфавит? Назовите по очереди все буквы русского языка в алфавитном порядке.

122. Прочитайте. Каких букв здесь нет? Назовите эти буквы. Определите их место в алфавите.

Б В Г Д Ж З Й К Л М Н П
Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ь
А, Е, Ё, И, О, Ы, Э, Ю, Я.

Запишите все буквы русского языка в алфавитном порядке.

Аа, Бб, Вв, Гг, Дд, Ее, Ёё, Жж, Зз, Ии, Йй, Кк, Лл, Мм, Нн, Оо, Пп, Рр, Сс, Тт, Уу, Фф, Хх, Цц, Чч, Шш, Щщ, ъ, ы, ь, Ээ, Юю, Яя

  • Сколько в русском алфавите букв, обозначающих гласные звуки? А букв, обозначающих согласные звуки? Какие буквы звука не обозначают?

10 букв, обозначающих гласные звуки, 21 буква, обозначающая согласный звук, 2 буквы (ь, ъ), не обозначающих звука.

123. Рассмотрите рисунки.

эскимó чáща ухá кáша

  • Прочитайте слова-названия предметов. Что обозначают эти слова?

Эскимо - мороженое на палочке в шоколадной глазури. Чаща - густой лес. Уха - суп из рыбы. Каша - блюдо из крупы.

  • В каких словах "спрятались" названия согласных букв русского алфавита? Назовите эти буквы.

Эскимо (с), чаща (щ), уха (х), ка-ша (к, ш)

  • Запишите слова в алфавитном порядке.

Каша, уха, чаща, эскимо.

  • Составьте предложение к каждому рисунку. Запишите одно предложение.

Любой ребёнок любит эскимо.
Путники пробирались всё глубже и глубже в чащу.
Уха - русское национальное блюдо.
На завтрак мама приготовила овсяную кашу.

124. Кто быстро и правильно назовёт парами данные буквы? 

Называем так, как они звучат а алфавите.

125. Прочитайте. По алфавиту ли записаны слова в каждом столбике?

деревня
девочка
дежурный
пенал
пальто
петух
ягода
язык
яблоко

  • Запишите слова каждой группы в алфавитном порядке. Вставьте пропущенные буквы.

девочка         пальто         яблоко
дежурный      пенал          ягода
деревня         петух           язык

  • Проверьте написание слов и их расположение в алфавитном порядке по орфографическому словарю (с. 136).

126. Отгадайте слово. Что оно обозначает?
Первая буква этого слова стоит в алфавите после буквы "эм", вторая - перед буквой "пэ", третья - после буквы "ю", четвёртая - перед буквой "вэ", пятая - между буквами "пэ" и "эс", шестая не обозначает звука.

Ноябрь

Последний месяц осени.

127. Прочитайте в толковом словаре учебника (с. 138) значения данных слов.
Изморозь, эскалáтор, изморось.

Изморозь - похожий на иней осадок на траве, ветвях деревьев, проводах.
Эскалáтор - движущаяся лестница.
Изморось - очень мелкий дождик.

  • Почему слово изморозь дано в словаре перед словом изморось?

В словарях и справочниках слова располагаются по алфавиту. В алфавитном порядке "з" стоит раньше "с".

  • После какого слова дано в словаре слово эскалатор и почему?

После слова "энциклопедия", согласно алфавитному порядку.

  • Запишите по алфавиту данные слова.

Изморозь, изморось, эскалатор.

  • Составьте предложение с одним из слов. Запишите его.

Самый длинный эскалатор в мире находится в Санкт-Петербурге.

128. Прочитайте.

Палиндрóм - это слово или сочетание слов, одинаково читающееся слева направо и справа налево.

Вот знаменитый палиндром поэта А. Фета:
А роза упала на лапу Азора.

  • Попробуйте составить палиндром из данных слов.

Кабáн, баклажáн, нажáл, на.

  • Запишите составленный палиндром.

Нажал кабан на баклажан.

129. Рассмотрите буквы. Какие из них печатные, а какие рукопи́сные? Какие из них прописны́е (заглáвные, большие), а какие строчны́е (малые)?

А б Щ а б щ Б
Е А Щ Е Б щ а

  • Назовите правильно каждую букву. Когда в письменной речи употребляются заглавные буквы?

А (а) - прописная печатная, б (бэ) - строчная печатная, Щ (ща) - прописная печатная, а (а) - строчная рукописная, б (бэ) - строчная рукописная, щ (ща) - строчная печатная, Б (бэ) - прописная печатная.

Е (е) - прописная рукописная, А (а) - прописная рукописная, Щ (ща) - прописная рукописная, Е (е) - прописная печатная, Б (бэ) - прописная рукописная, щ (ща) - строчная рукописная, а (а) - строчная печатная.

Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы. Имена, отчества, фамилии людей пишутся с заглавной буквы. Клички животных пишутся с заглавной буквы. Названия городов и рек, стран и морей, деревень, сёл, улиц пишутся с заглавной буквы.

Какие слова пишутся с заглавной буквы?

130. Прочитайте.

Москва, Владимир, Пушкин, Маршак, Томск, Айболит, Татьяна, Дюймовочка, Андерсен, Сергей, Ярославль, Чуковский, Андрей, Незнайка.

  • В какие группы по значению можно распределить эти слова?
  • Запишите каждую группу слов в алфавитном порядке. Какое слово оказалось в двух группах слов?

Названия городов: Владимир, Москва, Томск, Ярославль.
Имена людей: Андрей, Владимир, Сергей, Татьяна,
Сказочные герои: Айболит, Дюймовочка, Незнайка.
Фамилии писателей: Андерсен, Маршак, Пушкин, Чуковский.

131. Прочитайте астрономическую считалку.

На Луне жил звездочёт,
он планетам вёл подсчёт:
Меркурий - раз, Венера - два-с,
три - Земля, четыре - Марс,
пять - Юпитер, шесть - Сатурн,
семь - Уран, восьмой - Нептун,
девять - дальше всех - Плутон...
Кто не видит - выйди вон!

А. Усачёв

  • Какая из названных планет сейчас не считается планетой?

Плутон называется не "планетой", а "карликовой планетой".

  • Запишите названия планет по алфавиту.

Венера, Земля, Марс, Меркурий, Нептун, Сатурн, Уран, Юпитер.

132. Расшифруйте предложения. Какие слова вы будете писать с заглавной буквы? Запишите одно из предложений.

Мальчик Вася Муравьёв строит дом для муравьёв.
Наша Марта вернулась из Москвы в конце марта.
Лёва Скворцов сделал дом для скворцов.

133. Рассмотрире в "Картинной галерее" учебника репродукцию картины Зинаиды Евгеньевны Серебряковой "За обедом".

  • Что изображено на картине? Почему картина так названа?
  • Кто сидит за столом? Какими вы увидели детей? Что они делают?
  • Что находится на столе? А что вы заметили на картине?
  • Заинтересовала ли вас картина? Чем?
  • Составьте рассказ по картине (вам помогут опорные слова). Подготовьтесь его рассказать.

Опорные слова: комната, мальчики Шурик и Женя, девочка Тата, белая скатерть, тарелки, кувшин, стеклянный стакан, суповая миска, графин, разливает бульон, румяные булочки.

  • Запишите составленный текст (2 - 4 предложения).

За обедом

   В комнате за столом сидят мальчики Шурик и Женя со своей сестрёнкой Татой. Стол накрыт белой льняной скатертью. На столе стоит изящный графин, жёлтый кувшин для молока, сахарница, расставлены стеклянные стаканы и тарелки. Бабушка разливает вкусный бульон из расписной суповой миски детям. После супа дети будут есть румяные булочки.
   Мне нравится тёплая, уютная атмосфера за этим столом.

Страница 88. Проверь себя

1. Произнесите в слове музыкант все звуки по порядку. А теперь назовите каждую букву.

[м], [у], [з], [ы], [к], [á], [н], [т]
эм, у, зэ, ы, ка, эн, тэ

2. Произнесите слова. Какими звуками различается каждая пара слов?
Кора - гора, сон - сын, куст - кость.

