§9. Зоны (участки) корня

Вопросы перед параграфом

1. Что такое ткань?

Группу клеток, сходных по строению и выполняющих одинаковые функции, называют тканью.

2. Какие виды растительных тканей вы знаете?

Выделяют несколько видов растительных тканей: покровные, основные, механические, проводящие и образовательные.
Покровные ткани выполняют защитную функцию. Они образованы живыми или мертвыми клетками с плотно сомкнутыми, утолщенными оболочками. Эти ткани находятся на поверхности корней, стеблей, листьев.
Механические ткани придают прочность растениям. Они образованы группами клеток с утолщенными оболочками. У некоторых клеток оболочки одревесневают.
Проводящие ткани образованы живыми или мертвыми клетками, которые имеют вид трубок или сосудов. По ним передвигаются растворенные в воде питательные вещества.
Основные ткани занимают пространство между покровными, механическими и проводящими тканями. Различают несколько видов этих тканей в зависимости от того, какую функцию выполняют их клетки. Основная их функция — синтез и запасание различных веществ.
Клетки образовательных тканей имеют небольшие размеры, тонкую оболочку и относительно крупное ядро. Они делятся, образуя новые клетки, из которых формируются другие ткани.

Корневой чехлик и корневые волоски

1. Рассмотрите корешок редиса или проростка пшеницы невооружённым глазом, а затем в лупу. Найдите на конце корешка корневой чехлик.
2. Обратите внимание на часть корня выше корневого чехлика. Найдите выросты в виде пушка — корневые волоски. Прочитайте в учебнике, какое они имеют строение и значение.
3. Положите корешок на предметное стекло в каплю воды, подкрашенную чернилами, и рассмотрите под микроскопом. Сопоставьте увиденное под микроскопом с рисунком учебника, зарисуйте и сделайте надписи.
4. Что общего в строении корневого волоска и клеток кожицы лука?
Чем объясняется различие в их форме?
5. Сделайте вывод.

Ход работы:

1. Рассматриваем корешок редиса или проростка пшеницы невооружённым глазом, а затем в лупу. Находим корневой чехлик – он расположен на конце корневища.

2. Обращаем внимание на часть корня выше корневого чехлика. Находим выросты в виде пушка — корневые волоски. 
Корневые волоски — недлинные тонкие выросты наружной клетки корня. Они необходимы растению для того, чтобы значительно увеличить всасывающую поверхность корня. Корень, обладающий большей всасывающей поверхностью, способен получать из почвы большее количество воды с растворёнными в ней питательными веществами, а значит и обеспечить растению лучшее питание и рост.
Корневые волоски имеют следующее строение: под клеточной оболочкой в нём находится цитоплазма, ядро, вакуоль с клеточным соком и бесцветные пластины. Длина корневых волосков редко превышает 10 мм.

3. Кладем корешок на предметное стекло в каплю воды, подкрашенную чернилами, и рассматриваем под микроскопом. Сопоставляем увиденное под микроскопом с рисунком учебника, зарисовываем, делаем подписи частей.

4. В строении корневого волоска и клеток кожицы лука общее то, что это крупные растительные клетки. Ядро, цитоплазма, вакуоль с клеточным соком и бесцветные пластиды у них распложены под клеточной оболочкой. При этом корневые волоски по сравнению с кожицей лука состоят из более вытянутых клеток, то означает увеличение поверхности их высасывания.

5. Вывод: Клетки растений имеют сходное строение, а их различие объясняется функциями, которые выполняют те или иные клетки. Корневой чехлик состоит из клеток, которые защищают всю верхушку корня от повреждений почвой во время роста растения. Корневые волоски позволяют существенно увеличить зону всасывания и постоянно перемещаются к концу корня. 

Вопросы

1. Какие участки (зоны) можно различить, рассматривая молодой корень?


                                       Строение и зоны молодого корня
Рассматривая молодой корень можно различить 5 зон корня: корневой чехлик, зону деления, зону роста, зону всасывания (с корневыми волосками) и зону проведения.

2. Каково значение корневого чехлика?

Корневой чехлик защищает верхушку корня от повреждения твёрдыми частицами почвы.

3. Где располагается зона деления клеток? Чем её клетки отличаются от клеток других зон?

Зона деления клеток корня находится прямо над корневым чехликом. Клетки этой зоны очень мелкие и плотно прилегают одна к другой. Они постоянно делятся и, благодаря этому, число этих клеток постоянно увеличивается.

4. Где располагается зона растяжения корня? Каково её значение?

Зона растяжения находится между зоной деления и зоной всасывания. Клетки этой зоны постоянно вытягиваются, что приводит к росту корня в длину.

5. Что такое корневой волосок? Какое строение он имеет?

Корневой волосок — это длинный вырост наружной клетки корня. Каждый такой волосок — это одна клетка, которая состоит из клеточной оболочки и находящихся внутри неё цитоплазмы, вакуоли, ядра и бесцветных пластид.

6. Почему одну из зон корня называют зоной всасывания?

Участок корня, на котором расположены корневые волоски, называют зоной всасывания. Именно в этой зоне, благодаря корневым волоскам, проникающим между частицами почвы, происходит активное всасывание растением воды, насыщенной питательными минеральными веществами.

7. Где расположена зона проведения корня? Почему её так называют?

Зона проведения находится над зоной всасывания. Она соединяет стебель растения с остальными частями корня. Именно через зону проведения все впитанные из почвы питательные вещества поступают в стебель и далее к другим частям растения.

8. Что такое ткань?

Ткань — это совокупность клеток, обладающих одинаковым строением и общими свойствами.

9. Какие ткани различают в корнях растений?

В корне растений различают покровную ткань, образовательную ткань, проводящую ткань, механическую ткань и основную ткань.

Подумайте

Зная строение корня, может ли человек влиять на формирование корневой системы? Если да, то каким образом?

Да, при помощи различных методов человек может стимулировать рост тех или иных частей корня.

Например, метод пикировки позволяет увеличить количество придаточных корней, а метод окучивания — расширить зону всасывания.

Задания

1. Пикировка — это отщипывание кончика корня при рассаживании молодых растений с помощью заострённого колышка пики. Какое влияние она оказывает на развитие корневой системы растений?

Пикировка — отщипывание кончика корня, приводит к тому, что корень перестаёт активно расти в длину (вниз) и начинает расширяться в ширь. В результате придаточные корни становятся более сильными и многочисленными, способными извлечь из почвы максимальное количество воды с минеральными питательными веществами.

2. Используя рекомендации на с.48, проведите лабораторную работу «Корневой чехлик и корневые волоски».


Ход работы и результаты смотрите выше на этой странице.

Задания для любознательных

1. Осторожно выньте из почвы проросток пшеницы и рассмотрите его. Какая зона корня покрыта приставшей почвой? Объясните почему.


Наибольшее количество почвы пристало к зоне всасывания корня, поскольку в этой зоне на корне вырастают корневые волоски, которые буквально присасываются к почве для получения из неё воды с минеральными веществами.

2. Отщипните кончики корня у молодых растений капусты, астры, фасоли и др. Наблюдайте за развитием корневых систем контрольных и опытных растений. Результаты опыта обсудите с другими учащимися.

Растения с ощипнутыми кончиками корня развиваются быстрее и выглядят более сильными: с толстыми стеблями и большими листьями.