ГДЗ к страницам 4-33 "Повторяем - узнаём новое"

"Речевое общение. Речь устная и письменная."

1. Прочитайте текст К. Паустовского, записанный Ваней под диктовку. Есть ли в нём ошибки? (Да) Найдите их и объясните Ване, какие правила русского языка ему надо выучить.

В саду всё падали и падали листья берёзы за одну ночь пожелтели до самых верхушек листья сыпались с них частым и печальным дождём.

Какие правила письменной речи нарушил Ваня? Легко ли понять смысл текста, записанного с подобными ошибками? Запишите текст, исправив ошибки Вани. Обозначьте известные вам орфограммы.

Ваня забыл о знаках препинания и заглавной букве в начале предложений.

В саду всё падали и падали листья. Берёзы за одну ночь пожелтели до самых верхушек. Листья сыпались с них частым и печальным дождём.

2. Расскажите Ване всё, что вы знаете о речевом общении. Если затрудняетесь, используйте приведённые ниже слова и словосочетания для выбора.
Слова и словосочетания для выбора: собеседники, устная речь, высказывание, пауза, письменная речь, предложение, знаки препинания.

Существует устная и письменная речь. Люди, которые общаются друг с другом с помощью устной речи - это собеседники. Письменная речь состоит из предложений, грамотно оформленных на письме, со знаками препинания. В устной речи высказывания разделяют паузами.

3. Прочитайте пословицы. Спишите те из них, которые посвящены общению — устному или письменному.

1. Сказанное слово улетит, а написанное останется. 2. Петь хорошо вместе, а говорить порознь. 3. Не стыдись спрашивать — стыдись оставаться невеждой. 4. Сперва подумай, потом скажи. 5. Слово не воробей, вылетит — не поймаешь. 6. Говорить не думая — что стрелять не целясь. 7. Кроткое слово и гнев побеждает. 8. Худое слово и сладким мёдом не запьёшь. 9. Добро помни, а зло забывай. 10. Что написано пером, не вырубишь топором.

Найдите в выделенных словах орфограммы. Объясните их.

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне: улетит - полёт, хорошо - хороший, говорить - говор, разговор), воробей - воробышек (сл. слово), стрелять - стрелы, побеждает - победа.
Ться/тся в глаголах: оставаться (что делать?)
разделительный ь (в корне перед гласными е, ё, я, ю): запьёшь.
парные согласные в корне: гнев - гневаться, сладким - сладок.

1. Сказанное слово улети́т, а написанное останется. 2. Петь хорошо́ вместе, а говори́ть порознь. 3. Не стыдись спрашивать — стыдись оставаться невеждой. 4. Сперва подумай, потом скажи. 5. Слово не воробе́й, вылетит — не поймаешь. 6. Говорить не думая — что стреля́ть не целясь. 7. Кроткое слово и гнев побеждает. 8. Худое слово и сладким мёдом не запьёшь. 10. Что написано пером, не вырубишь топором.

4. Рассмотрите рисунки. Придумайте имена детям. Составьте и запишите два-три предложения к каждому рисунку, используя словосочетания для выбора.
Словосочетания для выбора: внимательно слушают друг друга, разговаривают доброжелательно, стараются перекричать друг друга, не слушают друг друга, стараются объяснить собеседнику непонятные вещи, стремятся понять друг друга, разговаривают уважительно, не думают о собеседнике, ведут диалог, ведут спор.

1 рисунок. Маша и Витя ведут диалог. Они внимательно слушают друг друга. Ребята разговаривают доброжелательно, стараются объяснить собеседнику непонятные вещи. Дети стремятся понять друг друга. Они разговаривают уважительно.

2 рисунок.  Маша и Витя ведут спор.  Они стараются перекричать друг друга, не думают о собеседнике. Ребята не слушают друг друга.

5. Закончите предложения.

Профессор Самоваров и Ваня ведут диалог. Тема диалога — «дружба». Главная мысль беседы выражена в предложении: «Нет друга - ищи, а нашёл - береги!».

6. Прочитайте стихи М. Танича к песне про дружбу. Определите главную мысль. Объясните орфограммы в выделенных словах.

Если с другом вышел в путь —
Веселей дорога!
Без друзей меня чуть-чуть,
А с друзьями много!
Что мне снег, что мне зной,
Что мне дождик проливной,
Когда мои друзья со мной!

Запишите один из куплетов по памяти.

Что мне снег, что мне зной,
Что мне дождик проливной,
Когда мои друзья со мной!

Веселе́й - ве́село, весёлый, дорога - словарное слово, чуть-чуть - чу-щу пиши с у, друзьями - разделительный ь, снег - снега, проливной - безударная гласная в приставке.

7. Рассмотрите рисунки. Кто с кем общается? Кто ведёт диалог (1-й рисунок), а кто — монолог (2-й рисунок)?

Составьте и запишите по два-три предложения к каждому рисунку. Какие предложения по цели высказывания вы использовали: повествовательные, вопросительные, побудительные?

- Папа, ты идешь на рыбалку? (Вопр.)
- Да, сынок. Утром должен быть хороший клёв. (Повеств.)
- Я хочу пойти с тобой! (Повеств.)
- Пойдем с мной, у меня как раз есть еще одна удочка. (Побуд.)

Дорогие мальчики и девочки! Я расскажу вам о природных богатствах нашего края. (Повеств.) Бергите природу! (Побуд.) Не рвите растения и не разжигайте костров! (Побуд.) 

Страница 8. "Цель речевого общения"

8. Рассмотрите схему общения.

Цель - Беседа (диалог) - результат

Цель - это то, для чего мы ведем беседу или диалог. В результате общения мы достигаем эту цель, то есть получаем ответ на вопрос или узнаем то, что нам было нужно.

9. Составьте по схеме текст об особенностях и целях речевого общения. Используйте приведённые ниже выражения.

