Страница 15-22. Ответы к разделу учебника Текст

Страница 16-19. Что такое текст?

Упражнение 12. Прочитайте.

  • Сравните записи. В какой из них даны слова, в какой - текст, а в какой - не связанные по смыслу предложения?

Слова: Сентябрь, улетать, в, дождь, жёлтый, рябина, птицы.
Не связанные по смыслу предложения: Прилетели зимние гости - свиристéли. Рыба перед дождём лучше ловится.

Текст: Стайка свиристелей расселась на ветвях рябины. Пёрышки у них были коричневато-розовые. Крылья и хвост чёрные с белыми, жёлтыми и малиновыми полосками. Особенно хорош был пушистый хохолóк на голове.

  • Прочитайте, о чём говорится в тексте. Какой темой можно объединить все предложения? Придумайте к тексту заголовок.

В этом тексте Г. Скребицкий описывает свиристелей. Темой описания птиц можно объединить все эти предложения. Заголовок: Стайка свиристелей.

  • Спишите первое предложение текста.

Стайка свиристелей расселась на ветвях рябины.

Страница 17. Что такое тема и главная мысль текста?

Упражнение 13. Прочитайте.

Два молодых петушка подрались, и один победил. Побеждённый забился под сарай. Победитель взлетел на крышу и заорал во всё горло: ку-ка-ре-ку! Откуда ни возьмись ястреб: схватил крикуна и унёс к себе на ужин.

К. Ушинский

  • Докажите, что вы прочитали текст. Определите тему текста: о ком или о чём в нём рассказывается?

Пересказ своими словами. Тема: драка двух неразумных петушков.

  • Почему петушок-победитель попал в когти ястреба? Когда так говорят: заорал во всё горло, откуда ни возьмись?

Петушок-победитель попал в когти ястреба, потому что решил возвестить мир о своей победе, взлетев на крышу и закричав во всё горло.

Заорал во всё горло - громко, что есть силы закричал. Откуда ни возьмись - совершенно неожиданно появиться.

  • Придумайте к тексту заголовок.

Раньше времени не хвались

  • Запишите ответ на вопрос: что сделал ястреб?

Ястреб схватил петушка-победителя и унёс к себе на ужин.

Упражнение 14. Прочитайте. Докажите, что данные предложения не составляют текст.
В наших лесах живут лоси. Ласточка строила гнездо. Влетел в гнездо стриж. У реки расцвели незабудки. Ласточка позвала других ласточек и выгнала стрижа.

  • Спишите те предложения, которые могут составить текст. Определите тему текста и озаглавьте его.

Все вместе предложения не составляют текст, потому что не связаны между собой по смыслу.

Тема текста о ласточке и стриже.

Ласточка и стриж

Ласточка строила гнездо. Влетел в гнездо стриж. Ласточка позвала других ласточек и выгнала стрижа.

Упражнение 15. Прочитайте.

С кем поведёшься, от того и наберёшься

Простой цветочек дикий
Попал в один букет с гвоздикой.
И что же? От неё душистым стал и сам.
Хорошее знакомство - и прибыль нам.

К. Ушинский

  • В каком или в каких предложениях говорится о самом главном, о чём хотел нам сказать автор?

Главная мысль заключена в последнем предложении: Хорошее знакомство и прибыль нам.

  • Докажите, что заголовок отражает главную мысль текста. В каких ещё случаях так говорят?

Смысл заголовка заключает в себе главную мысль текста: Хорошее знакомство и прибыль нам. Ещё говорят "с кем поведёшься, от того и наберёшься", когда от человека, с которым дружишь, общаешься, часто встречаешься, начинаешь перенимать его взгляды, привычки, невольно подражаешь ему, копируешь его манеру поведения.

  • Спишите предложения, в которых выражена главная мысль.

От неё душистым стал и сам. Хорошее знакомство и прибыль нам.

Упражнение 16. Прочитайте заголовок и текст.

Находчивый муравей

   Тащил муравей щепочку. Вдруг начался дождь. Залез муравей в старый пень, а щёлку щепкой прикрыл.
   Дождь кончился. Собрался муравей дальше идти, а дороги нет: прямо перед ним ручей разлился. Целая река воды.
   Столкнул тогда муравей щепочку в воду и поплыл на ней, как по лодочке. Так до своего муравейника и доплыл.

В. Степанов

  • Определите тему и главную мысль текста.

Тема о спасении муравья в ненастную погоду. Главная мысль текста в том, что при сообразительности можно найти выход из самой затруднительной ситуации.

  • Докажите, что заголовок отражает главную мысль текста.

В этом тексте находчивость муравья трижды спасает его из затруднительных ситуаций: смекалка подсказывает, что надо спрятаться в старом пне от дождя, затем закрыться щепкой и, наконец, переплыть ручей на щепке.

  • Спишите предложения, в которых говорится о том, как муравей укрылся от дождя.

Вдруг начался дождь. Залез муравей в старый пень, а щёлку щепкой прикрыл.

Упражнение 17. Прочитайте. Почему так говорят?

В сентябре мы собираем урожай, плоды, ягоды, грибы.

  • Докажите, что это не текст, а предложение.

Текст - это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений.

