Ответы к рабочей тетради § 4. Среды обитания организмов (страницы 10, 11, 12)

14. Дайте определение понятия.

Среда обитания — это всё то, что окружает живое существо в природе.

15. Изучив текст параграфа и рисунки 10, 11, 12 и 13 учебника, заполните таблицу «Среды обитания организмов».

Среда обитания

Особенности среды 2-3 примера обитателей среды

Черты приспособленности организмов к среде

Наземно-воздушная
  • Низкая плотность;
  • резкие перепады температуры воздуха;
  • большое разнообразие различных климатических условий;
  • особенности химического состава воздуха.
Медведь, чайки, кролики, ежи, белки
  • Развитый внутренний и внешний скелет;
  • Шерсть, перья, чешуя и другие защитные приспособления кожного покрова;
  • умение лазить по деревьям, передвигаться на большие расстояния, летать, прятаться и т.д.
Водная
  • Наличие выталкивающей силы;
  • большая плотность среды;
  • способность накапливать и удерживать тепло;
  • солёный состав воды.
Рыбы, скаты, медузы, морские коньки, дельфины
  • Умение парить в толще воды;
  • обтекаемая форма тела;
  • конечности в виде ласт или плавников;
  • жабры;
  • умение на длительное время задерживать дыхание.
Почвенная
  • Наличие воды;
  • Высокая рыхлость (наличие кислорода);
  • большое количество минеральных и органических питательных веществ.
Кроты, черви, растения
  • умение впитывать из почвы минеральные и органические вещества;
  • умение копать и рыть глубокие туннели и норы;
  • умение впитывать воду и воздух корнями.
Живые организмы
  • Нет перепадов температуры;
  • постоянная влажность;
  • постоянная плотность среды.
Вирусы, бактерии, подкожный клещ, плоские черви
  • Полная или частичная утрата органов или систем органов, присущих организмам других видов;
  • мягкая внешняя оболочка.

Среда обитания

Особенности среды 2-3 примера обитателей среды
Черты приспособленности организмов к среде

Наземно-воздушная
Низкая плотность;
резкие перепады температуры воздуха;
большое разнообразие различных климатических условий;
особенности химического состава воздуха.
Медведь, чайки, кролики, ежи, белки
Развитый внутренний и внешний скелет;
Шерсть, перья, чешуя и другие защитные приспособления кожного покрова;
умение лазить по деревьям, передвигаться на большие расстояния, летать, прятаться и т.д.
Водная
Наличие выталкивающей силы;
большая плотность среды;
способность накапливать и удерживать тепло;
солёный состав воды.
Рыбы, скаты, медузы, морские коньки, дельфины
Умение парить в толще воды;
обтекаемая форма тела;
конечности в виде ласт или плавников;
жабры;
умение на длительное время задерживать дыхание.
Почвенная
Наличие воды;
Высокая рыхлость (наличие кислорода);
большое количество минеральных и органических питательных веществ.
Кроты, черви, растения
умение впитывать из почвы минеральные и органические вещества;
умение копать и рыть глубокие туннели и норы;
умение впитывать воду и воздух корнями.
Живые организмы
Нет перепадов температуры;
постоянная влажность;
постоянная плотность среды.
Вирусы, бактерии, подкожный клещ, плоские черви
Полная или частичная утрата органов или систем органов, присущих организмам других видов;
мягкая внешняя оболочка.
Вывод:

На Земле можно выделить четыре основных среды обитания, которые значительно отличаются друг от друга условиями, и в которых обитают живые существа, максимально приспособившиеся к своей среде.

16. Чем можно объяснить большое разнообразие живых организмов на нашей планете?

Благодаря разнообразию сред обитания на Земле появилось огромное количество разнообразных видов живых существ, каждый из которых приспособлен к конкретным условиям.

17. Какие действия человека оказывают пагубное влияние на среды обитания живых организмов?

Пагубное воздействие на среды обитания организмов оказывают как природные катаклизмы (наводнения, цунами, извержения вулканов, землетрясения и т.д.), так и действия человека: вырубка лесов, загрязнение атмосферы и воды, химические загрязнения, промышленные выбросы, свалки, хищнической лов рыбы и отлов зверей, осушение болот, возделывание степей и прочие последствия хозяйственной деятельности человека.