Добиться взаимопонимания; получить (передать) сообщение, информацию; воздействовать на собеседника; узнать что-то новое, необходимое; прийти к общей цели, добиться общего результата.

Какой текст у вас получился: научный или художественный? Запишите его.

Цели речевого общения могут различаться. Кто-то ставит цель добиться взаимопонимания с собеседником или воздействовать на собеседника. Другие стремятся получить или передать сообщение, важную информацию. Третьи хотят узнать что-то новое, необходимое.
Чтобы прийти к общей цели и добиться общего результата, собеседники должны раскрыть свою точку зрения и внимательно выслушать друг друга.

10. Прочитайте четыре диалога.

1. — Как твоё имя, девочка? (Вопр., невоскл.) — обратилась Королева к Алисе.
— Алиса, с позволения Вашего Величества, — весьма учтиво ответила Алиса. (Л. Кэрролл.)

Цель - знакомство. цель достигнута. Собеседники вежливы друг с другом.

2. — Яблоня! Яблоня! Скажи, куда гуси-лебеди полетели?
— Поешь моего лесного яблочка — скажу. (Побуд., невоскл.)
— У моего батюшки и садовые не едятся, — сказала девочка.
Яблоня ей ничего не сказала. (Повеств., невоскл.)

Цель - получение информации. Цель не достигнута, потому что девочка ответила грубо.

3. — Яблоня-матушка, спрячь меня! (Побуд., воскл.)
—Поешь моего лесного яблочка!
Девочка поскорее поела и спасибо сказала. Яблоня её заслонила ветвями, прикрыла листьями. Гуси-лебеди не увидали девочку, пролетели мимо.

Цель - добиться помощи. Цель достигнута, потому что девочка вежлива. 

4. — Здорово, кума! (Повеств., воскл.)
— На рынке была.
— Аль ты глуха?
— Да купила петуха.
— Прощай, кума!
— Пять алтын дала.

Цель - получение информации. Цель не достигнута, потому что кума глуха и отвечает невпопад. Речевого взаимодействия нет.

Определите цель общения в каждом из диалогов. В каких из них собеседники достигли цели, а в каком нет? Почему? Кто из собеседников ведёт не диалог, а спор и потому не достигает цели? У кого вообще нет речевого взаимодействия?

Спишите диалог-шутку. Объясните постановку знаков препинания в конце предложений.
Найдите в текстах предложения, различные по цели высказывания и по интонации.

— Здорово, кума!
— На рынке была.
— Аль ты глуха?
— Да купила петуха.
— Прощай, кума!
— Пять алтын дала.

11. Перечитайте основные правила общения. Определите, какому из пяти основных правил общения посвящена каждая из данных пословиц.

1. Говори, да не спорь, а хоть и спорь, да не вздорь. 2. Во многословии не без пустословия. 3. Не стыдно молчать, коли нечего сказать. 4. И невелика беседа, да честна. 5. Красно поле пшеном, а беседа умом. 6. Глухому с немым нечего толковать. 7. Коротко да ясно, оттого и прекрасно. 8. Ложь не красит человека.

Запишите пять пословиц, которые вам понравились больше других. Подчеркните в словах известные вам орфограммы.
Сравните количество звуков и букв в выделенных словах.

Не  стыдно молчать, коли нечего сказать. И невелика беседа, да честна. Красно поле пшеном, а беседа умом. Глухому с немым нечего толковать. Ложь не красит человека.

Спорь [спор’] - 5 б., 4 зв.
Пустословия - [пустаслов’ий’а] - 11 б., 12 зв.
Честна [ч’эсна] - 6 б., 5 зв.

12. Прочитайте и спишите высказывание известного физика А. Эйнштейна. Что даёт, по мнению учёного, обмен предметами? А что даёт обмен мыслями?

Если у нас есть по яблоку и мы обменяемся ими, то у каждого останется по яблоку.
Если мы обменяемся идеями, то у каждого станет по две идеи.

По мнению учёного обмен предметами оставляет с одним предметом, а обмен мыслями приумножает их.

13. Прочитайте часть древнегреческого мифа о храбром юноше Персее. Подумайте, какова была цель общения соседей с Персеем. Была ли достигнута цель?

   В одном городе случилась большая беда. Прилетела откуда-то крылатая горгона Медуза. Она превращала в камень всех, кто смотрел на неё.
   К счастью, жил в этом городе храбрый Персей. Он никогда никого не боялся... Соседи рассказали ему о горгоне Медузе.
   — Злая, бессердечная колдунья! — вскричал он. — Пойду и уничтожу её.
  Соседи грустно покачали головами и сказали:
   Много было таких смельчаков, которые хотели сразиться с горгоной Медузой. Но никто из них не вернулся сюда: она всех превратила в камни.
   — Но не могу же я сидеть сложа руки! Ведь она погубит всех жителей нашего города, всех моих родных и друзей! Сегодня же накажу её за злые дела.

Запишите и разберите по составу выделенные слова. Охарактеризуйте каждое записанное слово как часть речи.

Цель общения соседей - избавление от Медузы. Цель достигнута, так как Персей идет сражаться с Медузой.

Крылатая (горгона) прил., н.ф. - крылатый, ж.р., ед.ч., И.п..
Бессердечная (колдунья) - прил., н.ф. - бессердечный, ж.р, ед.ч., И.п..
Смельчаков (кого?) - сущ., н.ф. - смельчак, нариц., одуш., м.р, 2 скл., мн.ч., Р.п.
Накажу - глаг., н.ф. - наказать, буд.вр., ед.ч.

Крылат[ая], бессердечн[ая], смельчак[ов], накаж[у].

14. Прочитайте советы. Какими из них вы воспользуетесь в общении со своими друзьями и близкими?