  • Спишите. Проверьте себя.

Сентябрь без плодов не бывает.

  • Устно составьте небольшой текст, заголовком которого будет данная пословица.

Сентябрь без плодов не бывает

   Вот и закончилось лето, которое оставило после себя много приятных воспоминаний. Но в сентябре я пойду в школу получать новые знания. Мама испечёт к моему приходу пирог с фруктами нового урожая. Моя сестрёнка пойдёт с подружками в лес за ягодами. А папа, наконец-то, отправится за грибами.

Страница 20-21. Части текста

Упражнение 18. Прочитайте басню Л.Н. Толстого.

Собака и её тень

Собака шла по дощечке через реку, а в зубах несла мясо.
Увидала собака себя в воде и подумала, что там другая собака мясо несёт. Она бросила своё мясо и кинулась отнимать у той собаки. Того мяса вовсе не было, а своё волною унесло.
И осталась собака ни с чем.

  • Почему собака осталась ни с чем?

Потому что собака приняла своё отражение за другую собаку и захотела отнять чужое добро, бросив своё. В итоге осталась у разбитого корыта.

  • Определите тему и главную мысль текста. Что отражает заголовок: тему или главную мысль?

Тема: собака и её отражение. Главная мысль: за двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь. Заголовок отражает тему текста.

  • Найдите в тексте начало, основную часть и концовку. Спишите ту часть, к которой дан рисунок.

Начало - первый абзац: Собака шла по дощечке через реку, а в зубах несла мясо. Основная часть - второй абзац: Увидала собака себя в воде и подумала, что там другая собака мясо несёт. Она бросила своё мясо и кинулась отнимать у той собаки. Того мяса вовсе не было, а своё волною унесло. Концовка - последний абзац: И осталась собака ни с чем.

В тетрадь списываем:

Увидала собака себя в воде и подумала, что там другая собака мясо несёт. Она бросила своё мясо и кинулась отнимать у той собаки.

Упражнение 19. Рассмотрите рисунки. Прочитайте текст.

Весной девочки посеяли семена цветов. Мальчики посадили луковицы гладиолусов и клубни георгинов.
Летом появились молодые растения. Ребята ухаживали за ними.
В августе расцвели разноцветные астры, красные георгины, белые гладиолусы.

Слова для справок: поливали, выдёргивали сорняки, собрали в букет, первого сентября, подарили учительнице.

  • Сколько частей в тексте? Как вы это определили?

В данном тексте три части. Каждая часть записана с красной строки.

  • Дополните вторую и третью части текста своими предложениями. В этом вам помогут рисунки и слова для справок. Озаглавьте текст.

Букет на Первое сентября

  Весной девочки посеяли семена цветов. Мальчики посадили луковицы гладиолусов и клубни георгинов.
  Летом появились молодые растения. Ребята ухаживали за ними. Мальчики поливали каждый день цветы, девочки выдёргивали сорняки.
   В августе расцвели разноцветные астры, красные георгины, белые гладиолусы. Ребята собрали цветы в большой букет и первого сентября подарили своей любимой учительнице.

  • Подготовьтесь рассказать получившуюся историю. Запишите заключительную часть текста.

В тетрадь записываем:

В августе расцвели разноцветные астры, красные георгины, белые гладиолусы. Ребята собрали цветы в большой букет и первого сентября подарили своей любимой учительнице.

Страница 22. Проверь себя

1. Что называется текстом? Какие части в нём можно выделить?

Текст - это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений, которые объединены общей темой и связаны друг с другом по смыслу. В тексте можно выделить начало, основную часть и концовку.

2. Как определить тему и главную мысль текста?

Тема текста - это то, о ком или о чём говорится в тексте. Главная мысль текста - это то главное, о чём хотел сказать читателю автор.

3. Прочитайте. Докажите, что вы прочитали текст. Озаглавьте его.

Умка

Жители Севера называют белого медведя ýмкой.
Живёт умка во льдах Арктики. Зимой заходит в тундру, устраивает себе берлогу и чутко и недолго спит. Потом снова отправляется в путешествие по льдам.
Умке не холодно во льдах. Зимой и летом на нём тёплая белоснежная шуба.

Мы прочитали текст, потому что все предложения объединены общей темой и связаны друг с другом по смыслу. Мы смогли озаглавить его.

  • Сколько частей выделено в тексте и почему?

В тексте выделено три части, которые начинаются с красной строки. Здесь есть начало, основная часть и концовка.

  • Почему умке не холодно во льдах Арктики? Напишите ответ на этот вопрос предложением из текста.

Зимой и летом на нём тёплая белоснежная шуба.

4. Прочитайте перепутанные строки из двух стихотворных текстов Е. Трутневой. Найдите стихи о весне и о лете. Запишите одно из них.
На снегу прозрачные
Льдинки-кружева.
Лес и поле в зелени,
Синяя река.
Первые проталинки.
Первая трава.
Белые, пушистые
В небе облака.

Стихотворение о лете

Лес и поле в зелени,
Синяя река.
Белые, пушистые
В небе облака.

Стихотворение о весне

На снегу прозрачные
Льдинки-кружева.
Первые проталинки.
Первая трава.