Кора - гора, сон - сын, куст - кость
[к] - [г] [о] - [ы] [у] - [о], [т] - [т’]

3. Приведите пример слова, в котором звуков меньше, чем букв. Запишите его.

лень - 4 буквы, 3 звука

  • Приведите пример слова, в котором звуков больше, чем букв. Запишите его.

ёлка - 4 буквы, 5 звуков

4. Правильно ли назвал ученик все буквы в слове флаг? Объясните свой ответ.

Первая буква "фэ", вторая - "эль", третья - "а", четвёртая - "гэ".

Неправильно. Буква "эф".

5. Прочитайте. Отгадайте слова с данными звуками.

Со звуком [к] - я в школе на стене,
Горы, реки есть на мне.
Со звуком [п] - от вас не утаю -
Тоже в школе я стою.

  • Запишите отгаданные слова в алфавитном порядке.

Карта, парта.

6. После какой фамилии стоит твоя фамилия в классном журнале и почему?

7. В каких случаях может потребоваться знание алфавита?

Например, в работе со справочником или словарём, в библиотеке с работой с каталогом.

Страница 89 ГДЗ к теме учебника русского языка Гласные звуки
Как определить гласные звуки? Какими буквами на письме обозначаются гласные звуки?

134. Произнесите любой гласный звук и проверьте, действительно ли он имеет такие признаки.

  • гласный звук состоит только из голоса;
  • при произнесении гласного звука воздух проходит через рот свободно, без преград;
  • гласный звук образует слог.

 Да, действительно.

135. Прочитайте.

  • Вспомните: сколько в русском языке гласных звуков и букв, их обозначающих?

Гласные звуки: [а], [о], [у], [и], [ы], [э].
Буквы для обозначения гласных звуков: а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю,я.

  • Спишите, продолжая список гласных звуков и пропущенных букв.

136. Прочитайте. Скажите, где изображены гласные звуки, а где - буквы, обозначающие гласные звуки. (В первом столбике звуки, во втором буквы)

  • Произнесите звуки. Какими буквами могут обозначаться эти звуки на письме?

[а] - а, я,
[о] - о, ё,
[и] - и,
[у] - у, ю,
[ы] - ы, и,
[э] - е, э.

  • Назовите буквы. Какой звук или звуки обозначают выделенные буквы в данных словах.

137. Рассмотрите рисунки.

  • Прочитайте буквы. Скажите, что вы знаете о них.

Е, ю, ё, я. Эти буквы могут обозначать два звука: е [й’э], ё [й’о], ю [й’у], я [й’а], если стоят в начале слова или после других букв, обозначающих гласные звуки.

  • Назовите по рисункам слова, в которых есть буквы е, ё, ю, я.

Енот, юбка, ёж, яблоко.

  • Запишите эти слова. Какую "работу" выполняют в них эти буквы?

Буквы обозначают два звука, потому что стоят в начале слова.

138. Прочитайте. Когда так говорят?

Тёплое слово и в мороз согревает.
Е′хал пря́мо, да попал в я́му.
Люди пахать, а он руками махать.

Тёплое слово и в мороз согревает. Ласковое слово необходимо в трудной ситуации.
Ехал прямо, да попал в яму. Хвастался, что всё легко и просто, да попал впросак.
Люди пахать, а он руками махать. Все работают, а он отговорки находит.

  • Какую "работу" выполняют в словах выделенные буквы?
  • Спишите одну из пословиц.

139. Прочитайте слова, в которых есть буква э. Из каких языков они к нам пришли? В скобках после каждого слова дана подсказка.

Поэт (греч.), эскалáтор (англ.), эму (порт.), дуэт (итал.), экзáмен (лат.), эстафéта (фр.), эльфы (нем.), сэр (англ.), мэр (фр.), этикéт (фр.), энциклопéдия (фр.), аэропóрт (фр.), каратэ (яп.), эклéр (фр.), эхо (греч.), алóэ (греч.).

  • Что обозначает каждое слово? Узнайте значения незнакомых слов в толковом словаре.

Поэт - стихотворец; писатель, создающий произведение в стихах.
Эскалáтор - движущаяся лестница
Эму - крупнейшая австралийская птица.
Дуэт - исполнение музыкального произведения двумя людьми.
Экзáмен - итоговая форма оценки знаний.
Эстафéта - соревнование команд в беге, плавании.
Эльфы - волшебный народ в германо-скандинавском и кельтском фольклоре.
Сэр - почтительное обращение к мужчине в Англии и США.
Мэр - глава города.
Этикéт - установленный порядок поведения в общественном месте.
Энциклопéдия - научное справочное пособие по всем или отдельным отраслям знаний, обычно в форме словаря.
Аэропóрт - комплекс сооружений, предназначенный для приёма, отправки, базирования воздушных судов и обслуживания воздушных перевозок.
Каратэ - разновидность самозащиты без оружия, основанная на ударах рукой или ногой.
Эклéр - пирожное с кремом внутри.
Эхо - отражённая звуковая волна, создающая эффект поаторения звуков.
Алóэ - комнатное лекарственное растение с толстыми мясистыми листьями.

  • Запишите любые три слова по алфавиту. Подчеркните в них букву э.

Дуэт, сэр, этикет.

140. Прочитайте. Рассмотрите рисунок.

Коля заболел. Он лежал в постели и глядел в окно. Вдруг Коля увидел красный шарик. На шарике рожица нарисована. Коля догадался, что это ребята придумали. Стало Коле хорошо.
Хорошо, когда о тебе друзья помнят!

А. Митта

  • Определите тему и главную мысль текста. Придумайте к тексту заголовок.

Тема: о дружбе. Главная мысль: хорошо, когда о тебе друзья помнят!

  • Напишите ответы на вопросы предложениями из текста.
  1. Что случилось с Колей?
  2. Что увидел Коля в окне?
  3. О чём догадался мальчик?
  4. Как стал чувствовать себя Коля?

Хорошо, когда о тебе помнят!

Коля заболел. Вдруг Коля увидел красный шарик. Коля догадался, что это ребята придумали. Стало Коле хорошо.

Страница 93. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне

141. Прочитайте.

Гусéй крикли́вых каравáн
Тянýлся к ю́гу: приближáлась
Довóльно скýчная порá;
Стоя́л ноя́брь уж у дворá.

А. Пушкин

  • Что обозначает выражение скучная пора?

Унылая пора, осень.

  • Спишите. Подчеркните в словах буквы, обозначающие безударные гласные звуки.

142. Прочитайте. В чём сходство и различие в лексическом значении пар слов каждой группы?

тигр - тигры
берёза - берёзы
тигр - тигрята
берёза - берёзовый

Слова тигр и тигры, берёза и берёзы - это формы одного и того же слова. Слова тигр и тигрята, берёза и берёзовый - это однокоренные слова.

  • Какие пары слов являются однокоренными словами? Объясните свой ответ.

Тигр - тигрята, берёза - берёзовый.

  • Одинаково ли значение каждой пары слов первой группы? А в чём их различие?

Различие в том, что первое слово каждой пары обозначает единственное число, второе - множественное.

143. Прочитайте.

1. Древние города окружали земляные валы́. Повозки с грузом тянули волы́.
2. Над котлом клубятся пары́ воды. До поры́ до времени не сеют семени.

  • Как произносятся и пишутся выделенные слова? Что они обозначают?

Произносятся одинаково, пишутся по-разному. Вал - насыпь. Вол - бык. Пар - влажный воздух. Пора - время.

  • Произнесите безударный гласный звук в выделенных словах. Одинаковой ли буквой он обозначен?

Один и тот же гласный звук в безударной позиции обозначен разными буквами (валы - волы [а], пары - поры [а]

  • Спишите пословицу. Объясните её смысл.

До поры до времени не сеют семени. Смысл - все нужно делать вовремя.

144. Прочитайте. Определите, где записаны формы одних и тех же слов, а где - однокоренные слова.

дождь - дожди
глаз - глаза
снег - снега

дождь - дождик - дождливый
глаз - глазки - глазной
снег - снеговик - снегурочка

В первом столбике - формы слов, во втором - однокоренные слова.

  • Напишите слова так, как они записаны в учебнике. Обозначьте в них ударение.