1. Будьте для всех солнышками. 2. Живите в мире между собою. 3. Побеждай зло добром. 4. Делай добро и никого не бойся. 5. О добром деле говори смело. 6. Люби ближнего твоего, как самого себя. 7. Покоряй сердца любовью, а не страхом. 8. Не напои, не накорми, а ласковым словом найди. 9. Не ножа бойся — языка. 10. Подумай, обдумай да молви. 11. Будьте долготерпеливы ко всем.

Определите тип каждого предложения по цели высказывания. Почему здесь использованы предложения данного типа?

Все предложения побудительные. Они использованы, чтобы дать совет людям.

15. Спишите текст из старинной рукописи. Скажите, какие мысли, по вашему мнению, звучат современно.

   К ближним надо быть всегда предупредительным, быть внимательным к их нуждам, желаниям, вкусам, склонностям и интересам, терпеливым к их слабостям и недостаткам.
   Любовь к ним должна проявляться в нежном, ласковом, заботливом обращении.
   Успокоить ближнего есть добродетель, и притом великая.

Определите количество букв и звуков в выделенных словах. Объясните причину расхождения.

   К ближним надо быть всегда предупредительным, быть внимательным к их нуждам, желаниям, вкусам, склонностям и интересам, терпеливым к их слабостям и недостаткам.
   Любовь к ним должна проявляться в нежном, ласковом, заботливом обращении.
   Успокоить ближнего есть добродетель, и притом великая.

Быть [быт] - 4 б, 3 зв., мягкий знак не даёт звука.
Желаниям [жылан’ий’ам] - 8 б., 9 зв., буква я даёт 2 звука.
Проявляться [прой’ивл’аца] - 11 б., 10 зв., тьс произносится как ц.
Добродетель [дабрад’эт’ил’] - 11 б., 10 зв., мягкий знак не даёт звука.

16. Прочитайте отрывок из произведения Н. Носова. Подумайте: что составляет основу текста — диалог или монолог?

— Надо будет объяснить ребятам, чтобы они бережно обращались с книжками, — говорю я.
— А вы напишите плакат: «Осторожней обращайся с книгой. Книга не железная».
— Тогда нужно написать: «Береги книгу, она дорого стоит», — предложил Костя.
— Тоже не годится, — ответил я, — есть книжки дешёвые, так их рвать нужно, что ли?
— Давайте напишем так: «Книга — твой друг. Береги книгу», — сказала Лика.
   Я подумал и согласился:
— По-моему, это подойдёт. Книга — друг человека, потому что книга учит человека хорошему. Значит, её нужно беречь, как друга.

К какому выводу пришли собеседники? Было ли их общение успешным? Какой новой мыслью обогатился каждый из собеседников?
Какова цель речевого общения детей? Письменно ответьте на данный вопрос.

Диалог. Общение было успешным, ребята пришли к общему выводу, что книга - это друг, которого нужно беречь.

Цель общения состоит в том, чтобы найти способ объяснить ребятам, что нужно бережно обращаться с книжками.

17. Закончите предложения, используя слова для выбора, и запишите их.

В общении с близкими я ... . Человек передаёт своё плохое настроение другим, если он ... . Я радуюсь, когда люди ... .
Слова для выбора: груб (груба), приветлив (приветлива), внимателен (внимательна), безразличен (безразлична), радостен (радостна), уныл (уныла), терпелив (терпелива), нетерпелив (нетерпелива); сердит, раздражён, мрачно настроен, уныл, плаксив; приветливы, добры, жизнерадостны, заботливы, внимательны, вежливы.

В общении с близкими я приветлив, внимателен, радостен и терпелив. Человек передаёт своё плохое настроение другим, если он сердит, раздражён, мрачно настроен, уныл или плаксив. Я радуюсь, когда люди приветливы, добры, жизнерадостны, заботливы, внимательны, вежливы.

ГДЗ к страницам с 14 и далее. Речевая культура. Обращение.

18. Рассмотрите рисунки. Кто с кем общается? С какой целью? Расскажите.

Прочитайте реплики из диалогов и описание ситуаций общения. Какая реплика и какая ситуация общения подходит к каждому из рисунков?

1. Общение с близкими людьми.
- Здравствуй, бабушка!
- Привет, Света!

2. Деловое общение в магазине.
- Скажите, пожалуйста, есть ли у вас книги о Марсе.

19. Обсудите, какие слова надо употребить при обращении к учительнице, маме или бабушке, подруге. Используйте слова для выбора, приведите и свои примеры. Запишите их, подчеркните обращения.

Слова для выбора: здравствуйте, здравствуй, привет, уважаемая, дорогая, милая.

Здравствуйте, Наталья Борисовна!
Здравствуй, бабушка!
Привет, Света
Уважаемая Наталья Борисовна!
Дорогая бабушка!
Милая мамочка, я тебя очень люблю!

20. Спишите предложения с обращением, расставьте недостающие знаки препинания.

1. — Здравствуйте Людмила Аркадьевна! Вы меня вызывали? (Л. Каминский.)
2. — Слушай Дениска! — сказала девочка. — Ты будешь нам помогать? (В. Драгунский.)

Здравствуйте, Людмила Аркадьевна! Вы меня вызывали? (Л. Каминский.)
Слушай, Дениска! — сказала девочка. — Ты будешь нам помогать? (В. Драгунский.)

21. Обратитесь к собеседнику с просьбой или вопросом, на которые можно дать такие ГДЗ:

1. Конечно, помогу, Вася.
2. Обязательно позвоню. Не беспокойся, мама.
3. Путешествуем по городам России.
4. В Суздале, Владимире, Ярославле.

1. Папа, ты поможешь мне сделать скворечник?
2. Сынок, позвони бабушке и поздравь её с праздником.
3. Андрей, чем вы с родителями занимаетесь на каникулах?
4. В каких городах вы побывали?

22. Прочитайте строки из «Сказки о рыбаке и рыбке» А. Пушкина и отрывок из народной сказки «Лисичка со скалочкой». Выпишите предложения с обращениями, которые вам понравились. Обращения обведите. Что может рассказать о герое обращение, которое он использует в речи?

