Повторение, стр. 55 - 63

Страница 55

119. Прочитайте. Обозначьте текст-повествование цифрой 1, текст-описание цифрой 2, текст-рассуждение цифрой 3. Придумайте к каждому тексту заголовок.

1. Пчёлкино утро

Солнечный луч попал в улей. Выползла пчёлка из восковой кельи, села на окошечко, расправила крылья и ""зум-зум-зум!" - полетела собирать медок с душистых цветов.

К. Ушинский

2. Мышки

Собрались мышки у своей норки. Глазки у них чёрненькие, лапки маленькие, остренькие зубки, серенькие шубки, ушки кверху торчат, хвостища по земле волочатся.

К. Ушинский

3. Отчего мухи-журчалки так названы?

На цветках часто встречаются мухи-журчалки. Они названы так за то, что при полёте издают негромкий журчащий звук.

Страница 56

120. Прочитайте. Составьте по данной записи описательный текст. Придумайте к тексту заголовок и запишите его.

               Красавцы тюльпаны
Расцвели тюльпаны. Как красивы эти цветы! Стебелёк у них тоненький. Листочки заострённые. А цветок просто загляденье! Лепестки красные. А сердцевинка жёлтая.

121. Прочитайте. Составьте текст-рассуждение, используя данное начало. Придумайте к тексту заголовок и запишите его.

                         Любимое время года
Моё любимое время года - весна.
Я люблю весну, потому что всё расцветает и природа преображается.

                         Любимая игрушка
Моя любимая игрушка - дудочка.
Мне нравится дудочка, потому что на ней можно играть красивые мелодии.

Страница  57

122. Рассмотрите рисунки.

  • Устно составьте текст-повествование по рисункам. Подготовьтесь его рассказать.
  • Запишите составленный текст.

Аня и Ваня сажают деревья. Мама принесла саженцы. Собака весело резвится между садоводами.

123. Прочитайте диалог. Почему вы улыбнулись? Поставьте пропущенные буквы и знаки конца предложений.

- Петя, почему на твоём рисунке яблоко синее?
- А оно упало.
- Ну и что?
- Так синяк же получился!

Из журнала "Миша"

  • Обсудите: синяк и синий - это однокоренные слова или нет?

Слова синяк и синий однокоренные, общий корень -син-. Слово синяк произошло от прилагательного синий.
Я улыбнулся, потому что это юмористический рассказ-шутка.

Страница  58

124. Прочитайте.

        в чём?                   какая?
В небе засверкала яркая звёздочка.

  • Подчеркните главные члены предложения. Поставьте вопросы к второстепенным членам. Запишите эти вопросы над стрелками.

125. Прочитайте. Составьте и запишите из данных слов два предложения.

На день рождения папа подарил Алёше щенка.
Мальчик дал щенку кличку Бим.

126. Прочитайте. Вставьте в слова пропущенные буквы, а в предложения - пропущенные слова. Озаглавьте текст.

                   Гостеприимный дятел
     Весной пёстрый дятел прилетел к берёзке. Он пробил в коре дырочку и стал пить сок. На вкус берёзовый сок сладкий. В гости к дятлу прилетают и приползают лесные обитатели.

Страница  59

127. Прочитайте. Подчеркните многозначные слова. Объясните значения любого из них.

Алфавит, бинокль, дорога, класс, клетка, май, плитка, скрипка, салат, чай, хлеб.

Дорога - полоса земли для передвижения. Дорога - путешествие, поездка.
Класс - помещение, комната для занятий. Класс - социальное положение большой группы людей.
Клетка - элементарная единица строения живых организмов. Клетка - загон для животных.
Плитка - стройматериал для облицовки стен. Плитка - небольшой плоский четырёхугольный предмет.
Салат - холодное блюдо. Салат - огородная культура.
Чай - растительный настой или отвар. Чай - растение.
Хлеб - пищевой продукт из муки. Хлеб - пропитание, пища.

128. Прочитайте. Определите, что обозначает слово верный в каждом выражении. Выберите и напишите нужное слово.

Верный товарищ - надёжный.
Верный ответ - правильный.
Верный закон - справедливый.

129. Прочитайте. Впишите в предложения пропущенные слова, выбирая их из слов для справок. Объясните свой выбор.

На поляне стоял могучий дуб. Вдруг сильный ветер закачал ветви дерева. Большая туча закрыла небо. Раздался мощный раскат грома.

Страница  60

130. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

Платье новое -
Вполне
Хорошо сидит на мне.
Это платье мне идёт.
А костюм, - наоборот,
Потому что плохо сшит.
Он на вешалке висит.

А. Шибаев

  • Объясните значение выделенных слов. Какие из них употреблены в переносном значении? Подчеркните эти слова.

Хорошо сидит - словно на вас сшит, точно влитой сидит, по мерке, как по заказу, в самый раз, в аккурат, как раз, впору, подходящего размера.
Платье мне идёт - к лицу, подходит, хорошо смотритесь в платье.
Висит - находится в вертикальном положении, на весу.