Дождь - дожди́, глаз - глазá, снег - снегá.
Дождь - дóждик - дождли́вый. Глаз - глáзки - глазнóй. Снег - снегови́к - снегýрочка.

  • Произнесите слова с пропущенной буквой в ударном слоге. Легко или трудно обозначить буквой ударный гласный звук? Впишите в слова буквы, обозначающие ударные гласные звуки.
  • Произнесите слова с пропущенной буквой в безударном слоге. Легко или трудно обозначить буквой безударный гласный звук?
  • Впишите в слова те буквы, которыми вы обозначили ударные гласные звуки в одинаковой части слов (в корне).

145. Прочитайте. В каких словах написание выделенных букв надо проверять? Почему? Найдите для каждого из них проверочное слово.

гора
холмик
листок сёстры
свист
врачи врач
сестра
холмы свисток
лист
горка

  • Запишите пары слов: сначала проверочное, потом проверяемое. Обозначьте в них ударение.

Гóрка - горá, хóлмик - холмы́, лист - листóк, сёстры - сестрá, свист - свистóк, врач - врачи́.

  • Соедините линией буквы, обозначающие ударный и безударный гласные звуки в корне проверочного и проверяемого слов: гóрка - горá.
  • Продолжите утверждение: в корне проверяемого и проверочного слов безударный гласный звук обозначается одинаковой буквой.

146. Прочитайте. Назовите в корне каждого слова букву, написание которой надо проверять. Объясните, как это сделать.

(Слóво) словáрь, (мóре) моря́к, (лист) листóк, (лес) лесни́к.
(Зéмли) земля́, (врач) врачи́, (след) следы́, (стриж) стрижи́.

  • В каких словах буквы, обозначающие безударные гласные звуки в корне, вы проверяли, изменяя форму слова, а в каких - подбирая однокоренное проверочное слово?

В верхней строке мы подбирали однокоренное проверочное слово к проверяемому слову. В нижней строке мы проверяли безударный гласный звук в корне, изменяя форму слова.

  • Запишите сначала проверочное слово, а затем проверяемое.

147. Подготовьте сообщение на тему "Какими способами можно подобрать проверочное слово для слова с безударным гласным звуком в корне?"

Чтобы подобрать проверочное слово для обозначения буквой безударного гласного звука в корне, надо:

а) или заменить форму слова (моря́ - мóре, у мóря);
б) или подобрать однокоренное слово (травá - трáвка, зелёный - зéлень) - так, чтобы безударный гласный звук в корне стал ударным.

В проверочном и проверяемом словах гласные в ударном и безударном слогах корня пишутся одинаково.

148. Рассмотрите рисунки.

  • Запишите название каждого предмета (предметов), пропуская букву, обозначающую безударный гласный звук в корне слова. Объясните, как вы будете проверять её написание.
  • Впишите в слова пропущенные буквы.

Свечá (свéчка), ворóны - вóрон, козá - кóзы, мячи́ - мяч, лисá - ли́сы.

Мы проверяли написание безударного гласного в корне слова, подбирая однокоренное слово (свечá -свéчка, мячи́ - мя́чик) или изменяя форму слова (козá - кóзы, лисá - ли́сы) так, чтобы безударный гласный звук в корне слова стал ударным.

149. Прочитайте. Спишите пословицы.

1. Где цветок, там и медок. 2. Осиное гнездо не трогай! 3. Не одежда красит человека, а добрые дела. 4. Своя земля и в горсти́ мила.

  • В написании каких букв в выделенных словах можно допустить ошибку? Почему?

Можно допустить ошибку в безударной позиции.

  • Подчеркните эти буквы. Объясните, как проверить их написание.

Цветóк (цвéтик), медóк (мёд), гнездó (гнёзда), делá (дéло), своя́ (свой), земля́ (зéмли), горсти́ (горсть), милá (ми́лый)

  • Подготовьтесь объяснить, как вы понимаете значение одной из пословиц.

Своя земля и в горсти́ мила. Смысл: то, что принадлежит тебе, всегда дороже и роднее, даже если этого немного.

150. Прочитайте. Подберите к каждому слову с пропущенной буквой проверочное слово по образцу. Чем различается подбор проверочных слов?

Образец. 1. Вóды - водá. 2. Двор - дворы́.

1. Скáлы - скалá, стрéлы -стрелá, нóры - норá, спи́ны - спинá, плéчи - плечó, стрáны - странá, чи́сла - числó, вóлны - волнá, óкна - окнó, пи́сьма - письмó, кóсы - косá, трáвы- травá, гóры - горá.

2. Слóво - словá, нож - ножи́, снег - снегá, винт - винты́, хлеб - хлебá, пóле - поля́, след - следы́, ствол - стволы́, стриж - стрижи́, ряд - ряды́.

  • Запишите пары слов. Соедините линией буквы, которыми обозначены ударный и безударный гласные звуки в корне форм одного и того же слова.

151. Прочитайте загадки. Объясните написание слов с пропущенными буквами.

1. На горé (гóры) шумит, под горóй молчит. (Лес) 2. Орехи в землé (зéмли), листья на земле. (Картофель) 3. Глазá (глаз) на рогáх (рог), а домик на спинé (спи́ны). (Улитка) 4. Зелёный поясóк в травé (трáвы) затерялся. (Ящерица).

  • Спишите, вставляя пропущенные буквы.
  • Найдите и подчеркните в четвёртом предложении главные члены: подлежащее и сказуемое.

152. Прочитайте. Докажите, что слова каждой строчки однокоренные (родственные).

1. Боль, болит, больница.
2. Свист, свисток, свистеть.
3. Старый, старик, старуха.
4. Ночь, ночной, ночевать.
5. Зелень, зелёный, зеленеть.
6. Звон, звонить, звонок.

Слова каждой строчки однокоренные, так как близки по смыслу, имеют общую (одинаковую) часть, в которой заключено общее лексическое значение всех родственных слов.

  • Какая буква пропущена в каждом из однокоренных слов?

Одинаковая.

  • Спишите, вставляя пропущенные буквы.
  • Сделайте вывод: одинаково или по-разному пишется корень в однокоренных словах?

Корень в однокоренных словах пишется одинаково.

153. Прочитайте. Озаглавьте стихотворение.

Усни-трава

Дальний лес стоит стеной.
А в лесу, в глуши лесной,
На суку сидит сова,
Там растёт усни-трава.
Говорят, усни-трава
Знает сонные слова.

И. Токмакова

  • Объясните, как вы будете выбирать букву из скобок, чтобы правильно написать каждое слово.

Мы будем подбирать такое проверочное слово к каждому слову, в котором безударный гласный звук в корне станет ударным: (стенóй - стéны, (в) лесý - лес, леснóй -лес, сиди́т - си́дя, совá - сóвы, травá - трáвы, словá - слóво).

  • Запишите стихотворение, выбирая из скобок нужную букву.

154. Прочитайте. Каким способом подобрано проверочное слово в образце? На какой вопрос отвечает проверяемое слово? проверочное слово? Образец. Лес - лесной.

Проверочное слово отвечает на вопрос что? Проверяемое - на вопрос какой?

Зверь) - звер)иный, сталь) - сталь)ной, холм) - холм)истый, вишн)я - вишн)ёвый, лень) - лен)ивый, неб)о - неб)есный, пол)е - пол)евой.

  • Запишите слова по образцу. Выделите корень.

155. Прочитайте. Каким способом подобраны проверочные слова в образце? На какие вопросы отвечают выделенные слова?

Образец. 1. Звёзды - звезда.
2. Плёл - плелá.
3. Лёгкий - легкó.

1. Гнёзда - гнездо, вёсла - весло, пчёлы - пчела, сёстры - сестра, вёдра - ведро, слёзы - слеза, брёвна - бревно, зёрна - зерно.
2. Вёз - везý, нёс - несý, пёк - пекý.
3. Тёплый - теплó, тёмный - темнó, весёлый - вéсело.

  • Запишите слова каждой группы по образцам.
  • Что интересного вы заметили в обозначении буквами ударного и безударного гласных звуков в корнях каждой группы слов?