1. «Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха...»

2. «Дурачина ты, простофиля!
Выпросил, дурачина, корыто?!»

3. «Здравствуй, барыня-сударыня дворянка!
Чай, теперь твоя душенька довольна?»

4. Лисица от собак бежала, бежала... в нору залезла, да и начала спрашивать:
— Глазки, глазоньки, что вы делали?
— Мы смотрели, чтобы собаки лисоньку не съели...
— Ножки, ноженьки, а вы что делали?
— Мы бежали, чтобы лисоньку не поймали...
— А ты, хвостище, что делал?
— Я по пням, по кустам цеплял да тебе бежать мешал.
Рассердилась лиса:
— Нате, собаки, ешьте мой хвост!

Выпишите выделенные слова, обозначьте в них орфограммы. Подберите, где это возможно, проверочные слова и запишите их.

1. «Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха...»
2. «Дурачина ты, простофиля!
Выпросил, дурачина, корыто?!»
3. «Здравствуй, барыня-сударыня дворянка!
Чай, теперь твоя душенька довольна?»
4. Лисица от собак бежала, бежала... в нору залезла, да и начала спрашивать:
Глазки, глазоньки, что вы делали?
— Мы смотрели, чтобы собаки лисоньку не съели...
Ножки, ноженьки, а вы что делали?
— Мы бежали, чтобы лисоньку не поймали...
— А ты, хвостище, что делал?
— Я по пням, по кустам цеплял да тебе бежать мешал.
Рассердилась лиса:
— Нате, собаки, ешьте мой хвост!

Рыбка (рыба), разбрани́ла (брань), вы́просил (про́сит), лиси́ца (лис), бежа́ла (бег), глазки (глаза), смотре́ли (осмо́тр), съели, хвости́ще (хвост).

23. Запишите несколько предложений с обращением к маме, папе, бабушке и дедушке, друзьям. Подчеркните обращения, верно расставьте знаки препинания.

Мамочка, я тебя люблю!
Папа, давай сходим в зоопарк сегодня.
Бабушка и дедушка, я по вам очень соскучился!
Ребята, давайте играть в жмурки!

24. Обсудите, будет ли отличаться деловая речь (например, общение между учителем и учеником, учеником и директором школы) от обычной разговорной речи (Да). Составьте по два диалога на каждую из указанных тем так, чтобы сначала участниками диалога были учитель и ученик, а потом — два одноклассника.

1. Просьба объяснить непонятное правило по русскому языку.
2. Рассказ о том, как прошёл выходной день.
3. Описание самого интересного события.

1. - Наталья Борисовна, объясните это правило, пожалуйста, еще раз.
    - Хорошо, Рома, сейчас объясню.

- Аня, я не понял это правило, ты можешь мне его объяснить?
- Да, Рома, проще простого!

2. - Рома, почему ты не выполнил домашнее задание, чем ты занимался в выходной?
- Наталья Борисовна, я заигрался с друзьями на улице. Мы построили шалаш, а вечером я мастерил из пластилина посуду для шалаша и совсем забыл про уроки.

- Что ты делал в выходные, Ромка?
- В субботу вечером мы ездили на дачу, а в воскресенье я весь день делал уроки.

3. - Ребята, завтра в актовом зале будут показывать увлекательный фильм о животных Африки.
- Наталья Борисовна, а жирафа покажут?
- Конечно покажут, Рома! Это очень познавательный и красивый фильм!

- Ромка, я только что из зоопарка, там показывали весёлое шоу с собачками!
- Мишка, ты не представляешь, какие у меня были веселые выходные! Я был в парке аттракционов и прокатился на всех каруселях!

25. Определите, какие из предложений могут быть употреблены в деловой речи, а какие в речи разговорной.

1. Прошу предоставить мне отпуск с 1 июня 2011 года. 2. Как же я хочу, чтобы поскорее начались каникулы! 3. За опоздание на работу лаборанту Иванову объявляется выговор. 4. Директор интерната приобрёл для учащихся восемь портфелей, одиннадцать учебников, двенадцать линеек, шестнадцать альбомов и двадцать карандашей. 5. Я с удовольствием пришлю тебе все фотографии, которые сделала во время нашего чудесного путешествия. 6. По прогнозам метеобюро, в Подмосковье сохранится солнечная погода. 7. Малыши с наслаждением бегали по осеннему парку, собирали букеты из опавших листьев. 8. Родители учащихся 4А класса приглашаются на собрание в 18.00.

Спишите предложения, которые употребляются в деловой речи (№1,3,4,6,8). Подчеркните орфограммы в выделенных словах. Подберите и запишите проверочные слова, где это возможно.

1. Прошу́ (про́сит) предоставить мне отпуск с 1 июня 2011 года. 3. За опозда́ние (по́здно) на рабо́ту лаборанту Иванову объявля́ется (я́вка) выговор. 4. Директор интерната приобрёл для учащихся восемь портфелей, одиннадцать учебников, двенадцать линеек, шестнадцать альбомов и двадцать карандашей.  6. По прогнозам метеобюро, в Подмоско́вье сохрани́тся (охра́на) солнечная погода. 8. Родители учащихся 4А класса приглашаются на собрание в 18.00.

26. Приходилось ли вам писать объяснительные записки? Прочитайте объяснительную записку ученика. Точно ли он передал информацию? (Нет) Уместно ли использовал слова в обращении? (Нет)

         Милая Анна Сергеевна!
   Я часто опаздываю в школу не по своей вине.
   Утром мне мешает щенок. Он запихивает мои ботинки под кровать. Потом котёнок выбрасывает карандаши из пенала. Пока я собираю портфель, мои часы очень быстро бегут и показывают 9 часов.
   Все ребята уже в школе, а я только собираюсь.
   Серёжа.

