Ответы на задания к § 10. Культура стран халифата

Задание 1. Заполните таблицу «Образование в Западной Европе, Византии, Арабском халифате»

Линии сравнения Западная Европа Византия Арабский халифат
1. Цели образования Повысить уровень образованности и религиозного воспитания Развитие грамотности и наук. Следование заповедям Корана, обязывающего «стремиться к знаниям», распространение ислама.
2. Ступени образования Тривиум и квадриум Начальная школа, школа грамматиста, школа ритора, высшая школа. Начальная школа, средняя ступень, высшая ступень.
3. Виды школ Церковные соборные и монастырские школы Государственные, частные и церковные школы. Семейное обучение, частные школы, медресе.
4. Школьные предметы Тривиум – грамматика, риторика, диалектика. Квадриум – арифметика, геометрия, астрономия, музыка. Только после изучения всех этих предметов ученик имел возможность изучать богословие. Чтение, грамматика, математика, геометрия, пение, астрономия, литература, история, мифология, география, метрика, риторика, декламация, изучение религиозных и философских трудов. Коран, физическое и военное воспитание, чтение, письмо, счет, грамматика, литература, право, теология, стихосложение, риторика, логика, математика, астрономия, история, медицина, философия
5. Отношение к получению образования, образованным людям Образованный человек мог стать либо священником, либо чиновником. Образованный человек, даже простолюдин, мог сделать карьеру, стать юристом, военным, чиновником. Ученые люди ценились и почитались. Богатые люди держали их при своем дворе, финансировали их изыскания, делали дары.
6. Выводы Образование было плохим. Подавляющее большинство людей низших сословий не имели доступ к образованию. После смерти Карла Великого священники вообще добились запрета на обучение в церковных школах для простых людей. Количество грамотных людей уменьшилось. Образование было хорошим, но не массовым. Общая численность образованных не превышала 15 %. Тем не менее образование стимулировало развитие культуры, науки и искусств. Стремиться к знаниям – долг каждого мусульманина. Образование помимо передачи знаний носило воспитательный характер. Арабское образование и наука намного опережали по уровню развития европейские. Именно труды арабских ученых послужили основой для европейской науки.

Задание 2. Чем знамениты эти люди?

Аль-Бируни — предположил, что Земля вращается вокруг Солнца, написал более 100 научных трудов.
Ибн Сина (Авицена) — известный врач, в своих работах описал признаки многих болезней.
Фирдоуси — поэт, автор эпической поэмы «Шахнаме».

Задание 3. Обозначьте на контурной карте (с.27) обсерватории Арабского Востока.

Обсерватории Арабского Востока располагались в Багдаде и Дамаске.