Ответы на задания к § 12. В рыцарском замке

Задание 1. Обозначьте цифрами и подпишите основные части рыцарского замка. Придумайте план нападения на замок и его обороны.

1 Земляной вал
2 Ров с водой
3 Крепостная стена
4 Подъемный мост
5 Ворота
6 Надворотная башня
7 Дозорная башня
8 Бастион
9 Главное здание замка
10 Башня-донжон
11 Конюшня
12 Хозяйственная постройка
13 Конюшня
14 Внутренний двор

При нападении защитники занимают свои места на стенах, в надвратной башне и в бастионах. Они осыпают атакующих стрелами, камнями и кипящей смолой. Если враг прорывается во внутренний двор, защитники отходят в главное здание замка и держат оборону там. В самом худшем случае защитники запираются в донжоне или бегут из замка через подземный ход.

Атакующей армии для взятия замка нужно преодолеть земляной вал, засыпать ров и подобраться к стенам. С помощью лестниц или осадных башен они взбираются на стены замка в разных местах и вытесняют со стен защитников. Одновременно с этим отряды, прикрытые большими щитами пытаются разбить ворота замка тараном. Как только атакующие врываются во внутренний двор, перед ними встает еще более трудная задача. Под огнем лучников из главного здания замка они пытаются ворваться в него. Затем им предстоит прорваться с боем в донжон и вести бой на узких лестницах и преодолевать этаж за этажом.

Задание 2. Подпишите, из чего состояло боевое облачение рыцаря. В чём различия между снаряжением XI и XV веков?

Боевое облачение рыцаря состояло из кольчужного или латного доспеха, закрытого или открытого шлема, поножей, пики или копья, меча и щита. Различия между снаряжением XI и XV веков — появление латного доспеха и закрытых шлемов с забралами, обеспечивающих большую защиту, а также более удобных для конного боя щитов, крепящихся на левое предплечье, и более длинных копий с защитным щитком.

Задание 3. Каких героев средневековой литературы, идеальных рыцарей, по представлению того времени, вы знаете?

Рыцарский роман как произведение средневековой литературы появился в XII веке. В этих романах авторы представляли рыцарей как идеального воина, наделенного множеством благородных качеств: верностью, честью, доблестью и т.д. Среди таких героев можно выделить таких рыцарей, как:

Роланд (французский эпос о рыцаре Карла Великого);
Ланселот — идеального рыцаря, образ которого был воплощен в романах о Короле Артуре;
два рыцаря короля Артура: сэр Галахад и Сэр Гавейн.
Пьер Баярд — французский рыцарь и полководец XVI века, прозванный «рыцарем без страха и упрёка».
Уильям Маршалл — лорд-маршалл Англии XII-XIII вв.
Дон Кихот — уже скорее пародия на рыцаря, одержимого навязчивой идеей рыцарства, из романа Мигеля де Сервантеса.

Задание 4. Какие средневековые обряды изображены на старинных миниатюрах? Что они символизируют? Что могли бы рассказать о себе герои одной из миниатюр (по вашему выбору)?

На миниатюрах 1 и 2 показаны разные версии обряда посвящения в рыцари: опоясывание мечом на первой картинке и удар короля плоской стороной меча по плечу будущего рыцаря на второй картинке. На миниатюре 3 изображена церемония вассальной присяги.

Будущие рыцари могли бы рассказать о своем пути к рыцарству: о служении пажом и оруженосцем, о длительном периоде обучения, о проявленной доблести или совершенных подвигах.

Задание 5. Напишите небольшой рассказ либо от лица мальчика-пажа о своей жизни при дворе знатного феодала, либо от лица дочери знатного феодала о рыцарском турнире.

Я — дочь знатного феодала, и сегодня мне впервые разрешили посетить турнир. С 12 лет и до сегодняшнего дня мне не разрешали не только бывать на турнирах, но и вообще выходить из замка. Так мои родители оберегали меня от «нескромных взглядов» и берегли мою честь. Теперь я готова выйти замуж и даже жениха мне выбрали, вон того закованного в блистающие латы рыцаря на огромном коне. Я так хочу, чтобы этот благородный рыцарь победил, тогда он снимет свой шлем и я хотя бы увижу, молод он или стар, красив или нет. Сегодня я сижу рядом со своим отцом и матерью на центральном месте зрительской трибуны. Все рыцари, которым сегодня уже пришлось или еще придется сразиться, проходят мимо нас и просят нашего благословения на победу в турнирном бою. Я так боюсь, вдруг мой будущий жених мне не понравится, может тогда я могла бы ослушаться папеньку и подарить свой платок другому рыцарю как знак благосклонности. С другой стороны, как их различить? Все большие, статные, в латных доспехах со щитами, на которых красуются гербы благородных семейств. Я, конечно, в совершенстве знаю, какой герб кому принадлежит, у кого сколько богатств, земель, но ведь сердцу не прикажешь. Весь турнир для меня — это нескончаемая вереница событий: представление и приветствие рыцарей, их разъезд по противоположным концам турнирного поля, стремительный разбег лошадей, оглушающее столкновение, хруст копий, гул щитов и кому-то не повезло — он выбит из седла. В чем доблесть такой победы, я пока не знаю, но дух захватывает, а сердце уползает в пятки в ожидании столкновения несущихся друг на друга рыцарей. Хотя иногда становится скучно от этих мужских забав.

Задание 6. Прочитайте поэтические строки, которые появились в XII веке. Можно ли по ним узнать сословное происхождение их автора? Как вы думаете, было ли такое поведение характерным для представителей этого сословия?

Конечно, по этим строкам можно узнать сословное происхождение автора. Тем более, что и сам автор известен. Это виконт Бертран де Борн, французский феодал, рыцарь, трубадур и поэт XII века. Бертран де Борн являлся и в своей жизни и в своём творчестве ярким представителем идеологии феодального рыцарства. В своих произведениях он воспевал войну как единственное достойное рыцаря занятие, и это стихотворение не исключение. Бертран де Борн во многом идеализировал само понятие рыцарства, поскольку на самом деле далеко не для всех рыцарей было характерно такое поведение.

Примечание: На самом деле рыцари, хотя и любили, и умели сражаться, в битве искали славы лишь в сражении с себе подобными, то есть с другими рыцарями. При этом они очень не любили проигрывать, а уж тем более умирать. В случае плохой ситуации на поле боя, они вполне могли бежать, называя это потом «благородным отступлением», а также они очень охотно сдавались в плен, зная, что рыцарь — слишком ценен, чтобы его убить, а следовательно он обязательно будет выкуплен. Поэтому на войне рыцари гибли редко. Это была тоже своего рода негласная «рыцарская традиция». Что касается самого виконта Бертрана де Борна, он тоже «прославился» тем, что отобрал у своего брата замок и воевал с ним почти всю жизнь, а также тем, что был активным участником междоусобных войн французского семейства Плантагенетов (в частности, его распри с английским королем из этого семейства Ричардом Львиное Сердце). За это он даже получил вечную «славу», оказавшись среди участников знаменитого произведения Данте Алигьери «Божественной комедии». Данте поместил Бертрана де Борна, «ссорившего короля-отца с сыном», в восьмой круг ада среди других зачинщиков раздора.