Объясните написание выделенных букв. Выпишите слова с непроверяемыми написаниями.

Часто, часов - ча-ща пиши с буквой а.
Вине (невинный) - проверяемый безударный гласный в корне -вин-.
Бегут (бег)  - проверяемый безударный гласный в корне -бег-.

Ботинки, кровать, карандаши, пенал, портфель, ребята.

27. Прочитайте отрывок из рассказа Л. Каминского «Начинаю новую жизнь».

...Пора начинать новую жизнь. Прямо с завтрашнего дня.
Юра решительно вскочил с дивана, вырвал из тетради лист бумаги и стал писать:
«План действий № 1.
1. Начать новую жизнь (с понедельника).
2. Ежедневно вставать в 6 часов 15 минут.
3. Купить гантели и делать зарядку с последующим обливанием ледяной водой.
4. Исправить двойку по немецкому и изучить ещё два иностранных языка».

Можно ли план действий отнести к деловой речи? (Нет) Помогает ли составление планов чётко организовать работу? (Да) Выпишите выделенные слова. Обозначьте в них орфограммы.

Решительно, тетра́ди, лист (листы), вставать, обливанием (лить), ледяно́й (лёд), неме́цкому (не́мец).

28. Составьте и запишите один из планов: план проведения каникул, план рабочего дня, план проведения дня рождения.

План проведения дня рождения:

1. Встреча гостей.
2. Праздничный обед.
3. Конкурсы.
4. Чаепитие.
5. Дискотека.
6. Проводы гостей.

29. Сравните два текста. Какой из них относится к научной речи (1), а какой — к художественной речи (2)?

Буря — это ненастье с очень сильным ветром. Бури бывают и на суше, и на море. На море они приводят к большому волнению, а на суше — к разрушениям и опустошениям.

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
А. Пушкин

Выпишите выделенные слова. Сделайте их звукобуквенный анализ.

Комментарий к заданию: обратите внимание, что, ваш разбор может отличатся по оформлению в зависимости от требований учителя. Учебник не дает образец звуко-буквенного разбора. Вместо мягкий непарный может потребоваться писать всегда мягкий. Разные требования учителей к сокращению слов.

Ненастье [н’инаст’й’э] - 3 слога
н — [н’] — согласный, звонкий непарный, мягкий парный
е — [и] — гласный, безударный
н — [н] — согласный, звонкий непарный, твёрдый парный 
а — [а] — гласный, ударный
с — [с] — согласный, глухой парный, твёрдый парный
т — [т’] — согласный, глухой парный, мягкий парный
ь      — 
      [й’] — согласный, звонкий непарный, мягкий непарный
е <
        [э] — гласный, безударный
8 букв, 8 звуков.

Сильным [с’ил’ным] - 2 слога
с — [с’] — согласный, глухой парный, мягкий парный
и — [и] — гласный, ударный
л — [л’] — согласный, звонкий непарный, мягкий парный
ь       — 
н — [н] — согласный, звонкий непарный, твёрдый парный
ы — [ы] — гласный, безударный
м — [м] — согласный, звонкий непарный, твёрдый парный
7 букв, 6 звуков.

Разрушениям [разрушэн’ий’ам]
р — [р] — согласный, звонкий непарный, твёрдый парный
а — [а] — гласный, безударный
з — [з] — согласный, звонкий парный, твёрдый парный
р — [р] — согласный, звонкий непарный, твёрдый парный
у — [у] — гласный, ударный
ш — [ш] — согласный, глухой парный, твёрдый непарный
е — [э] — гласный, безударный
н — [н’] — согласный, звонкий непарный, мягкий парный
и — [и] — гласный, безударный
я — [й’] — согласный, звонкий непарный, мягкий непарный
        [а] — гласный, безударный
м <
       [м] — согласный, звонкий непарный, твёрдый парный
11 букв, 12 звуков.

Кроет [крой’ит] - 2 слога
к — [к] — согласный, глухой парный, твёрдый парный
р — [р] — согласный, звонкий непарный, твёрдый парный
о — [о] — гласный, ударный
       [й’] — согласный, звонкий непарный, мягкий непарный
е <
       [и] — гласный, безударный
т — [т] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)
5 букв, 6 звуков.

Зверь [зв’эр’]
з — [з] — согласный, звонкий парный, твёрдый парный
в — [в’] — согласный, звонкий парный, мягкий парный
е — [э] — гласный, ударный
р — [р’] — согласный, звонкий непарный, мягкий парный
ь     —                 
5 букв, 4 звука.

30. Составьте два текста на одну из предложенных ниже тем так, чтобы один текст был научным, а другой — художественным.

«Ель и сосна». «Кошка». «Трактор».

Если вам трудно составить научный текст, обратитесь к энциклопедии.

                Кошка

1. Кошка очень красива и грациозна. У неё пушистая шерстка, длинный хвостик и мягкие лапки, так и хочется погладить. Но берегись, мышка! В этих мягких лапках спрятаны длинные острые коготки. Не такое уж это безобидное животное. 

2. Кошка - это животное из семейства кошачьих, которое включает в себя домашних и диких кошек. Кошка - хищник. Она питается мелкими животными и птицей. На протяжении десятков тысяч лет кошки ценятся человеком, в том числе за способность охотиться на грызунов и других домашних вредителей. В настоящее время кошка является одним из самых популярных домашних животных.

31. Прочитайте стихотворные строки. Найдите в них сравнение.

В саду, где пели зяблики,
Сегодня — посмотри, —
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.
3. Александрова

Объясните, какие предметы сравниваются друг с другом. По каким признакам они сравниваются? Понять это вам помогут рисунки.

Снегири сравниваются с розовыми яблоками, так как они похожи по форме и окраске.

Спишите стихотворные строки, подчеркните орфограммы. Найдите имя прилагательное, выпишите его и разберите как часть речи.

