Родился: c. 384 г. до н.э. Халкидики, Греция
Умер: ок. 322 г. до н. Э. Халкида, Греция,
греческий философ и ученый.

Греческий философ и ученый Аристотель создал научный метод, процесс, используемый для научных исследований. Его влияние послужило основой для большей части науки и философии эллинистических (древнегреческих) и римских времен и даже повлияло на науку и философию тысячи лет спустя.

Ранний период жизни Аристотеля

Аристотель родился в небольшом греческом городке Стагирос (позже Стагира) в северном греческом районе Халкидики. Его отец, Никомах, был врачом, имевшим важные социальные связи. Интерес Аристотеля к науке, несомненно, был вызван работами его отца, хотя Аристотель не проявлял особого интереса к медицине. События его ранней жизни не известны. Возможно, его отец служил при македонском дворе  в качестве врача Аминтаса II (умер около 370 г. до н . э. ), и что Аристотель провел там часть своей юности.

В возрасте семнадцати лет Аристотель отправился в Афины, Греция, и присоединился к кружку Платона (ок. 428 - ок. 348 г. до н . э. ) в  Академии, школе философов. Там он оставался двадцать лет. Хотя его уважение и восхищение Платоном всегда было велико, возникли разногласия, которые в конечном итоге привели к разрыву их отношений. После смерти Платона Аристотель уехал в Ассос в Мисии (в Малой Азии, ныне известной как Турция), где он и Ксенократ (ок. 396 - ок. 314 г. до н . э.)  присоединились к небольшому кругу платоников (последователей Платона), которые уже обосновались здесь при Ермии, правителе Атарнея. Аристотель женился на племяннице Гермии, женщине по имени Пифия, которую через некоторое время убили персы.

В 342 г. до н. э. Аристотель направился ко двору Филиппа Македонского (ок. 382 - ок. 336 до н . э. ). Там Аристотель стал наставником Александра (ок. 356 - ок. 323 г. до н . э.), который станет хозяином всей Персидской империи как Александр Македонский. Известно мало информации относительно конкретного содержания общения Александра и Аристотеля, но было бы интересно узнать, какой политический совет дал Аристотель молодому Александру. Единственное указание на такой совет можно найти во фрагменте письма, в котором философ говорит Александру, что он должен быть вождем греков, но хозяином варваров (иностранцев).

Перипатетическая школа

Аристотель вернулся в Афины около 335 г. до н. э. под защитой Антипатра (ок. 397 - ок. 319 до н . э. ), представителя Александра в Афинах, Аристотель основал собственную философскую школу - Лицей, расположенный недалеко от святыни Аполлона. Также известная как Перипатетическая школа, школа получила свое название от пешеходной дорожки с колоннами (дорожка с рядом колонн с обеих сторон). Лекции были разделены на утренние и дневные занятия. Более сложные задания давались утром, а более легкие и популярные - во второй половине дня. Сам Аристотель руководил школой до самой смерти Александра в 323 г. до н.э. , когда он покинул Афины, опасаясь за свою безопасность из-за своей тесной связи с македонцами. Он поехал в Халкиду, Греция, где умер на следующий год от кишечных проблем. Его воля, сохраненная в трудах Диогена Лаэртия (III век н. э. ), предусматривала получение наследства его дочерью Пифией и его сыном Никомахом.

Сочинения Аристотеля

Аристотель написал большое количество сочинений, но не многие из них сохранились. Его самые ранние сочинения, состоящие в основном из диалогов, были созданы под влиянием Платона и Академии. Большинство из них утеряно, хотя названия известны из писаний диогена Лаэртского и других. Среди этих важных работ: « Риторика», «Евдем» («О душе»), «О философии», «Александр», «Софист», «О справедливости, богатстве», «О молитве» и « Об образовании». Это были самые разные произведения, написанные для публики, и они касались популярных философских тем. Диалоги Платона, несомненно, послужили источником вдохновения для некоторых из них, хотя разлад между Платоном и Аристотелем в определенной степени проявляется и в этих произведениях.

Вторая группа сочинений состоит из сборников научного и исторического материала, одним из наиболее важных из которых является сохранившийся фрагмент Конституции афинян. Это составило часть большого собрания конституций, которое Аристотель и его ученики собирали и изучали с целью анализа различных политических теорий. Открытие конституции афинян в Египте в 1890 году пролил новый свет на природу афинской демократии (правительства выборных должностных лиц) времен Аристотеля. Это также выявило качественную разницу между историческими и научными трудами Аристотеля и его последующими работами.

Феофраст (ок. 372 - ок. 287 г. до н . э. ) хранил рукописи Аристотеля после смерти мастера в 322 г. до н. э. Когда умер Теофраст, работы Аристотеля были спрятаны и больше не обнаруживались до начала первого века до н. э. Затем они были доставлены в Рим и их отредактировал Андроник (I век до н.э. ). Тексты, которые сохранились до наших дней, взяты из редакции Андроника и, вероятно, не представляют собой работы, которые сам Аристотель подготовил к публикации. Со времени его смерти и до повторного открытия этих писаний Аристотель был наиболее известен благодаря работам, которые сегодня известны как утраченные писания.

Философские и научные системы

Однако сохранившихся трудов достаточно, чтобы показать достижения Аристотеля. «Темы» и «Аналитика» касаются логики (изучение рассуждений) и диалектики (метод аргументации) и раскрывают вклад Аристотеля в развитие дебатов. Его взгляд на природу изложен в « Физике и метафизике», которые отмечают наиболее серьезное различие между аристотелизмом и платонизмом: все исследования должны начинаться с того, что регистрируют чувства, и должны двигаться только от этой точки к мысли. В результате этого процесса интеллектуализации Бог, который для Платона олицетворяет красоту и добро, является для Аристотеля высшей формой бытия и полностью лишен материальности. Бог Аристотеля не создавал и не контролировал вселенную, хотя вселенная находится под влиянием этого Бога. Человек - единственное существо, способное мыслить, даже отдаленно напоминающее мысли Бога, поэтому высшая цель человека - мыслить абстрактно, как Бог, и он более человечен в той степени, в которой он достигает этой цели.

Позднее работы Аристотеля часто неправильно понимали. Научные и философские системы, изложенные в его трудах, не являются выводами, которые следует принимать в качестве окончательного ответа, а скорее экспериментальными положениями, достигнутыми путем тщательного наблюдения и анализа. Во время медленного интеллектуального климата Римской империи, которая правила большей частью Европы в течение сотен лет после смерти Аристотеля, и полностью ненаучного христианского средневековья (476–1453) взгляды Аристотеля на природу и науку были восприняты как целостная система. В результате его влияние было огромным, но не по какой-либо причине, которая бы ему понравилась.

Аристотель разделяет со своим учителем Платоном роль стимулирования человеческого мышления. Платон оказал более непосредственное влияние на развитие этого великого духовного движения в поздней античности (за годы до средневековья), а Аристотель оказал большее влияние на науку. Античность породила не более великих умов, чем Платон и Аристотель. Без них интеллектуальная история Запада была бы совершенно иной.