Страница с 4 по 20 рабочей тетради МИР ОБЩЕНИЯ. ПОВТОРЯЕМ - УЗНАЁМ НОВОЕ
СОБЕСЕДНИКИ. ДИАЛОГ

1. Рассмотрите рисунок. Расскажите о первом сентября, о встрече ребят. Используйте данные вопросы. Где и когда произошла встреча? Кто с кем встретился? Какое настроение у детей? Запишите имена самых близких школьных друзей, с которыми вам особенно приятно встретиться после каникул.

Пиши имена школьных друзей с заглавной буквы!

2. Прочитайте строки из стихотворения В. Берестова «Первое сентября». У первоклассников букеты. День хоть и грустный, но весёлый. Грустишь ты: «До свиданья, лето!» И радуешься: «Здравствуй, школа!» Ответьте на вопросы. Ответы запишите.
Чему радуются ученики первого сентября?

Ученики радуются школе.

Почему первое сентября и радостный и грустный день одновременно?

Грустно, что лето закончилось Радостно от встречи с друзьями.

В каком случае, отвечая на вопросы, вы пользовались устной речью, а в каком — письменной? Есть ли в стихотворении антонимы? Выпишите их.

Грустный - весёлый. До свиданья - здравствуй.

3. Спишите пословицы. Подчеркните в словах орфограммы.

Хороший друг – отрада для души.
Друзья познаются в беде.
Нет друга – так ищи, а нашёл – береги.

4. Прочитайте сочинение второклассника о летнем отдыхе. Найдите слова с ошибками. Напишите их правильно, подчеркните орфограммы. Подумайте, почему каждую работу надо проверять.

В августе я ездил со старшим братом в петербург. Мы много гуляли погороду, посетили музей Эрмитаж. Натеплоходе по Финскому заливу мы плавали в Петергоф. Там много кросивых фонтанов. Брат ловил рыпку в неве, а я сматрел на прогулочьные катера.

Исправим и объясним орфограммы:

Петербург, Неве - название города и реки пишем с большой буквы;
по  (этому) городу, на  (красивом) теплоходе - предлог пишем раздельно с другими словами;
красивых (сл. слово), смотрел (смотр) - безударные гласные в корне;
рыбку (рыба) - парный согласный в корне;
прогулочные - сочетание ЧН пишем без Ь.

5. Аня и Ваня решили поместить свои рассказы о летних каникулах в Интернете. Но произошёл сбой, и рассказы перепутались. Устно восстановите оба рассказа. Один из них запишите, вставив пропущенные буквы.

Летом я с родителями ездила на море. Во время к..никул я гостил у дяди в д..ревне. У дяди бол..шой сад. Мы много купались в тёплой морокой воде, загорали на песчаном пляже. Веч..рами мы прогуливались по набережной около морского в..кзала, любовались огромными к..раблями. Там растут ябл..ни, груш.., вишни. Я помогал дяде ухаживать за дерев..ями. В конце лета мы собрали богатый ур..жай ягод и фруктов.

Вставим пропущенные буквы:

каникул, деревни, кораблями, яблони, урожай - словарные слова;
большой - Ь показывает мягкость согласных;
вечерами (вечерний) - проверяемые безударные гласные;
груши - сочетание ЖИ-ШИ пишем с И;
деревьями - разделительный Ь.

Летом я с родителями ездила на море. Мы много купались в тёплой морокой воде, загорали на песчаном пляже. Вечерами мы прогуливались по набережной около морского вокзала, любовались огромными кораблями. 

Во время каникул я гостил у дяди в деревне. У дяди большой сад. Там растут яблони, груши, вишни. Я помогал дяде ухаживать за деревьями. В конце лета мы собрали богатый урожай ягод и фруктов.

6. Прочитайте пословицы. Приготовьтесь объяснить, как вы понимаете их смысл.

По речи узн..ют человека.
Без языка и колок..л нем.
Доброе слово ч..ловеку что дож..ь в засуху.
Ласковое слово что ясный день.
Беседа дорогу кор..тает.
Кр..сно поле пшеном, а беседа - умом.

Вставим пропущенные буквы:

узнают (знать), колокол (колокольчик), коротает (короче), красно (красный) - проверяемые безударные гласные;
человек - словарное слово;
дождь (дождик) - парный согласный.

7. Прочитайте текст по ролям. Как вы считаете, диалог или спор ведут прохожие?
— Об..ясните мне, как пройти к цирку.
— Дойдите до перекрёстка, перейдите ул..цу и поверните направо.
— Вы х..рошо мне всё об..яснили.
— Счас..ливого пути!
Прочитайте текст ещё раз. Дополните его вежливыми выражениями из слов для выбора. Стал ли текст лучше? Почему?
Слова для выбора: с удовольствием объясню, будьте добры, рад был (рада была) помочь, спасибо, пожалуйста.