В саду́, где пели зяблики,
Сего́дня — посмотри́, —
Как розовые я́блоки,
На ветках снегири́.

Розовые яблоки - розовые - прил., н.ф. - розовый, мн.ч, И.п.

32. Прочитайте загадку и попробуйте её отгадать.

Над дедушкиной избушкой висит хлеба краюшка.

Какие слова используются в загадке для называния месяца? (хлеба краюшка) Сравните рисунки. Докажите, что сходство формы двух предметов позволяет перенести название одного предмета (краюшки хлеба) на другой предмет (месяц) и использовать одно название вместо другого.

Отгадка: месяц.
Краюшка хлеба похожа на месяц, поэтому такое сравнение использовалось в загадке.

33. Прочитайте предложения. Найдите и объясните метафоры в них. Обратите внимание на выделенные слова. Они называют один из сравниваемых предметов.

1. Чем жарче день, тем сладостней в бору дышать сухим смолист..м ароматом, и вес..ло мне было поутру бр..дить по этим солнеч..н..м палатам! (И. Бунин.) 2. Под большим шатром г..лубых небес — вижу — даль степей зеленеется. (И. Никитин.) 3. Весна идёт! Весна идёт! И тихих, тёплых майских дней румян..й, светл..й хоровод толпится вес..ло за ней. (Ф. Тютчев.)

Запишите предложения, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы.

1. Чем жарче день, тем сладостней в бору дышать сухим смолистым ароматом, и весело мне было поутру бродить по этим солнечным палатам! (И. Бунин.) 2. Под большим шатром голубых небес — вижу — даль степей зеленеется. (И. Никитин.) 3. Весна идёт! Весна идёт! И тихих, тёплых майских дней румяный, светлый хоровод толпится весело за ней. (Ф. Тютчев.)

1. Бор сравнивается с палатами. 2. Голубые небеса автор называет шатром. 3. Метафора - хоровод майских дней.

34. Прочитайте. Найдите сравнения и метафоры в стихотворных строках и загадках.

1. Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой.
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
И. Бунин

2. Золотое решето чёрных домиков полно. (Подсолнух.) 3. Между гор бежит конь вороной. (Река.) 4. Что ни год, то новая постель. (Снег.)

Сравнения: ёлочки - вышки, просветы - оконца.
Метафоры: листья берёзы - жёлтая резьба, подсолнух - золотое решето, река - вороной конь, снег - новая постель.

35. Прочитайте строки из стихотворения «Мужичок с ноготок» Н. Некрасова.

Однажды, в студёную зимн..ю пору,
Я из лесу вышел; был сильный моро.. .
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лоша..ка, в..зущая хворосту воз.
И шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лоша..ку ведёт под уз..цы мужичок
В больших сап..гах, в полушубке овчинном,
В больших рук..вицах... а сам с ноготок!

Попробуйте заменить выделенные слова синонимами из слов для выбора. Объясните, почему поэт выбрал именно эти слова из ряда возможных слов.
Слова для выбора: шагая, ступая, идя, выступая, вышагивая; степенный, солидный, важный.

Шествуя - шагая, ступая, идя, выступая, вышагивая. Чинный - степенный, солидный, важный. Поэт выбрал именно эти слова, чтобы была рифма.

Однажды, в студёную зимнюю пору,
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
И шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведёт под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах... а сам с ноготок!

36. Прочитайте текст К. Чуковского о стихотворении Н. Некрасова «Мужичок с ноготок».

   Замечательно каждое слово, которым изображает Некрасов этого шестилетнего труженика. Другой сказал бы о мальчике, что тот шагает, или идёт, или бредёт, или движется, но Некрасов говорит о нём: «шествует». Так говорили тогда только о почтенных, главным образом старых людях. О детях никто никогда не говорил, что они шествуют. Одним этим словом Некрасов даёт нам понять, как гордился «мужичок с ноготок» тем, что ему поручили такое нужное и трудное дело.
   Вот как много значит у великих поэтов каждое, самое незаметное слово.
В каком предложении из текста К. Чуковского выражена его главная мысль? Запишите это предложение.

Вот как много значит у великих поэтов каждое, самое незаметное слово.

37. Прочитайте текст К. Паустовского. Определите его тему (Кот-ворюга) и главную мысль (чтобы животное вело себя хорошо, его нужно накормить и приласкать).

         Кот-ворюга
   К нам повадился какой-то кот. Мы не знали, как его поймать. Он так ловко прятался, что никто из нас его толком не видел.
   Только через неделю удалось установить, что у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста. Это был кот, потерявший всякую совесть, кот — бродяга и бандит. Звали его за глаза Ворюгой. Он воровал всё: рыбу, мясо, сметану и хлеб.
   Один раз нам удалось поймать кота. Это оказался тощий кот-беспризорник. Сначала мы хотели его как следует проучить. Потом решили накормить его.
   Втащили кота в чулан и дали жареную свинину, заливное из окуней, творожники, сметану.
   Кот ел больше часа. Он вышел из чулана, сел на порог и принялся умываться, а потом растянулся у печки.
   С этого дня он у нас прижился и перестал воровать.

Составьте план текста. Перескажите текст по составленному плану. Выделенные предложения спишите и подчеркните в них главные члены предложения.

План:
1. Появление кота.
2. Кот - бродяга и бандит.
3. Поимка кота.
4. Кота покормили.
5. Кот прижился и перестал воровать.

К нам повадился какой-то котЗвали его за глаза Ворюгой. Кот ел больше часа.

ГДЗ со страницы 27. Текст как речевое произведение

38. Выберите и выпишите признаки текста.

Главные члены предложения. Смысловая завершённость. Заглавие. Тема. Однородные члены предложения. Главная мысль. Смысловая связь предложений. Вступление, основная часть, заключительная часть.

