Упражнение 11, с. 10

11. Прочитайте. Докажите, что слова в каждой паре однокоренные.

Смельчак - смелость, ходить - ходьба, бегать - бегун, трещать - треск, хитрый - хитрец, чудесный - чудеса, жить - жизнь.

• Запишите. Объясните, какой частью речи является каждое слово. Над именами существительными укажите часть речи так: сущ.
• Подчеркните в словах изученные орфограммы.

Смельчаксущ. - смелостьсущ., ходить (глаг.) - ходьбасущ., бегать (глаг.) - бегунсущ., трещать (глаг.) - тресксущ., хитрый (прил.) - хитрецсущ. , чудесный (прил.) - чудесасущ. , жить (глаг.) - жизньсущ..

Упражнение 12, с. 10

12. Представьте, что вас попросили рассказать о своей классной комнате.

• Назовите предметы, которые вы видите в классе. Что находится прямо перед вами? Что находится слева? У окна? справа? сзади? посередине комнаты?
• Составьте текст на тему «Наша классная комната». Подготовьтесь его рассказать.
• Запишите составленный текст. Проверьте себя.

           Наша классная комната         ©

    Наша классная комната находится на втором этаже школы. По центру класса весит доска, на которой можно писать мелом. Над доской расположены обучающие таблички. Слева у доски находится стол учителя. Он у окна. Посредине комнаты стоят парты, на которых сидят ученики. За партами стоит большой шкаф. Мне нравится наша классная комната.
    

Упражнение 13, с. 10

13. Прочитайте пословицы. Объясните их смысл. Спишите.

1. Где слова привета, там улыбка1 для ответа. 2. Лодырь хочет прожить не трудом, а языком. 3. Нос задирает, а в голове ветер гуляет. 4. Доброму Савве добрая и слава. 5. Один про Фому, другой про Ерёму.

  1. Где слова привета, там улыбка для ответа. На каждое приветствие нужно отвечать улыбкой.
  2. Лодырь хочет прожить не трудом, а языком. Ленивому лучше много говорить, лишь бы ничего не делать.
  3. Нос задирает, а в голове ветер гуляет. О зазнавшемся, но глупом человеке.
  4. Доброму Савве добрая и слава. О ком-либо хорошем, хорошо и отзываются.
  5. Один про Фому, другой про Ерёму. О человеке, который не хочет слышать, не понимает что ему говорят.

Пишем:

1. Где слова привета, там улыбка для ответа. 2. Лодырь хочет прожить не трудом, а языком. 3. Нос задирает, а в голове ветер гуляет. 4. Доброму Савве добрая и слава. 5. Один про Фому, другой про Ерёму.

• Найдите сначала имена существительные, которые отвечают на вопрос кто?, затем имена существительные, которые отвечают на вопрос что?

(Кто?) лодырь.
(Что?) слова, улыбка, нос, ветер, слава.

• Какой вопрос вы поставили к каждому из других имён существительных? А теперь измените их так, чтобы они отвечали на вопрос что? (на вопрос кто?)

Образец . (Чего?) привета - (что?) привет.

(Чего?) привета - (что?) привет,
(для чего?) для ответа - (что?) ответ,
(чем?) трудом - (что?) труд,
(чем?) языком - (что?) язык,
( в чём?) в голове - (что?) голова,
(кому?) Савве - (кто?) Савва,
(про кого?) про Фому - (кто?) Фома,
(про кого?) про Ерёму - (кто?) Ерёма.

Звуко-буквенный разбор слова улыбка:

улыбка [улыпка] - 3 слога
у [у] - гласн. безуд.
л [л] - согл., звонк. непарн., твёрд. парн.
ы [ы] - гласн. ударн.
б [п] - согл., глух. парн., твёрд. парн.
к [к] - согл., глух. парн., твёрд. парн.
а [а] - гласн. безуд.
6 б., 6 зв.