§ 6-7. Русь в конце X первой половине XI века. Становление государства

Вопросы к параграфу по пунктам, страница 52

1. Почему языческая вера не могла стать опорой княжеской власти?

Ответ:

Язычество было весьма разнообразным, оно не имело ни канонов, ни четкого единого бога. Все это трактовалось само собой по-разному и было трудноуправляемым. В итоге Владимиру Святославичу пришлось искать новые духовные опоры, - греческий варианте христианства.

2. Как утверждение христианства на Руси способствовало укреплению международных связей молодого государства?

Ответ:

Принятие христианства стало некой связующей нитью между соседями, которые проповедовали ту же самую религию. Им самим было легче принять таких соседей и понимание культуры было тоже более осознанным. Церковь стала не только связующим звеном, но и порой посредником в переговорах. Христианство позволило Древней Руси приобщиться к европейской культуре.

Страница 54

1. Чем новая система управления отличалась от старых порядков, когда киевский князь сам собирал дань?

Ответ:

Владимир Святославич организовал некий дистанционный контроль сбора дани. Он отправил своих сыновей в порядке старшинства князьями — наместниками в Новгород, Полоцк, Туров и Ростов. При этом сам находился в Киеве. Большая часть дани отправлялась в Киев и так было проще контролировать отдаленные земли.

2. Почему охрана границ государства стала общерусским делом?

Ответ:

Сильное государство было залогом успеха правления князей — наместников.  Поэтому защита границ государства от набегов кочевников было делом принципиальным и важным.

Страница  55

1. Какую роль в Древнерусском государстве играла княжеская дружина?

Ответ:

Дружина была неким инструментом для поддержания порядка и возможности управления. Это возможность диктовать свою политику, а также защищать свои сложившиеся принципы. 

2. Почему все важнейшие вопросы князь решал только со старшими дружинниками?

Ответ:

Здесь есть несколько причин, почему вопросы решались с старшим дружинникам («бояре»). Это и их власть и возможность влиять на более низшие чины. Это и возможность узнать обстановку на местах и настроения в той или ином регионе.  При этом князь был наиболее значимы по старшинству.

Страница 56

1. Когда появилось народное вече?

Ответ:

Еще в догосударственный период народное вече (от славянского «вещать» — говорить) зародилось у восточных славян. В него входили главы свободных семей, совершеннолетние мужчины — воины. Важное влияние на вече было за племенной знатью. Знать возглавляла систему городского управления, основанную на десятичном принципе (главы десятков). В военное время тысяцкий (глава тысячи или полка), сотские (главы сотен), десятские (главы десятков). В мирное время перед главами этих структур стояли задачи по сбору налогов принятию важнейшие решений.

2. Почему князь — наместник должен был считаться с народным вечем?

Ответ:

 Вече было неким сводным собранием, у которого находились основные средства и в которое входили главы. Князь в случае принятия какого либо решения, будь то дипломатический мир с соседями или желание развязать войну, должен был советоваться с вече. Вече иногда принимало сторону князя, а иногда наоборот, изгоняло князя, так как было с ним не согласно! В итоге это было некий взаимный союз, где каждый из князей решал судьбу всех и все решали судьбу одного. 

Страница 58–59

1. Почему семейные связи с династиями европейских правителей были важны для Древнерусского государства?

Ответ:

Европейские государства представлялась как сильные и важные для сотрудничества. Они были своеобразным ориентиром для развития. При Ярославе Мудром Русь стала одной из наиболее влиятельных стран средневековой Европы, и это как раз что было связано с династическими связями Киева.

2. Какая идеология была положена в основу Древнерусского государства князем Ярославом Мудрым?

Ответ:

Ярослав Мудрый позиционировал Русь как центр того современного мира, как государство форпост, сильное и способное защищать принципы христианства и свои земли от неугодных. Такая позиция стала стала некой основой древнерусских правителей, стала главной идеологией Древнерусского государства.

Вопросы и задания к параграфу 6-7

1. Прочитайте эпиграф к параграфу и ответьте на вопросы. 1) Почему храм Святой Софии Константинопольской покорила сердца русских послов? Только ли внутренняя и внешняя красота христианства заставила князя Владимира принять новую веру?

Ответ:

 Храм Святой Софии Константинопольской покорил сердца русских послов своим убранством. Храм был очень богат, в нем были применены дорогие украшения из золота, камней, серебра. Это их подтолкнуло к мысли, что Христианство религия состоявшаяся, важная и уважаемая. И если перенять эту религию, то и в жизни страны тоже все наладится.