Смысловая завершённость. Заглавие. Тема. Главная мысль. Смысловая связь предложений. Вступление, основная часть, заключительная часть.

39. Прочитайте текст Э. Успенского.

...Папа сказал:
— Дорогие гости, у меня грустное настроение.
Давайте петь песни...
Но никто из них ни одной песни до конца не знал. И у них вот что получилось...
— Лучами красит солнышко...
— Стальное полотно...
— Катится, катится голубой вагон...
— Навстречу родимая мать...
— Кондуктор, нажми на тормоза!
— Ну вот что, — сказал папа. — Это не пение. Это безобразие. Вы, дорогие гости, ни одной песни до конца не знаете...

Обладает ли песня гостей смысловой целостностью, связностью предложений, завершённостью? (Нет) Почему папа назвал песню гостей безобразием? (Потому что предложения в ней не связаны по смыслу, нет рифмы) Можно ли назвать её текстом? (Нет)
Выпишите выделенные слова, подчеркните в них орфограммы.

Дороги́е (до́рог, доро́же), грустное (грустит), настроение (настро́й), конца (ко́нчик), стально́е (сталь), ваго́н (словарное слово), роди́мая (ро́дина), тормоза́ (то́рмоз), сказа́л (ска́жет).

40. Прочитайте произведение Н. Шер. Можно ли его назвать текстом? Почему? (Можно, в нём есть смысловая завершённость, общая тема, главная мысль, его можно озаглавить)

   В Москве есть переулок, который называется переулок Васнецова. За дощатым забором стоит потемневший от времени русский терем.
   В этом доме много лет жил замечательный русский художник Виктор Михайлович Васнецов, а дом построен по его плану и рисункам...
   Всё в этом доме необыкновенно: рубленые бревенчатые стены, огромные печи с цветными изразцами поверху, простые скамьи, широкие дубовые столы и вокруг — тяжёлые дубовые стулья. Только богатырям сидеть бы на таких стульях, за такими столами.
   Здесь много рисунков, картин, которые писал Васнецов в разные годы жизни; много старинных вещей: стенные часы-куранты с тремя гирями, ларь с фигурной спинкой, образцы старинного оружия... Всё это любил и собирал художник долгие годы.
   Самая заветная комната в доме — огромная, залитая светом мастерская... Здесь художник трудился целые дни. Закончил картину «Три богатыря»... написал большие картины «Спящая царевна», «Баба-яга», «Кощей Бессмертный» и другие.
   И вот теперь мы тихо идём по его мастерской от картины к картине, от сказки к сказке. И перед нами открывается сверкающий красками таинственный, волшебный мир.

Определите тему текста, озаглавьте его. К какому типу можно отнести этот текст: описание, повествование, рассуждение?
Определите содержание каждого абзаца. Выразите его в одном предложении. Запишите получившиеся предложения. Устно перескажите текст по составленному плану.

Необыкновенный дом

План:
1. В Москве стоит потемневший от времени терем.
2. В этом доме жил Васнецов.
3. Всё в этом доме необыкновенно.
4. В доме много картин Васнецова и старинных вещей.
5. Мастерская художника.
6. Картины Васнецова открывают дверь в волшебный мир.

41. Прочитайте два текста. Определите по вопросу тип каждого из них. Озаглавьте тексты.

1. Зебра — дикая лошадь. Её называют ещё тигровой лошадью. Почему? Потому что белая шкура зебры расцвечена тёмно-коричневыми полосками, как у тигра.

— Попробуйте превратить текст-рассуждение в текст-описание. Запишите полученный вариант.

2. Я плыл на лодке вниз по реке и вдруг услышал, как в небе кто-то начал осторожно переливать воду из звонкого стеклянного сосуда в другой такой же сосуд. Вода булькала, позванивала, журчала. Это курлыкали журавли.
   Я поднял голову. Большие косяки журавлей потянулись один за другим прямо к югу. Они уверенно и мерно шли на юг, где солнце играло золотом в затонах Оки.
   Я бросил вёсла и долго смотрел на журавлей. По береговой просёлочной дороге ехал грузовик. Шофёр остановил машину, вышел и тоже начал смотреть на журавлей.
   — Счастливо, друзья! — крикнул он и помахал рукой вслед птицам.
К. Паустовский

1. Текст - рассуждение. Зебра.
2. Текст-повествование. Встреча с журавлями.

                 Зебра
Зебра — дикая лошадь. Белая шкура зебры расцвечена тёмно-коричневыми полосками, как у тигра. Из-за этой особенности зебру ещё называют тигровой лошадью.

Составьте и запишите план текста К. Паустовского. Перескажите текст по составленному плану.
Выпишите слова с парными по звонкости-глухости согласными в корне слова, подобрав к ним проверочные слова.
— По какому ещё признаку можно доказать, что текст К. Паустовского — это текст-повествование? Запишите предложения, которые передают последовательность событий в тексте. Начните так: Я плыл на лодке и услышал, как...

План:
1. Курлыканье журавлей.
2. Журавли летят к югу.
3. Счастливо, друзья!

Лодке (лодочка), внизнизу), вдруг (словарное слово), сосуд (сосуды), юг (югу), вслед (следом).

Я плыл на лодке и услышал, как в небе курлыкали журавли.
Большие косяки журавлей потянулись один за другим к югу.
Я бросил вёсла и долго смотрел на журавлей.
Водитель грузовика тоже смотрел на журавлей и помахал им вслед.

42. Прочитайте текст М. Баттерфилд и определите его тип (Повествование). Составьте план текста и кратко перескажите его содержание.

   Пройдёт немного времени, и случится чудо: из семян появится росток с крошечными листьями и маленькими корешками.
   Благодаря солнцу и дождю росток становится всё больше и больше. Наконец росток превращается в настоящее растение со множеством листьев. Вскоре у растения появится бутон. Со временем он раскроется и превратится в красивый цветок.