Вставим пропущенные буквы:

объясните - разделительный Ъ после приставки;
улицу, хорошо - словарные слова;
счастливого (счастье) - непроизносимый согласный.

— Будьте добры, объясните мне, пожалуйста, как пройти к цирку.
— С удовольствием объясню. Дойдите до перекрёстка, перейдите улицу и поверните направо.
— Спасибо, Вы хорошо мне всё объяснили.
— Рад был (рада была) помочь. Счастливого пути!

8. Прочитайте отрывок из сказки А. Н. Толстого. Спор или диалог ведут сказочные герои? Вставьте пропущенные буквы там, где это необходимо.

Папа Карло пошёл по дороге в город. Карабас-Барабас со втянутой головой шёл за ним следом.
— Куклы мои, отдай!.. Я тебе дам за куклу сто золотых монет, продай, - проворчал Барабас.
— Нет! Если бы ты добрым, хорошим директором театра, я бы тебе, так и быть, отдал маленьких человечков. А ты хуже всякого крокодила. Не отдам и не продам, убирайся.

9. Рассмотрите рисунок. Одинаковое ли настроение у детей? (нет)
Составьте небольшой рассказ от лица Ани или Вани. Чем будут различаться эти рассказы? (Настроением) Запишите составленный рассказ. После каждого предложения в скобках укажите его вид.

Вот и осень пришла. (Повеств., невоскл.)
Грустное время года! (Повеств., воскл.)
С деревьев опадают листья. (Повеств., невоскл.) Идут холодные дожди. (Повеств., невоскл.) Поскорее бы снова наступило лето!  (Повеств., воскл.)

Наконец пришла золотая осень. (Повеств., невоскл.)
Деревья нарядились в яркие краски. (Повеств., невоскл.) Ветерок играет с сухими листьями.  (Повеств., невоскл.) Я так люблю гулять осенью в парке!  (Повеств., воскл.)

10. Прочитайте. Какие строки из стихов вам особенно понравились? Спишите их, вставляя пропущенные буквы. Укажите виды предложений по цели высказывания и по интонации.

1. Гусей крикливых караван тянулся к югу. (А. Пушкин.)   (Повеств., воскл.) 2. Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора. (Ф. Тютчев.)   (Повеств., воскл.) 3. Мой сад с каждым днём увядает. (А. Майков.)   (Повеств., воскл.) 4. Весь в пурпурном огне золотистый лес. (К‚ Бальмонт.)   (Повеств., воскл.)

Выберите из предложений и запишите слова, которые отвечают на один из данных вопросов.

(Кто?) гуси. Сущ.
(Что?) караван, пора, сад, лес. Сущ.
(Что делает?)  увядает. Глагол.
(Что делал?) тянулся. Глагол.
(Каких?) крикливых. Прил.
(Какой?) золотистый. Прил.

Какими частями речи являются записанные слова?

11. Прочитайте текст Н. Сладкова. Обозначьте цифрами порядок следования его частей.

                  Октябрь
(3)    Туговато в октябре и птицам. Все насекомые попрятались. Вот и налетают дрозды на рябину, а дятлы на шишки. А синицы в окно стучат: «Выставляйте для нас кормушки!»
(1)    В октябре пустуют леса и поля. Ни голосов людей, ни криков птиц. Только ветер гонит тучи по небу и волны по воде. Ветер срывает с деревьев последние листья. Хорошо в такую погоду тому, у кого крыша над головой да припас в кладовой.
(2)    Достаётся жителям лесов и полей в октябре! Нет у них ни домов, ни магазинов, ни печей. И потому каждый устраивается, кто как может.

Устно озаглавьте каждую часть текста и перескажите по составленному плану. Устно проведите звуко-буквенный анализ выделенных слов.

Все [фс‎'е], дрозды [дразды], пустуют [пустуйут], леса [л‎'иса], людей [л‎'уд‎'эй]только [тол‎'ко], листья [л‎'ист‎'йа], полей [пал‎'эй].

12. Повторите всё, что вы узнали по теме «Собеседники. Диалог». В этом вам помогут данные высказывания. Допишите их, используя слова для выбора.

Слово, предложение, текст — это главные средства общения.
Тех, кто участвует в беседе, называют собеседники.
Разговор между двумя или несколькими лицами — это диалог.
В общении мы используем такие единицы языка: слова, предложения, текст
Слова для выбора: собеседники, общение, речь, язык, диалог, слова, предложения, текст. 