Мы заметили, что, если под ударением слова пишется буква ё, то без ударения в формах этого же слова и в однокоренных словах пишется буква е.

156. Прочитайте.

Е? И?

1. Цветник (цветик), певец (петь), речной (речка), ленивый (лень), встречать (встреча), бежать (бег), лепить (лепка).

2. Линейка (линия), грибник (гриб), крикливый (крик), свистеть (свист), число (числа), писать (пишет), письмо (письма).

  • Запишите слова в две группы: в первую группу - с пропущенной буквой е, во вторую - с пропущенной буквой и. Объясните свой выбор.

157. Прочитайте.

А? О?

Малыш, кольцо, столовая, глазок, в шкафу, солёный, шагать, краснеть, морской, травинка, полянка, большой, врачи, кормить, кора, окно.

  • Запишите слова в две группы: в первую группу - с пропущенной буквой а, во второй - с пропущенной буквой о.

1. Малы́ш (мáленький), глазóк  (глаз), в шкафý (шкаф), шагáть (шаг), краснéть (красный), трави́нка (трáвы), врачи́ (врач).
2. Кольцó (кóльца), столóвая (стол), солёный (соль), морскóй (море), поля́нка (поле), большóй (больше), корми́ть (корм), корá (корка), окнó (óкна).

  • Докажите, что вы правильно написали слова с пропущенными буквами.

158. Прочитайте.

Зарумянились кустарники
Не от утренней зари.
Это красные фонарики
Засветили снегири́.

Л. Татьяничева

  • Какую картину вы представили, читая эти строки? С чем автор сравнила оперение снегиря? Почему эту красногрудую птичку так назвали?

Мы представили снегирей на ветках кустарников. Автор сравнивает оперение снегиря с красными фонариками. Эту красногрудую птичку так назвали, потому что эти пернатые появляются вместе с первым снегом, будто бы принося с собой зиму.

  • Объясните, как вы проверите написание букв, обозначающих безударные гласные в слове снегири.

Снегири (снеги́рь, словарное слово)

  • Являются ли слова снег и снегирь однокоренными? Проверьте себя по словарю однокоренных слов (с. 135).

Снег (снеговой, снеговик, снегурочка). Снегирь (снегирёк). Снег и снегирь не являются однокоренными, но слово "снегирь" произошло от "снег".

159. Прочитайте.

1. Грачи и скворцы первыми весну встречают. 2. Гадюка - ядовитая змея. 3. Сова - ночная птица. 4. Клесты выводят птенцов зимой. 5. Ежи, колючие зверьки, живут в лесах и садах. 6. Прудовы́е лягушки всё лето живут в воде.

  • Спишите любые два предложения. Подчеркните в словах буквы, написание которых надо проверять.

Грачи́ и скворцы́ пéрвыми веснý встречáют. Гадю́ка - ядови́тая змея́.

  • Выпишите любые три слова с безударным гласным звуком в корне. Рядом с каждым словом запишите проверочное.

Грачи́ (грач), змея́ (змéи), совá (совы).

160. Прочитайте. Расположите предложения так, чтобы они составили текст. Озаглавьте его.

1. В гнезде трое грачат.
2. Вот прилетели родители.
3. Грачи стали кормить птенцов жирными червями.
4. Птицы громко пищали.
5. На берёзе грачиное гнездо.
6. Оно сделано из прутьев, глины и травы.

  • Запишите заголовок и составленный текст.
  • Подчеркните в выделенных словах буквы, обозначающие безударные гласные звуки. Объясните их написание.

Заботливые родители

На берёзе грачиное гнездó. Оно сделано из прутьев, глины и травы́. В гнезде трое грачáт. Птицы громко пищали. Вот прилетели родители. Грачи́ стали кормить птенцóв жирными червями.

161. Прочитайте. Озаглавьте текст.

Утро в осеннем лесу

Сентябрьское утро. Иду по лесной тропинке. Трава в росе. На траве следы моих сапог. Летит с деревьев золотая листва. На земле ковёр пёстрых листьев. У корней старой сосны вижу грибки. Это осенние опята.

Н. Сладков

  • Объясните написание слов с пропущенными буквами. Подготовьтесь написать этот текст под диктовку (см. Памятку 7 "Как подготовиться к диктанту" на Страница 133)

Леснóй - лес, тропи́нке - трóпы, травá - трáвы, (в) росé - рóсы, следы́ - след, мои́х - мой, лети́т - полёт, золотáя -зóлото, листва - ли́стья, (на) землé - зéмли, ковёр - кóврик, (у) корнéй -кóрень, (у) сосны́ - сóсны, грибки́ - гриб, осéнние - óсень.

Страница 103. ГДЗ 7gy.ru к теме Когда написание букв, обозначающих безударные гласные звуки в корне слов, надо запомнить?

162. Прочитайте. Чем интересен заголовок?

Жёлтые мышки

За окном ветерок веселится:
То попрыгает, то притаится.
И листочки бегут по дорожке,
Словно жёлтые мышки от кошки.

В. Орлов

Заголовок интересен тем, что автор одушевляет листья и сравнивает их с мышками.

  • В каких словах написание выделенных букв вы можете проверить? Проверьте их.

(За) окнóм - óкна, весели́тся - вéсело, весéлье, притаи́тся - притáиваться, листóчки - ли́стья, бегут - бег.

  • В каких словах написание выделенных букв вы не смогли проверить? Почему? Где можно проверить написание таких слов?

Дорóжке, жёлтые. Здесь непроверяемые буквы, обозначающие безударные гласные звуки в корне слов, которые надо запомнить. Такие слова можно проверить по орфографическому словарю.

  • Спишите любое предложение.

За окном ветерок веселится:
То попрыгает, то притаится.

163. Прочитайте. По какому признаку распределены слова в группы?

тетрадь
берёза
деревня
ветер
яблоко
молоко
одежда
посуда
капуста
работа
карандаш
сахар
язык
заяц
январь
лягушка

Слова распределены по группам по пропущенной букве (е, о, а, я).

  • Запишите слова каждой группы в алфавитном порядке. Проверьте себя по орфографическому словарю учебника.

Берёза, ветер, деревня, тетрадь.
Молоко, одежда, посуда, яблоко.
Капуста, карандаш, работа, сахар.
Заяц, лягушка, язык, январь.

164. Прочитайте.

В разных языках название ягоды земляника связывается с понятием земля. Ягоды нередко почти лежат на земле. В немецком языке эту ягоду называют земляная ягода. В польском языке именуется как позёмка.

  • Почему землянику так назвали? А можете ли вы объяснить происхождение названий таких ягод, как черника, голубика, костяника?

Землянику так назвали, потому что название связывают с понятием земля. Русское название "черника" произошло от цвета ягод и того, что они чернят руки и рот. Голубику так назвали за цвет ягод с синим отливом. Костянику так назвали за крупную косточку, которая находится в ягоде.

  • Найдите в тексте три словарных слова. Запишите их. Подчеркните буквы, написание которых надо запомнить.

Земляни́ка, я́годы, (в) языкé.

165. Выпишите из орфографического словаря слова-названия растений. Подчеркните в них буквы, написание которых надо запомнить.

Берёза, земляни́ка, капýста, мали́на, моркóвь, оси́на, щавéль, я́блоня.

166. Прочитайте. Докажите, что каждая пара слов - это однокоренные слова.

Вороб)éй - ворóб)ушек, оси́н)а - оси́н)ник, Москв)á - москв)ичи́, вéтер) - ветер)ок, капýст)а - капýст)ный, я́год)а - я́год)ный, тетрáд)ь - тетрáд)ка, ноя́бр)ь - ноя́бр)ьский.

Каждая пара слов - это однокоренные слова, так как они являются родственными и имеют общую часть (корень).

  • Спишите. Выделите в словах корень. Подчеркните в корне каждого слова букву, написание которой надо запомнить.
  • Составьте предложение с одним из слов и запишите его.

Я люблю гулять по ночной Москве.

167. Прочитайте.

Алфавит, озеро, жёлтый, звезда, площадка, часы, больница, ноябрь, яблоко, моряк, листва, берёза, пальто.