План:
1. Чудо из семян.
2. Росток превращается в растение.

43. Прочитайте рассказ. К какому типу текстов вы его отнесёте?

              Плохо
   Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.
   В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
— Как вам не стыдно!
— А что стыдно? Мы ничего не делали! — удивились мальчики.
— Вот это и плохо! — гневно ответила женщина.

В. Осеева

Что отражено в заглавии — тема или главная мысль текста?
Определите последовательность действий героев. Составьте и запишите план рассказа. Докажите, что повествовать — значит последовательно рассказывать о событиях, действиях.
Запишите текст по плану. Подчеркните в словах известные вам орфограммы.

План:
1. Собака лает на котёнка.
2. Женщина прогоняет собаку.
3. Ничего не делать - плохо!

              Плохо
   Соба́ка яростно лаяла, припада́я на пере́дние лапы. Перед ней сиде́л маленький взъерошенный котёнок. Он жалобно мяу́кал. Неподалёку стоя́ли два мальчика и ждали, что будет.
   В окно́ выглянула женщина и выбежала на крыльцо. Она отогнала соба́ку и серди́то крикнула мальчикам:
— Как вам не стыдно!
— А что стыдно? Мы ничего не  делали! — удиви́лись мальчики.
— Вот это и плохо! — гневно ответила женщина.

44. Попробуйте составить текст-описание своей классной комнаты. Можете воспользоваться вопросами.

В какой школе находится ваш класс? Как он выглядит? Какие стены, окна, пол, потолок? Какие предметы находятся в классе? Нравится ли вам ваш класс?

Определите, слова какой части речи вами использованы. Каких слов оказалось больше? (Существительных и прилагательных)

Наш класс находится в красивой школе. Он большой и уютный. На стенах класса наклеены светлые чистые обои. На одной из стен вист разноцветный стенд с достижениями учеников класса. На другой стене висит большая доска. На ней мы пишем мелом задания. В классе широкие окна, а на потолке много светильников, поэтому в классе всегда светло. В углу класса стоит учительский стол, а в центре установлены удобные парты для учеников. Вдоль стен расположены шкафчики. Мне очень нравится наш класс.

45. Прочитайте текст М. Пришвина. Докажите, что это текст-рассуждение. (Это текст-рассуждение, так как в нем есть утверждение, доказательства и вывод) Найдите в тексте утверждение, доказательства и вывод.

   Мои молодые друзья! Природа для нас — кладовая солнца с великими сокровищами жизни...
   Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные — будем охранять наши леса, степи, горы.
   Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу — значит охранять родину.

Природа для нас — кладовая солнца. (Утверждение)
Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степь, горы. А человеку нужна родина. (Доказательства)
...охранять природу — значит охранять родину. (Вывод)

Найдите и выпишите обращение и главную мысль текста.

Мои молодые друзья!
Охранять природу — значит охранять родину.

46. Составьте текст-рассуждение о том, что слова воздух, сон — это имена существительные.

— Как составить текст-рассуждение? Сначала нужно обозначить то, что надо доказать, потом привести доказательство и сделать вывод. Рассуждать — значит доказывать. Воспользуйтесь таким планом для составления текста-рассуждения: Воздух, сон — имена существительные. Во-первых, ... . Во-вторых, ... . Значит, ... .

Воздух, сон — имена существительные. Во-первых, они обозначают предметы. Во-вторых,  они отвечают на вопрос что? Значит, это имена существительные.

47. Прочитайте текст.

— Теперь о чём писать? — спр..сил Печ..кин.
— Не знаю, — говорит Шарик. — О чём х..тите, о том пишите.
— Когда не знают, о чём писать, о п..годе пишут, — говорит Печ..кин.
— Вот и пишите о п..годе.
Печ..кин стал продолжать: «П..года у нас хорошая, моро.. и со..нце, день чудес..ный...»
— Какая хорошая, какой чудес..ный! — кр..чит кот. — М..тель третьи сутки носа высунуть не даёт.
Э. Успенский

Какие буквы надо написать на месте пропусков? Во все ли слова нужно вписывать букву?

— Теперь о чём писать? — спросил Печкин.
— Не знаю, — говорит Шарик. — О чём хотите, о том пишите.
— Когда не знают, о чём писать, о погоде пишут, — говорит Печкин.
— Вот и пишите о погоде.
Печкин стал продолжать: «Погода у нас хорошая, мороз и солнце, день чудесный...»
— Какая хорошая, какой чудесный! — кричит кот. — Метель третьи сутки носа высунуть не даёт.

Как вы думаете, если на одну тему (о погоде) напишут почтальон Печкин и кот Матроскин, одинаковая ли будет главная мысль в их текстах? (Нет, у них разное представление о хорошей погоде.)
Составьте и запишите текст о сегодняшней погоде. Определите его главную мысль, отразите её в заглавии к тексту.

           Солнечный денёк
Сегодня выдался погожий осенний денёк. Солнце ярко светит, но уже не греет так жарко, как летом. Небо чистое и ясное. На нём не видно ни одного облачка. Прохладный воздух бодрит. Легкий ветерок носит по аллеям сухие листья. Как приятно прогуляться в такую хорошую погоду!

48. Придумайте свою историю на одну из данных тем. Кто в ней будет действовать? Что должно происходить? Чем закончится история?

Щенок и дверь.
Котёнок и клубок ниток.
Кот и банка.

           Щенок и дверь
Маленький щенок жил в доме. Тут у него была и мягкая постель, и миски с едой и водой, но ему этого было мало. Хозяева не пускали его одного на улицу. Щенку очень хотелось погулять, но дверь всегда была крепко заперта. Щенок пытался лаять, чтобы напугать дверь, но она не открывалась.  Он царапал дверь, но та не поддавалась. И тогда щенок подумал, что когда подрастет, укусит её, и тогда дверь будет выпускать его по первому требованию. А пока он решил подождать.