Страница 12 ответов к рабочей тетради к теме КУЛЬТУРА УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

13. Объясните друг другу, что такое устная и письменная речь. Когда и где используется устная речь? письменная речь? Допишите предложения.

Устная речь — это речь, которая звучит в разговоре между собеседниками, на радио, телевидении. Письменная речь — это речь, которую можно увидеть в книге, журнале, заявлении, письме, тетради.

Слова для выбора: звучит в разговоре между собеседниками, на радио, телевидении; можно увидеть в книге, журнале, заявлении, письме, тетради. 

14. Прочитайте строки из стихотворения С. Маршака «Вот какой рассеянный». Почему их трудно понять? Подчеркните в речи рассеянного человека слова, которых нет в нашем языке. Запишите эти слова правильно.

— Глубокоуважаемый
Вагоноуважатый!
Вагоноуважаемый
Глубокоуважатый!
Во что бы то ни стало
Мне надо выходить.
Нельзя ли у трамвала
Вокзай остановить?

Вагоновожатый, глубокоуважаемый,  трамвай, вокзал.

15. Какими качествами обладает устная и письменная речь культурного человека? Обратите внимание на слова для выбора. Допишите предложения.

Культурный человек говорит (как?)  неторопливо, спокойно, вежливо, грамотно, чётко, понятно
Культурный человек пишет (как?)  красиво, без ошибок, понятно, разборчиво. 
Слова для выбора: громко, неторопливо, спокойно, вежливо, грамотно, красиво, без ошибок, чётко, понятно, разборчиво. 

16. Знаете ли вы, что скороговорки помогают научиться чётко произносить звуки в словах? Обычно такие звуки много раз повторяются в одной и той же скороговорке. Подчеркните буквы тех звуков, которые чаще всего повторяются в данных скороговорках. Обозначьте орфограммы в выделенных словах. Подберите и запишите в скобках, где это возможно, проверочные слова.

От топота (топочет) копыт пыль по полю летит (полёт).
Летят три пичужки через три пустых избушки (избушечка).
У свинки — щетинки (щётка), у щучки ( щу, чк ) — чешуйки.
Жутко жуку жить ( жи ) на суку.
У пеньков (пень) опять пять опят.

Запишите две-три скороговорки по памяти. Проверьте друг друга.

От топота копыт пыль по полю летит.
Летят три пичужки через три пустых избушки.

17. Понаблюдайте за произношением согласных звуков в данных словах. Обратите внимание, что в устной речи буквосочетание жж звучит как долгий звук [ж]. Как может произноситься буквосочетание чн?

1. [ж]: жужжать, можжевельник.
2. [шн]: скучно, нарочно, конечно, яичница.
3. [ч’н]: столичный (город), конечная (остановка), публичная (библиотека).

Спишите слова, в которых буквосочетание чн произносится как [шн]. Запомните произношение этих слов.

Скучно, нарочно, конечно, яичница.

18. Допишите предложения, используя слова из упражнения 17. Над этими словами укажите (надпишите), как произносится в них буквосочетание чн.

1 В центре Москвы находится большая
   [ч’н]
публичная библиотека. 2. На сковородке шипела
                       [ч’н]
аппетитная яичница. 3. Ничего не
                         [шн]                     [ч’н]
делая сидеть скучно. 4. На конечной
остановке вышли все пассажиры. 5. Малыш не
   [шн]
нарочно вас задел, не обижайтесь.

19. Прочитайте диалог. Напишите слова, которые характеризуют манеру общения девочки и мальчика.
— Скажи, пожалуйста, где находится Театр кукол Сергея Образцова?
— Ты что, не знаешь, где находится Театр кукол? Ну ты и глупая! Растяпа, ты стоишь напротив него.

Речь девочки вежливая, доброжелательная.
Речь мальчика дерзкая, грубая, сердитая.
Допишите предложение. Если затрудняетесь, используйте слова для выбора.
Мне хотелось бы, чтобы люди были вежливые,  внимательные, доброжелательные, спокойные, терпеливые.

Слова для выбора: вежливые, чёрствые, дерзкие, грубые, внимательные, сердитые, доброжелательные, спокойные, терпеливые.

20. Прочитайте четверостишие О. Дриза. Какие слова полезны в разговоре? Почему?
«Будьте добры» или «будьте любезны» —
Эти слова в разговоре полезны.
С ними легко на прогулке и дома:
Будет приятно их слышать любому.

Допишите предложение, самостоятельно подобрав другие вежливые слова. В разговоре полезны слова: спасибо, пожалуйста, благодарю.

21. Прочитайте текст. Определите его основную мысль (нужно быть внимательным к собеседнику).

