Ответы к Страница 111. Басня "Ворона и лисица" И. Крылов 

1. Почему Крылов говорит, что лесть вредна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова?

Ворона, слушая комплименты Лисы, не подумала о том, что Лиса просто хочет ее обмануть. Такие речи дурманят разум, человек перестает трезво оценивать ситуацию, идет на поводу лести. Из-за этого ворона раскрыла рот и лишилась сыра.

2. Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а её доверчивой слушательницей стала Ворона? Как изображает Лисицу Крылов? Прочитай слова, характеризующие её.

Лисица в народе считается хитрой и способной на обман, так о ней говорится во всех народных сказках. Крылов так же изображает ее хитрой и способной на обман. Образ Вороны связан с неумением что-то сберечь, так и говорят "проворонил".

Лисица видит сыр — Лисицу сыр пленил.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!

3. Как разговаривает Лисица с Вороной? Найди ласковые слова, с которыми Лисица обращается к Вороне. Например: «голубушка», «сестрица»…  Как Крылов передаёт радость Вороны от льстивых слов Лисицы?

Лиса разговаривает с вороной ласково.

Голубушка, как хороша! ...(и до)  ... При красоте такой и петь ты мастерица! 

Лиса делает вид, что ей не терпится услышать прекрасное пение Вороны, а на самом деле ей хотелось, чтоб ворона открыла рот уронила сыр вниз.

У Вороны "с похвал вскружилась голова от похвал, от радости в зобу дыханье сперло"

4. Соответствуют ли льстивые слова намерениям Лисицы? Как Лисице удалось достичь своей цели?

Льстивые слова не соответствуют намерениям лисицы - цель ее ласковых слов не похвалить, а обмануть.

В своих речах она проявляла себя чуть ли не поклонницей и подружкой Вороны, а на самом деле просто затеяла воровство. Ворона поверила в лесть, и восторженные комплименты оказались сильнее ее здравого смысла. Она не смогла устоять перед соблазном запеть, когда лисица так упрашивает.  Лиса знала слабости вороны и добилась своего, заполучив сыр хитростью.

5. Обсудите с другом. Как баснописец относится к Вороне и Лисице: с завистью;  с любовью;  с нежностью;  с состраданием;  с юмором;  с восхищением? Почему ты так думаешь?

Крылов  высмеивает недостатки Вороны и Лисицы. У Вороны - доверчивость, глупость, желание похвалы и славы. У Лисы – хитрость, неискренность, коварство, способность на воровство. Он относится к  героям своей басни с юмором.

6. Прочитай басню выразительно. Какую интонацию ты выберешь? Как будешь читать льстивые слова Лисицы: в каком темпе, с какой интонацией? Какие слова, по твоему мнению, следует особо выделить голосом?

Слова Лисицы нужно читать медленно, протяжно, с нотками лести в голосе, выделяя лживые похвалы. Слова автора нужно читать с нотками юмора в голосе, весело.

7. Найди в басне выражения, которые стали крылатыми.

Спой, светик, не стыдись!
От радости в зобу дыханье спёрло.
Ворона каркнула во всё воронье горло.

8. Выучи одну из басен И. А. Крылова наизусть.

Учим наизусть.

Лермонтов Михаил Юрьевич 

 

Страница 115. "Утес" М. Ю. Лермонтов 

1. Прочитай внимательно, неторопливо стихотворение "Утёс". Какое настроение у тебя возникает? Какие картины рисует твоё воображение?

В воображении возникает картина, но которой тихо плачет большой старый утес, потому что он очень одинок и последняя тучка покинула его.

2. Тучку поэт изображает как живую. Докажи.

Лермонтов наделяет персонажей стихотворения способностями, которые свойственный живым существам: тучка ночевала, а потом умчалась, играя по лазури.