  • Запишите слова, вставляя пропущенные буквы, в две группы: в первую - слова, в которых написание пропущенных букв можно проверить, а во вторую - слова, в которых написание пропущенных букв надо запомнить.

1. Озеро - озёра, звезда - звёзды, площадка - плóщадь, часы - чáсики, больница - боль, моряк - мóре, листва - лист.

2. Алфави́т, жёлтый, ноябрь, яблоко, берёза, пальто

  • Проверьте написание словарных слов по орфографическому словарю.

168. Прочитайте. Озаглавьте стихотворение.

В малиннике

В малиннике малиновый и запах, и уют.
В малиннике малиновки и ёжики живут.
В малиннике малинки вкуснейшие растут.
В малиннике - малина. Марина тут как тут.

В. Семёнов

  • Найдите в предложениях однокоренные слова. Что они обозначают? Будут ли однокоренными слова малина и малиновка? Объясните свой ответ.

Слова малинник и малиновка не являются однокоренными, так как у них разное лексическое значение. Малинник - заросли малины. Малиновка - небольшая птичка.

  • Выпишите однокоренные слова. Подчеркните в корне этих слов букву, написание которой надо запомнить.

(В) малиннике, малиновый, малинки, малина.

169. Рассмотрите рисунки. Прочитайте. Когда так говорят?

1. Язык заплетается. 2. Бежать во все лопатки. 3. Воробью по колено. 4. Вставать с первыми петухами. 5. Трещит как сорока. 6. Считать ворон. 7. Не бросай слов на ветер. 8. Медведь на ухо наступил.

  • К каким сочетаниям слов подходят рисунки? Какие юмористические рисунки можно сделать к другим словосочетаниям?
  • Спишите. Подчеркните в словарных словах буквы, написание которых надо запомнить.

Язык заплетается. Говорить невнятно.
Бежать во все лопатки. Очень быстро, во всю силу. (Третий рисунок).
Воробью по колено. Очень мелко. (Первый рисунок).
Вставать с первыми петухами. Очень рано, с зарёй.
Трещит как сорока. Говорит быстро и громко.
Считать ворон. Быть крайне невнимательным, рассеянным, ротозейничать. (Второй рисунок).
Не бросай слов на ветер. Не говори необдуманно, не обещай опрометчиво.
Медведь на ухо наступил. Отсутствие музыкального слуха.

170. Прочитайте.

Я сижу за верстакóм,
Песню напеваю
И в подмётки молотком
Гвóздики вбиваю.

С. Михалков

  • О ком говорится в стихотворении?

В этом стихотворении говорится о сапожнике.

  • Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните, как вы проверяли написание этих букв.

Сижý -си́дя, напевáю - петь, вбивáю - вбить.

  • В слове молоток два безударных звука обозначены одной и той же буквой о. Написание какой из них вы можете проверить? Какое слово будет проверочным?

Молотóк - мóлот.

171. Прочитайте. Запишите предложения, вставляя подходящие по смыслу слова. Подчеркните в них буквы, написание которых надо запомнить.

1. Чирикает воробей.
2. Мычит корова.
3. Лает собака.
4. Два медведя в одной берлоге не живут.
5. Всем даёт здоровье молоко коровье.
6. Мимо яблоньки яблочко не падает.
7. В шкафу висит зимняя одежда.

172. Прочитайте. Перед вами орфографическая задача. В чём она заключается?

  • Объясните, как выбрать букву, чтобы правильно написать эти слова. Запишите слова. Подчеркните в них буквы, которые вы выбрали.

Перед нами стоит задача - выбрать правильно букву, обозначающую безударный гласный звук в корне слова. Чтобы правильно написать эту букву, надо подобрать проверочное слово или запомнить , где нельзя подобрать проверочное слово.

Сорока, пчела, заяц, звезда, яблоко, малина, петух, лягушка, дрозды.

173. Прочитайте. Что обозначает каждое слово?

  • Запишите слова. Обозначьте в них ударение. Подчеркните в словах орфограммы.
  • Объясните, какую из орфограмм в корне слов можно проверить, а какую надо запомнить.

Воробéй, молокó, молотóк, деревéнька, воронёнок, земляни́ка, машини́ст, ветерóк, сапожóк, хорошó, городóк, снегирёк.

  • Составьте предложение с одним словом.

С моря дул свежий ветерок.

174. Прочитайте.
Запишите слова, вставляя пропущенные буквы. Одной чертой подчеркните в словах проверяемые орфограммы, двумя - непроверяемые орфограммы.

1. Словечко, крикливый, варенье, подарить.
2. Красноватый, дорога, светлячок, тишина.
3. Зверинец, дощечка, карандаш, шиповник.
4. Старушка, переписать, воздушный, цветок.

175. Прочитайте. ... З. Александрова

  • Выпишите двусложные слова с безударным гласным в первом слоге. Подчеркните в них проверяемые орфограммы.

Сне|жóк, бе|лó, сте|клó.

  • Спишите стихотворение. Назовите в последнем предложении основу: подлежащее и сказуемое.

Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.

176. Вспомните день, когда выпал первый снег. Радовались ли вы первому снегу? Каким он вам запомнился? Подготовьтесь об этом рассказать.

Первый снег выпал рано утром. Когда я проснулся и посмотрел в окно - дороги, дома, деревья были укутаны белой шалью. Ветер кружил снежинки в вихре вальса. У меня сразу стало праздничное настроение. Захотелось бежать по улице, оставляя за собой следы на снегу.

177. Рассмотрите а "Картинной галерее" учебника репродукцию картины Сергея Андреевича Тутунова "Зима пришла. Детство"

  • Почему художник дал картине такое название? Что на ней изображено? Обратите внимание на ребёнка: где он стоит? Что привлекло его внимание? Как выпавший снег изменил вид за окном?
  • Как вы думаете, какое чувство испытывает малыш? Передалось ли вам это чувство?
  • Составьте небольшой рассказ по картине. Запишите составленный текст.

Рассказ по картине С. А. Тутунова "Зима пришла. Детство"

   На картине изображён мальчик, который стоит у окна и завороженно смотрит, как крупные хлопья снега медленно опускаются на землю.
   Ещё вчера земля была чёрной и унылой, а сегодня кутается в белое пуховое одеяло. Он даже не заметил, как прислонился к холодному оконному стеклу, так ему хочется выйти на улицу и ловить падающие снежинки, бегать по двору, поднимая снежные облака!
   Мне хочется вместе с малышом наблюдать, как кружатся в воздухе снежинки и восхищаться зимней картиной за окном.

Страница 111. Проверь себя 

1. Произнесите слова. Запишите только те слова, которые начинаются с гласного звука.
Дятел, иволга, ястеб, аист.

Иволга, аист.

2. Прочитайте слова. В каких из них написание выделенной буквы надо проверять? Объясните свой ответ. Зима, зимушка, зимой, зимний.

Зимá, зимóй. В этих словах надо проверять, потому что гласный звук в безударной позиции.

3. Какими способами можно подобрать проверочные слова к данным словам? Объясните свой ответ. Трава, пчела, дожди, плита.

Травá - трáвы, трáвка.
Пчелá - пчёлы, пчёлка.
Дожди́ - дождь, дóждик.
Плитá - пли́ты, пли́тка.

Проверочные слова можно подобрать двумя способами:
Первый способ - изменить форму слова.
Второй способ - подобрать однокоренное слово.

4. Прочитайте. Запишите только слова с непроверяемой орфограммой в корне слова. Лопата, скворец, зверёк, ветер, ноябрь.

Лопата, ветер, ноябрь.

Страница 112. Согласные звуки. Как определить согласные звуки? Какими буквами на письме обозначаются согласные звуки?

178. Назовите правильно буквы. Б Ц В Ж Г З Д Л Н Щ Ч П Ф Ш К С Т М Р Й Х

Бэ, Цэ, Вэ, Жэ, Гэ, Зэ, Дэ, Эль, Эн, Ща, Че

Пэ, Эф, Ша, Ка, Эс, Тэ, Эм, Эр, И краткое, Ха.

  • Произнесите звуки, которые обозначаются этими буквами. Чего больше: согласных звуков или букв, обозначающих согласные звуки?