131. Прочитайте выразительно.

Дождик выглянул из тучки:
"Не пойду!
Внизу колючки!"

М. Бородицкая

  • Подчеркните в предложениях изученные орфограммы.
  • Какой звук обозначен каждой выделенной буквой? Произнесите его. Найдите для каждого из звуков свой звуковой "домик".

[ч’] - согласный звук, мягкий непарный, глухой непарный;
[ж] - согласный звук, твёрдый непарный, звонкий парный;
[о] - гласный звук, безударный.

Страница 61

132. Прочитайте. Как вы поняли стихотворение? Что обозначает выделенное выражение?

   Заяц в трамвае

Волк на зайца тычет пальцем:
"Э|тот за|яц е|дет зай|цем!"
Достаёт косой билет:
"Здесь в вагоне зайцев нет!"

А. Щедрецов

Едет зайцем - без билета.

  • Найдите и подчеркните в стихотворении синоним к слову заяц.
  • Найдите слова волка и выполните задания:
    а) подчеркните в этом предложении слово, которое начинается с гласного звука;
    б) разделите каждое слово на слоги вертикальной чертой (|).

133. Прочитайте стихи Е. Васильевой.

    сущ.
Грызуну везёт:
                        гл.
Всё грызун грызёт;
                    сущ.
И зубы от грызения
Растут - вот так везение!

  • Кого называют словом грызун? Найдите однокоренные слова и выделите в них корень. Укажите над этими словами часть речи.

Грызун - самый многочисленный отряд млекопитающих. Отличительным признаком представителей отряда является наличие пары крупных резцов в верхней и нижней челюстях.

  • Найдите и подчеркните в предложениях глагол, в котором все согласные звуки твёрдые парные.

Страница 62

134. Прочитайте диалог.

          сущ.
- Жеребёнок, дай отве(т, д),
      мест.
Что ты кушал на обе(т, д)?
- Ле(х, г)че лё(х, г)кого вопро(с, з)!
мест.
Я сегодня ел овё(с, з),
А потом, когда гулял,
Тра(ф, в)ку в поле пощ(е, и)пал.

В. Хесин

  • Подчеркните буквы из скобок, которые надо выбрать для правильного написания слов. Объясните выбор букв.
  • Подчеркните глаголы-синонимы.
  • Укажите, какой частью речи являются выделенные слова.

135. Прочитайте. Где пословица, а где скороговорка?

Оса не летает в росу - в росе сыро осе. (скороговорка)
Лад и согласье - первое счастье. (пословица)

  • Подчеркните в словах изученные орфограммы. Подготовьтесь объяснить их написание.
  • Спишите пословицу.

Лад и согласье - первое счастье.

136. Прочитайте предложение. Спишите.

Однажды три маленькие белые мышки покинули свой уютный лесной домик.

... Они не знали, что их белая шкурка будет выделяться в зелёной траве и на серой земле. Серые мышки только посмеивались над ними. Но белые мыки не унывали и побежали искать себе пропитание. Они унюхали приятный запах из двери деревенского домика на окраине леса и двинулись к нему. Мышки уже забрались на крыльцо, как из дома вышел большой и страшный фермер. Он увидел мышей и поймал их. Мышки подумали, что им сейчас придет конец, но фермер позвал своих детей и отдал им мышей. Дети очень обрадовались своим новым питомцам и тот час накормили их. Так мышки обрели новый дом.

  • А что было дальше? Придумайте сами.
  • Подготовьтесь рассказать придуманную историю.

Страница  63

137. Прочитайте слова и словосочетания.

В лесý, лёгкие облакá, сóчная травá, берёзки, оси́нки, цветы́, зелёный кузнéчик, пою́т, соловьи́, дрозды́, тропи́нка, полосáтый шмель, летáют, норá кротá, кричáт, души́стые я́годы, ребя́та, колю́чий ёж.

Выполните одно из заданий:
а) обозначьте в словах ударение, подчеркните изученные орфограммы;
б) составьте устно рассказ на тему "Летом в лесу", используя данные слова.

Летом в лесу

Чудесно летом в лесу! Над стройными берёзками и осинками плывут лёгкие облака. Над цветами летает, кружится полосатый шмель. Зелёный кузнечик стрекочет в сочной траве. В прохладе деревьев поют соловьи и дрозды. На лесной тропинке можно встретить колючего ежа. А под сосной увидеть нору крота. На окраине леса кричат ребята, собирающие душистые ягоды.

138. Рассмотрите рисунки. Назовите сказки. Представьте, что вы рекламируете книги. Расскажите о своих любимых героях так, чтобы одноклассникам захотелось побольше их узнать и прочитать о них книги.

Сказки: "Заяц Коська и его друзья", Золотой ключик, или приключения Буратино", "Мужик и Медведь", "Краденое солнце", "Конёк-Горбунок", "Цыплёнок".

 

Вот и всё! Конец учебного года и каникулы!

На этом вторая часть рабочей тетради по русскому языку и заканчивается. Хороших вам каникул и ждем вас в следующем году!