Ответы к странице 20
26.
Рассуждение ученика. Слова удивление и диво являются родственными словами, так как в них есть общая часть, которая хранит их общий смысл. Следовательно, в корне слова удивление пишется буква И.
зам е нить (обмен, мина) – миномёт
ск а листый (скользкий, скалы) – скользят
скр и пучий (скрип, скрепка) – скреплять
м а стерить (мост, мастер) – мостики
г о ристый (горка, горе) – горюешь
Еще родственные слова к словам, стоящим в скобках:
мина — минер, скользкий — скользить, скрепка — скрепить, мост — мостик, горе — горевать
27.
Рассуждение ученика. Сначала у слова кирпич/ надо отсечь нулевое окончание, потом к оставшейся основе добавить суффикс -н-, после чего добавляется окончание -ый. Получилось слово кирпичный.
Нужно помнить, что ученик образовывает слово-название признака всегда в начальной форме и лишь затем ставит его в ту форму, которая требуется данным словосочетанием: замок/ + н + ... = замочный; цветок/ + н + ... = цветочный. В тех словах, где есть чередование согласных в корне, ученик отмечает еще и это: в корне двух родственных слов можно увидеть чередование звуков [ч’] и [к].
(кирпич) кирпичн[ый] дом
(замок) замочн[ая] скважина
(цветок) цветочн[ое] кашпо
(улица) уличн[ый] фонарь
(молоко) молочн[ая] каша
(успех) успешн[ое] дело