В русском языке больше звуков, чем букв:

[б], [б'], [в], [в'], [г], [г'], [д], [д'], [ж], [з], [з'], [й'], [к], [к'], [л], [л'], [м], [м'], [н], [н'], [п], [п'], [р], [р'], [с], [с'], [т], [т'], [ф], [ф'], [х], [х'], [ц], [ч'], [ш], [щ']

  • Запишите буквы в алфавитном порядке.

Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ.

179. Прочитайте скороговорки. Спишите их.

Сух сук нёс барсук.
Стоит воз овса, возле воза - овца.
Добр бобр до бобрят.

  • Подчеркните слова, которые различаются одним согласным звуком. Произнесите звуки, которыми различаются эти слова.

180. Прочитайте.

Опали с берёзы последние листья.
Мороз незаметно подкрался к окну,
И за ночь своею серебряной кистью
Волшебную нарисовал он страну.

П. Киричанский

  • О какой стране говорится в стихотворении? А вы видели такую страну? Расскажите о ней.

В стихотворении говорится о Волшебной стране. В неё может каждый попасть в своих мечтах.

  • Произнесите согласные звуки в любом слове. А теперь назовите буквы, которыми обозначены эти согласные звуки.

Опали - [п] - пэ, [л’] - эль.

  • Напишите по памяти первое предложение. При подготовке к письму пользуйтесь Памяткой 6 (с. 133).

Опали с берёзы последние листья.

181. Прочитайте загадку. Спишите.

Не жужжу. когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь.

В. Фетисов

  • Какие звуки помогли вам отгадать загадку? Подчеркните буквы, которые обозначают эти звуки.
  • Какими звуками (и буквами) различаются выделенные слова по смыслу? Как вы понимаете значения данных слов?

т -[т], к - [к]. Тружусь - работаю, кружусь - вьюсь в воздухе.

182. Прочитайте.

Шли, и, из, мальчик, девочка, школы.
Мальчик, помог встать, и, портфель, девочке, передал, старушке.
Старушка, и, упала, поскользнулась.
Скользко, на, было, улице.
Впереди, старушка, них, шла.

  • Составьте из слов предложения. Расположите предложения так, чтобы получился текст. Придумайте к нему заголовок.
  • Запишите заголовок и составленный текст.

Помощь старушке

Мальчик и девочка шли из школы. Впереди них шла старушка. На улице было скользко. Старушка поскользнулась и упала. Мальчик передал портфель девочке и помог встать старушке.

Страница 114. Согласный звук й и буква и краткая

183. Прочитайте. ... С. Маршак

  • В каких словах есть звук [й’]? В каком из них звук [й’] обозначен буквой "и краткое"?
  • Напишите строки по памяти. При подготовке к письму пользуйтесь Памяткой 6 (с. 133).

Иней, ели. В слове иней звук [й’] обозначен буквой "и краткое".

Иней лёг на ветви ели,
Иглы за ночь побелели.

184. Прочитайте. Какая буква пропущена в каждом слове? Какой звук или звуки она обозначает?

Й? Я? Ё? Е? Ю?

Яблоко, трамвáй, ёжик, скамéйка, хоккéй, мая́к, музéй, поéздка, зáйчик, зáяц, юбилéй, встречáйте.

  • Запишите слова, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните слово, в котором два согласных звука [й’].

185. Прочитайте.

1. Хороший снежок урожай сбережёт.
2. Дождик, дождик, поливай, будет славный урожай.
3. Урожай сам не придёт - за посевами нужен уход.

  • Как вы понимаете выражения славный урожай, новый урожай, низкий урожай?

Славный урожай - хороший, богатый урожай. Новый урожай - урожай нынешнего года, свежий. Низкий урожай - скудный.

  • Спишите первое предложение. Докажите, что выделенные слова составляют грамматическую основу предложения.

Хороший (что?) снежок урожай (что сделает?) сбережёт.

  • Выпишите из других предложений слова со звуком [й’], разделяя слова на слоги (|).

По|ли|вай, сла|вный, у|ро|жай.

186. Прочитайте. Почему слова так разделены для переноса? Как ещё можно их перенести?
Запишите слова, ставя горизонтальную чёрточку (-) там, где в слове возможен перенос: хо-зяй-ка.

Хо-зяй-ка, слу-шай-те, иг-рай-те, чи-тай-те, здра-вствуй-те, по-жа-луй-ста, ска-мей-ка, уро-жай-ный (год), трам-вай-ный (путь).

187. Прочитайте.

Нью-Йорк, майор, йод, йогурт, майонез, фойе, фейерверк, Йошкар-Ола.

  • Как вы понимаете лексическое значение каждого слова? Назовите незнакомые вам слова.

Нью-Йорк - крупнейший город США. Майор - чин, воинское звание. Йод - лекарственный препарат, раствор. Йогурт - кисломолочный продукт. Майонез - соус. Фойе - зал в театре. Фейерверк - салют, Йошкар-Ола - город в России.

  • Запишите слова в алфавитном порядке.

Йогурт, йод, Йошкар-Ола, майонез, майор, Нью-Йорк, фейерверк, фойе.

Страница 117. Ответы к теме Слова с удвоенными согласными

188. Прочитайте. Что обозначает каждое слово? Запишите слова.
Подчеркните удвоенные согласные.

Класс, перрон, ванна, килограмм, вожжи, ссора, грипп, касса, профессия, тонна, доллар, шоссе, аппетит.

189. Прочитайте. Что обозначает каждое слово?
Спишите. Подчеркните в словах удвоенные согласные. Составьте с любым словом предложение.

Аппарат, суббота, телеграмма, хоккеист, коллекция, терраса, орфограмма, Анна, пассажир, программа, кроссовки.

В субботу папа купил мне новые кроссовки.

  • Вспомните и скажите, как переносить слова с удвоенными согласными с одной строки на другую.

При переносе слов с удвоенными согласными одну букву оставляют на строке, а другую переносят.

  • Выберите любое слово и запишите его столько раз, сколько есть способов его переноса с одной строки на другую по образцу. Образец: Тер-раса, терра-са.

Суб-бота, суббо-та.

190. Прочитайте. Замените сочетания слов одним словом.

1. Вид городского транспорта. 2. Игра на льду. 3. Обучение животных. 4. Рисунок к тексту в журнале, газете, книге. 5. Дорожка в парке. 6. Американский крокодил. 7. Один из видов спортивной игры в мяч.

Слова для справок: аллея, аллигатор, дрессировка, троллейбус, иллюстрация, теннис, хоккей.

  • Запишите слова в том порядке, в каком даны значения этих слов. Подчеркните в словах удвоенные согласные.

1. Троллейбус. 2. Хоккей. 3. Дрессировка. 4. Иллюстрация. 5. Аллея. 6. Аллигатор. 7. Теннис.

191. Рассмотрите в "Картинной галерее" учебника репродукцию картины Александра Степановича Степанова "Лоси".

  • Что художник изобразил на картине? Почему картина так названа?
  • Откуда вышли лоси? Что они увидели на опушке леса ? Чем занялись лосята? Кто их охраняет? Каким был старый лось?
  • Понравилась ли вам картина? Чем?
  • Составьте рассказ по картине, используйте опорные слова. Подготовьтесь его рассказать.
    Запишите 3-4 предложения из своего рассказа.

Опорные слова: зимний лес, стог сена, семья лосей, лосята, принялись есть, вкусное, душистое сено, лосиха, старый лось, сильный, тёмного цвета, огромные ветвистые рога, настороженно прислушиваются, нет ли опасности.

Рассказ по картине А. С. Степанова "Лоси"

   Зимний лес стоял мрачный и угрюмый. Серые облака закрыли солнце, снег и мороз стали настоящим испытанием для животных.
   На опушке леса егерь оставил целый стог сена - люди должны помогать братьям меньшим, особенно зимой. Из леса вышла семья лосей. Лосята побежали к стогу сена и принялись есть вкусное и душистое угощение. К ним присоединились лосиха и старый лось. Лось был большой и сильный, его кожу покрывала шерсть тёмного цвета, природа наделили его огромными ветвмстыми рогами. Пока лосята утоляли голод, лось и лосиха настороженно прислушивались, нет ли опасности поблизости.