Вежливость в обращении проявляется в том, что ты относишься с вниманием к человеку, с которым беседуешь. Не спеши в беседе сразу говорить о себе — поинтересуйся радостями и заботами собеседника. В этом тебе помогут вежливые фразы: «Как дела?», «Как живёте?», «Какие новости?», «Как себя чувствуете?», «Какие успехи?».

Спишите вежливые фразы.

«Как дела?», «Как живёте?», «Какие новости?», «Как себя чувствуете?», «Какие успехи?».

22. Прочитайте воспоминания Л. Н. Толстого о том, как он в детстве общался со своей мамой.

— Вставай же, мой ангел.
Мамаша берёт меня за шею, и её пальчики щекотят меня. Я слышу её запах и голос. Всё это заставляет меня вскочить, обвить руками шею.
— Ах, милая, милая мама, как я тебя люблю!
— Так ты меня любишь? — Она молчит с минуту, потом говорит: — Смотри, всегда люби меня, никогда не забывай...
Она нежно целует меня.
— Полно! И не говори этого, душечка моя, —- вскрикнул я, целуя и обнимая её колени.

Подчеркните ласковые слова, которые говорят друг другу мама и сын. Какие предложения по цели высказывания и по интонации встретились вам в тексте? Запишите по одному предложению разных видов. Укажите виды предложений. 

— Вставай же, мой ангел. (Побуд., невоскл.)
— Ах, милая, милая мама, как я тебя люблю! (Повеств., воскл.)
Она нежно целует меня. (Повеств., невоскл.)
— Так ты меня любишь? (Вопр., невоскл.

Страница 23 ответов к рабочей тетради по уроку ТЕКСТ

23. Прочитайте предложения. Можно ли их назвать текстом?

На крутом б..регу устроили св..и гнёзда ласточки. Увидел эти гнёзда кот и зах..тел из гнезда птичку достать. Упал он в воду, едва выбрался. Стал он карабкаться к гнёздам. Увидели кота ласточки, нал..тели на него всей стаей и стали кл..вать. Х..тел кот схв..тить одну ласточку и сорвался.

В какой последовательности следует расставить предложения, чтобы получился текст? Расставьте их правильно и запишите получившийся текст, вставляя пропущенные буквы.

На крутом берегу устроили свои гнёзда ласточки. Увидел эти гнёзда кот и захотел из гнезда птичку достать. Стал он карабкаться к гнёздам. Увидели кота ласточки, налетели на него всей стаей и стали клевать. Хотел кот схватить одну ласточку и сорвался.  Упал он в воду, едва выбрался. 

24. Прочитайте и сравните два текста. Какая тема их объединяет? Подберите и запишите заглавие, отражающее общую тему текстов. Подчеркните главные члены предложения.

        Весна
1. Пройдёт зима холодная,
Настанут дни весенние,
Теплом растопит солнышко.
Как воск, снега пушистые. (С. Дрожжин)

2. Вот и весна. Радостно светит солнышко. Быстро тает на полях снег. Бегут по дорогам весенние говорливые ручейки. (И. Соколов-Микитов)

25. Прочитайте текст. Найдите в тексте предложение, которое выражает его главную мысль. Сфор- мулируйте её кратко в виде побудительного предложения и вынесите в качестве заглавия к тексту.

                        Сохраните ландыши!              
   В мае в лесах средней полосы России расцветают ландыши. Белые душистые колокольчики ландыша знакомы всем. А вот плоды ландыша видели немногие. Когда белые колокольчики отцветают, на их месте появляются крупные оранжевые ягоды.
   Ландыш — растение лекарственное. Люди издавна собирают листья ландыша для лечения. В наши дни ландыш в лесах вокруг больших городов исчезает. Там люди сильно утаптывают землю, и корневищу ландыша плохо дышится. Мы должны сохранить это чудесное растение!

Составьте план текста, обратите внимание на выделенные слова. 

1. В мае расцветают ландыши
2. Ландыш - лекарственное растение
3. Ландыш исчезает
4. Сохраним ландыши!

26. Прочитайте два текста.

1. Соловей мой, соловей,
Голосистый соловей!
Ты куда, куда летишь.
Где всю ночку пропоёшь? (А. Дельвиг)

2. Соловей — это неприметная птичка с серо-коричневыми пёрышками. Поют соловьи обычно по вечерам и по ночам. Гнездятся эти птицы в кустах.

Какая тема объединяет эти тексты? Запишите ответ.

Общая тема текстов — соловей.

Какой текст является художественным, а какой текст можно поместить в энциклопедию? Запишите свои ответы и объясните их.

Первый текст — художественный, это стихотворение.
Второй текст — можно поместить в энциклопедию. Он содержит точную информацию о соловье.