В целом и сам принцип христианства был близок на Руси. В нем не было места насилию, не было место каким-либо ритуалам связанным с жертвоприношением, так скажем оно было человечным. Кроме того, эта религия бы сблизила Европу и Русь, то тоже было важно!

2. Опираясь на карту (с.53), докажите, что князья Владимир Святославич и Ярослав Мудрый сыграли выдающуюся роль в государственном строительстве.

Ответ:

Древнерусские князья Владимир Святославич и Ярослав Мудрый сделали Русь более сплоченной, создав наиболее совершенную структуру управления за счет своих родственников. Сблизились с Европой, переняв религию и укрепив отношения за счет родственных связей.

Все это привело и к становлению более совершенного богатого государства и к укреплению внешних границ, а также улучшению связей с соседями. Киев при этом стал действительно крупным и развитым для того времени городом. Центром Киева стал храм Святой Софии Премудрости Божией, 1037 года на месте победного сражения с печенегами. В это же примерно время были заложены пограничные крепости на реках Стугна, Суда и Десна.

3. Соотнесите даты, указанные на ленте времени со следующими событиями: 1) Принятие христианства князем Владимиром. 2) Начало строительства храма Святой Софии в Киеве. 3) Начало создания свода письменных законов Русская Правда. 4) Начало строительства храма Святой Софии в Новгороде. 5) Создание « Слова о Законе и Благодати».

Ответ:

1) 988 г. (Принятие христианства князем Владимиром)
2) 1037 г. (Начало строительства храма Святой Софии в Киеве)
3) 1016 г. (Начало создания свода письменных законов Русская Правда)
4) 1045 г (Начало строительства храма Святой Софии в Новгороде)
5) 1038 г. (Создание « Слова о Законе и Благодати»)

4. Выберите ответ на главный вопрос урока и, опираясь на текст параграфа, обоснуйте свой выбор: Какие события в истории Древнерусского государства укрепили его внутреннее и внешнеполитическое положение, сделали его частью Европы?

Ответ:

«Принятие христианства и государственное строительство, опора правящей династии на достижения славянского общества усилили Древнюю Русь, открыли ей путь в Европу».

Принятие религии (Христианство) позволило говорить о новом уровне государства. На Руси появились новые ориентиры и новые возможности. Это не только духовные законы, но и все что было связано смежно с религией. Нравственные законы в обществе позволили повысить и экономические и социальные нормы. (Первый свод законов (Русская правда в 1016 г.)) Появились школы, появились переводы священных писаний. Культурные связи с Византией позволили перенимать наиболее важное и нужное.

Мнение историка, страница 60

1. Как вы думаете, с какой целью Ярослав Мудрый перестраивал и украшал Киев? Как с политической точки зрения можно объяснить назначение религиозного писателя и мыслителя Илариона митрополитом киевским (без согласия с константинопольского патриарха)?

Ответ:

 Крупный, красивый и представительный город, который вызывает уважение, должен иметь соответствующую архитектуру. Он должен быть с внушительными и красивыми зданиями, церквями, ведь это все покажет его богатства, статность, позволит сформировать первое позитивное мнение о внушительности и важности не только визуальной, но и крепости структур и принципов государства. Именно поэтому Киев пришлось перестраивать, многое менять.

При этом Киев стал настолько самодостаточным, что Ярослав Мудрый назначил Иллариона митрополитом киевским без согласия с константинопольского патриарха. Это мог сделать только лишь император. Вот этот факт по мнению Ярослава мог доказать независимость Руси от Византии и константинопольского императора.

2. Какие личные качества князя Ярослава Владимировича превратили его в авторитетного правителя Древней Руси? До правления Ярослава Мудрого русских князей называли восточным титулом «каган» (хан ханов), в конце правления Ярослава назвали царем. Дайте оценку этому факту.

Ответ:

Период правления Ярослава Мудрого (1019 — 1054 гг.) можно охарактеризовать как период становления и устойчивого развития государства. Он весьма успешно решал внутренние и внешние проблемы. Был хорошим хозяйственником, так как большинство его начинаний были весьма полезны и укрепляли государственный строй Руси и в частности столицы - Киева! (Это и строительство храма Святой Софии и создание первого свода законов). Также не забывал и о глобальных границах государства. Укреплял рубежи новыми форпостами, налаживал дипломатические отношения с соседями.