Страница 119. Наши проекты. И в шутку и всерьёз 

  • Выполните задания, и вы поймёте, почему этот проект так называется.

1. Расположите слова по степени увеличения в них согласных звуков. Паук, она, мандарин, ягода, стриж.

Она, паук, ягода, стриж, мандарин.

2. Какой согласный звук есть во всех данных словах? Произнесите его.
Клей, юла, лейка, маяк.

Звук [й’].

3. Разгадайте по согласным первую строчку известной детской песенки.

В лесу родилась ёлочка,
В лесу она росла.

4. Прочитайте. Почему вы улыбнулись? Найдите ошибки.

На костре козёл стоял,
Под козлом костёр плясал.

На костре котёл стоял,
Под котлом костёр плясал.

5. Прочитайте. Отгадайте слова. Напишите это слово. Проверьте его написание по толковому словарю.

На большие расcтояния
Мчится он без опоздания;
Пишется в конце два СС,
Называется экспресс.

  • Придумайте сами 2-3 занимательных задания по русскому языку.

1. Отгадайте имена героев книг, в которых оставлены только согласные звуки.

Д_ЙМ_В_ЧК_ (ДЮЙМОВОЧКА),

Н_ЗН_ЙК_ (НЕЗНАЙКА),

Ч_П_ЛЛ_Н_ (ЧИПОЛЛИНО).

2. "Расколдуй слово"

Расставьте буквы по местам так, чтобы получилось слово. ЛАЛЕЯ, АВНАН, НИСТЕН, КЙКЕОХ.

(АЛЛЕЯ, ВАННА, ТЕННИС, ХОККЕЙ).

Страница 120. ГДЗ по теме учебника Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения

192. Рассмотрите рисунки.

  • Произнесите каждый согласный звук.
  • Произнесите парные по твёрдости-мягкости согласные звуки. В чём различие в произношении этих согласных звуков?

[б] - [б’], [в] - [в’], [г] - [г’], [д] - [д’], [л] - [л’], [з] - [з’], [к] - [к’], [м] - [м’], [х] - [х’], [н] - [н’], [п] - [п’], [р] - [р’], [с] - [с’], [т] - [т’], [ф] - [ф’]
Различие в твёрдости-мягкости.

  • Произнесите:

а) только мягкие непарные согласные звуки;

[ч’], [й’], [щ’]

б) только твёрдые непарные согласные звуки.

[ж], [ц], [ш]

193. Прочитайте и выполните любое задание.

1. Назовите буквы, которыми обозначаются парные по твёрдости-мягкости согласные звуки. Начните так: "Буквой "бэ" могут быть обозначены звуки [б] и [б’]".

Буквой "бэ" могут быть обозначены звуки [б] и [б’]. Буквой "вэ" могут быть обозначены звуки [в] и [в’]. Буквой "гэ" могут быть обозначены звуки [г] и [г’]. Буквой "дэ" могут быть обозначены звуки [д] и [д’]. Буквой "зэ" могут быть обозначены звуки [з] и [з’]. Буквой "ка" могут быть обозначены звуки [к] и [к’]. Буквой "эль" могут быть обозначены звуки [л] и [л’]. Буквой "эм" могут быть обозначены звуки [м] и [м’]. Буквой "эн" могут быть обозначены звуки [н] и [н’]. Буквой "пэ" могут быть обозначены звуки [п] и [п’]. Буквой "эр" могут быть обозначены звуки [р] и [р’]. Буквой "эс" могут быть обозначены звуки [с] - [с’]. Буквой "тэ" могут быть обозначены звуки [т] - [т’]. Буквой "эф" могут быть обозначены звуки [ф] - [ф’]. Буквой "ха" могут быть обозначены звуки [х] и [х’].

2. Назовите буквы, которыми обозначаются только твёрдые непарные согласные звуки или только мягкие непарные согласные звуки. Приведите примеры слов, в которых вы напишите эти буквы.

а) только мягкие непарные согласные звуки;

[ч’], [й’], [щ’]

Чай, щенок, йод.

б) только твёрдые непарные согласные звуки.

[ж], [ц], [ш]

Жара, цыплёнок, шар.

3. Подберите пары слов, которые начинаются с парного по твёрдости-мягкости согласного звука.

Барабан - белка, круиз - кисть, море - мел.

194. Рассмотрите рисунки.

  • Запишите названия предметов.

Пальто, платок, шляпа, платье.

  • Произнесите записанные слова. В каких из них есть звук [л], а в каких - звук [л’]? Произнесите попеременно эти звуки. Подчеркните в словах букву, которой обозначены звуки [л] и [л’].

Пальто, шляпа - [л’],
Платье, платок - [л’].

195. Прочитайте. Какими звуками различаются слова каждой пары? Произнесите эти звуки.

нос - нёс мыл - мил ел - ель
[н] - [н’], [м] - [м’], [л] - [л’]

196. Прочитайте скороговорки, в которых пропущена заглавная и строчная буква "эс". Какой звук она обозначает в каждом слове? Как вы об этом узнали?

  • Запишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните в словах букву, которая обозначает твёрдый парный согласный звук [с].

У Сени и Сани
в сетях сом с усами.

У осы не усы,
не усищи, а усики.

197. Прочитайте.

Кукушка, тополь, астра, ласточка, липа, жаворонок, клён, ромашка, маргаритки.

  • В зависимости от лексического значения слов разделите их на три группы. Запишите слова группами.

Кукушка, ласточка, жаворонок - [к].
Тополь, липа, клён - [л’].
Астра, ромашка, маргаритки [р].

  • Найдите в словах каждой группы букву, которая обозначает один и тот же согласный звук. Подчеркните её. Произнесите звук, который она обозначает.

198. Прочитайте.

Как много вокруг очень добрых вещей,
Которые честно нам служат.
Попробуйте вытащить гвоздь без клещей,
Без валенок вытерпеть стужу...

Ю. Ефремов

  • В каком предложении выражена главная мысль? Спишите это предложение.

Как много вокруг очень добрых вещей,
Которые честно нам служат.

  • Подчеркните в словах буквы, которые обозначают непарные по твёрдости-мягкости согласные звуки.

199. Прочитайте. ... С. Есенин

  • Какое слово передаёт звучание голоса птицы? Как вы его узнали?

Тенькает.

  • Напишите строки по памяти. Проверьте себя. Подчеркните в предложении главные члены.

 Тихо тéнькает синица
Меж развéсистых ветвей.

200. Рассмотрите рисунок.

  • Составьте по рисунку небольшой рассказ. Придумайте для него название. Запишите получившийся текст.

Зимние забавы

   Утром в выходной не надо идти в школу. Но все дети просыпаются в этот день рано и бегут во двор. Снег, мороз и хорошее настроение - это то, что дарит зима ребятам. Они катаются на санках, играют в снежки, веселятся целый день. Даже собаке передалась радость. Она в этой суматохе тоже стала участницей повсеместного веселья. Только вороны остались недовольны - им не место там, где царят радость и веселье.

201. Прочитайте.

Слово декабрь произошло от латинского слова "дéцем" - десятый. В Древней Руси он был десятым месяцем, а с 1700 года его стали считать двенадцатым месяцем.
На Руси месяц декабрь народ называл стýдень, стужáйло, студёный, лютовéй, лю́тень, ледостáв и ледостóй. В этом месяце начиналась зима, становилось холодно, студёно. В декабре лютует матушка-зима.

  • Спишите третье предложение. Подчеркните в словах буквы, которые указывают на мягкость предшествующего согласного звука.

На Руси месяц декабрь народ называл стýдень, стужáйло, студёный, лютовéй, лю́тень, ледостáв и ледостóй.

  • Найдите в тексте слова, которые начинаются и заканчиваются мягким согласным звуком.

Декабрь, десятый, лютовей, лютень, ледостой.

Страница 124. ГДЗ к теме Мягкий знак. Для чего служит мягкий знак?

202. Прочитайте.

Скромность всякому к лицу.
Бережливость - не скупость.
Совесть - верный советчик.

  • Объясните смысл пословиц. Какие ещё хорошие качества вы хотели бы видеть в людях?

Скромность красит человека. Бережливый ничего не расходует попусту, скупой не расстанется ни с чем. Перед тем, как совершить какой-то поступок, нужно остановиться и подумать: а не будет ли мне потом стыдно? Я хотел бы видеть в людях доброту, честность, искренность, порядочность.

  • Запишите любую пословицу по памяти. Подчеркните букву, которая не обозначает звука.

Бережливость - не скупость.

  • Что вы знаете о букве "мягкий знак! (ь)?

Буква мягкий знак не обозначает звука, а лишь указывает на мягкость предшествующего согласного звука.

203. Прочитайте. Что обозначает каждое слово?

брат - брать
мел - мель пéнки - пеньки́
галка - галька

  • Какими звуками различается каждая пара слов? Произнесите эти звуки. Одинаково ли количество звуков и букв в словах каждой пары? Почему?

Брат - брать - [т] - [т’], мел - мель - [л] - [л’], пенки - пеньки - [н] - [н’], галка - галька - [л] - [л’].

  • Спишите. Подчеркните буквы, которые указывают на мягкость предшествующего согласного звука.

Брат - брать, мел - мель, пенки - пеньки, галка - галька.

204. Прочитайте. Измените каждое слово так, чтобы оно обозначало один предмет.
Запишите пары слов. Подчеркните буквы, указывающие на мягкость предшествующего согласного звука.

Лебеди - лебедь, скатерти - скатерть, снегири - снегирь, медведи - медведь, тюлени - тюлень.

  • В каких словах все согласные звуки мягкие? Произнести эти согласные звуки.

Лебеди [л’], [б’], [д’], лебедь [л’], [б’], [д’], тюлени [т’], [л’], [н’], тюлень[т’], [л’], [н’].

ГДЗ к теме Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласными. Страница 125

205. Прочитайте. ... Е. Благинина

Какие буквы в словах пропущены? А какие звуки обозначены этими буквами?
Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Вьётся недалéчко реченька-река,
Маленькая речка мéньше ручейка.
Ни поплыть, ни нырнýть,
Только ножки окунýть
Чуть-чуть!

206. Прочитайте. Подберите к каждому слову однокоренное.
Запишите слова парами. Подчеркните в словах мягкий знак.

Огонь - огоньки, окунь - окуньки, стебель - стебельки; мебель - мебельный, школа - школьный, сила - сильный; декабрь - декабрьский, апрель - апрельский.

  • Как разделить для переноса выделенные слова?

Ме-бель, ме-бель-ный.

207. Прочитайте. ... А. Пушкин

  • Что вы представили, читая это стихотворение? Как вы поняли первое предложение?

Я представил зиму; речку, покрытую льдом и начищенную от мороза до блеска; шумных мальчишек, катающихся на коньках.

Паркет - пол, выложенный маленькими гладкими дощечками. И речка подо льдом выглядит также чисто, опрятно и блестит от мороза, как начищенный паркет.

  • Спишите строки. Проверьте себя.

Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лёд...

  • Найдите слова с буквой "мягкий знак" (ь). Какое из них нельзя перенести с одной строки на другую? Почему? А другие слова с мягким знаком как перенести?

Нельзя перенести слово льдом, потому что слово имеет один слог. Маль-чи-шек, конь-ка-ми.

208. Прочитайте.

Белёк

Льдина покрыта снегом. На снегу возле ледяной глыбы лежал белёк - детёныш тюленя. Плавал он ещё плохо.
Шёрстка у белька белая, пушистая, как заячья рукавичка. Только нос и глаза у него чёрные. Белёк лежал и смотрел на мир круглыми, как бусины, глазами.
Утром к бельку приплыла мать. Она покормила малыша молоком и опять уплыла.

С. Сахарнов

  • Определите тему текста. Озаглавьте его.
  • Какой был белёк? Прочитайте.
  • Напишите ответы на вопросы:

1. Где лежал белёк?

На снегу возле ледяной глыбы лежал белёк.

2. Кого так называют?

Бельком называют детёныша тюленя.

3. Как выглядит белёк?

Шёрстка у белька белая, пушистая, как заячья рукавичка. Только нос и глаза у него чёрные.

4. Кто и когда приплыл к бельку?

Утром к бельку приплыла мать.

5. Что сделала мать?

Она покормила малыша молоком и опять уплыла.

209. Прочитайте. В чём смысл первого предложения?

Не спорь по пустякам! Не ссорься и не нервничай по несущественным вещам.

  • Спишите любые три предложения, вставляя, где нужно, мягкий знак (ь).

1. Не спорь по пустякам! 2. Нельзя брать чужие вещи! 3. У кольца нет конца. 4. Горят угольки в уголке печи. 5. У лесенки есть ступеньки. 6. У крыльца шест. На нём шесть галчат.

Страница 128. Проверь себя

1. Запишите данные слова по степени убывания в них согласных звуков.
Сыр, спорт, ива, край.

Спорт, край, сыр, ива.

2. Какими звуками различается каждая пара слов? Произнесите эти звуки.
Капля - цапля, лук - люк, хор - хорь.

Капля - цапля [к] - [ц], лук - люк [л] - [л’], хор - хорь [р] - [р’].

3. Запишите только те слова, которые начинаются с мягкого согласного звука. Подчеркните слова, в которых все согласные звуки мягкие. Щавель, якорь, кисель, йод, ручей.

Щавель, якорь, кисель, йод.

4. Запишите слова. Подчеркните в них буквы, которыми обозначены твёрдые согласные звуки.

Чайка, сентябрь, шляпа.

5. В каких словах количество звуков и букв одинаково? Объясните свой ответ.
Зима, июль, льды.

Зима [з’има], июль [ий’ул’]

6. Расскажите о "работе", которую выполняет буква "мягкий знак" (ь) в слове.

Буква "мягкий знак" (ь) звука не обозначает, а лишь указывает на мягкость предшествующего согласного звука.

Страница 129. Наши проекты. Пишем письмо

  • Накануне Нового года дети разных стран пишут письма Деду Морозу. Прочитайте одно из них.

Лиза зажгла настольную лампу и села писать письмо. Самое важное письмо за весь год - письмо Деду Морозу.
"Дорогой Дедушка Мороз. Я хорошо учусь, стараюсь слушаться маму, чищу зубы и даже ем овсяную кашу. Дедушка, я очень люблю землянику. И если тебе несложно, то пришли мне, пожалуйста, корзинку земляники на Новый год. Ты всё можешь! Спасибо. Лиза".
Лиза запечатала письмо в конверт и опустила в почтовый ящик.
Дедушка Мороз прочитал письмо, улыбнулся, поглаживая бороду.

1. Закончите рассказ: какие события могли происходить в царстве Деда Мороза? Что нашла Лиза под ёлочкой в новогоднюю ночь?

   Времени до Нового года оставалось немного, и Дед Мороз стал собирать подарки для Лизы. Он положил в мешок зубную пасту, коробку овсяных хлопьев, банку земляничного варенья. А сверху поставил целую корзину спелой сладкой земляники. Осталось дождаться новогодней ночи...
   Утром первого января Лиза увидала, как что-то краснеет под ёлкой, она подошла поближе и нашла заветный подарок. А рядом лежала открытка: "Мечты сбываются!"

2. А вам приходилось писать письмо Деду Морозу? Сбывались ли ваши желания?
3. Какое письмо Деду Морозу или Снегурочке вы уже написали или хотели бы написать в этом году? Если это не секрет, расскажите о своих желаниях.

  • Напишите своё письмо Деду Морозу.

Здравствуй, Дедушка Мороз!
Поздравляю тебя с наступающим Новым годом!
В этом году я старался, хорошо учился, помогал маме.
В школе у меня нет ни одного замечания по поведению, а дома - надо спросить у мамы...
У меня есть заветная мечта: я очень хочу завести друга - рыжего котёнка.
Если ты исполнишь моё желание, я буду очень рад.
До свидания, дедушка!
С любовью из России.

 

 Вот и все упражнения из первой части учебника по русскому языку позади, а значит позади первое полугодие второго класса.  Будьте с нами и получайте одни пятёрки!