Стр. 75-126 Природа и мы

Страница 83-84. Д. Н. Мамин-Сибиряк. Приемыш

1. Почему Мамин-Сибиряк назвал свой рассказ «Приёмыш»? Объясни.

Мамин-Сибиряк назвал свой рассказ «Приёмыш», потому что в нем повествуется о лебеде, которого приютил у себя рыбак.

2. Почему Тарас решил приютить птицу? Какие слова помогают понять, как он относился к Приёмышу? Почему старик назвал лебедя особенной птицей?

Тарас приютил лебедя, потому что родителей птицы пристрелили охотники, а лебедь еще не умел летать и погиб бы в одиночестве. "Сиротой остался. Вот я его привез и держу".
Тарас называет его умной, ученой, гордой, царской, Божьей, особенной птицей. "Старик говорил необыкновенно любовно, как о близком человеке".  Тарас назвал лебедя особенной птицей, так как лебеди свободолюбивы и в неволе погибнут. "Его удержишь на зиму, он затоскует и схиреет. Уж птица такая особенная". 

3. Что почувствовал Тарас, когда Приёмыш улетел? Почему герой отпустил лебедя? Как он сам объяснил свой поступок?

Когда  Приемыш улетел с лебединой стаей, Тарасу было обидно: «Уж я ли, кажется, не ухаживал за ним!» Он скучал по лебедю. Но Тарас не мог удержать Приемыша, он  понимал, что лебедь в неволе не выживет, так как эта птица очень свободолюбивая. Тарас так объяснил свой поступок: "Его удержишь на зиму, он затоскует и схиреет. Уж птица такая особенная. Ну, и выпустил.". 

4. Что было правильнее:
поступить так, как это сделал Тарас;
подрезать лебедю крылья и навсегда сделать его ручным;
силой удержать в сарае до зимних холодов и оставить зимовать в избушке, а весной подпустить к какой-нибудь стае лебедей?

Правильно было поступить так, как это сделал Тарас. Лебедь - дикая птица, и должна жить на воле.

5. Приготовься пересказать историю дружбы Соболька и Приёмыша. Запиши план в «Рабочую тетрадь».

План:
1. Знакомство с лебедем
2. Совместные прогулки.
3. Совместные игры.

6. Какими мыслями и чувствами хотел поделиться Мамин-Сибиряк с читателями? Обсудите с другом.

Автор показал читателю, что нужно с добротой относиться ко всему живому, любить природу, быть милосердным к животным и птицам.  «Я тут князь князем живу. Все у меня есть... И птица всякая, и рыба, и трава. Конечно, говорить они не умеют, да я-то понимаю все. Сердце радуется посмотреть на Божью тварь».

7. Найди и прочитай в энциклопедии статью о жизни лебедей. Перечитай описание лебедя в рассказе. Сравни, что общего и различного в этих текстах.

В энциклопедии описан внешний вид лебедя, его места обитания, образ жизни. А в рассказе описан характер конкретной птицы, взаимоотношения с человеком и собакой, выражено авторское отношение.

Ответы на вопросы страницы 91. А. И. Куприн. Барбос и Жулька

1. Как ты думаешь, почему автор подробно описал нам внешний вид каждой собаки? Можно ли было ожидать, что Жулька окажется способной на такой поступок?

Автор подробно описал внешний вид каждой собаки, чтобы показать огромную разницу в размерах и характере между ними.
Жулька казалась маленькой тонконогой беззащитной собачкой, и от нее странно было бы ожидать проявлений отваги.

2. Как Куприн называет отношения, сложившиеся между двумя собаками? Согласен ли ты с ним? Подтверди своё мнение примерами из текста.

Барбос и Жулька любили друг друга. Между ними «царствовало редкое согласие и самая нежная любовь».  «Она даже и тогда сдерживала свое неудовольствие, когда Барбос, проглотив в несколько приемов свой завтрак, подходил к Жулькиной миске и засовывал свою мокрую мохнатую морду в Жулькину миску». «Они то бегали одна от другой, то устраивали засады, то с притворно сердитым рычанием делали вид, что ожесточенно грызутся между собой». «Барбос стремглав бросился к Жульке, и с тихим визгом стал лизать ее в глаза, в морду, в уши. Жулька слабо помахивала хвостом и старалась приподнять голову. В прощании собак было что-то трогательное».

3. О чём хотел сказать Куприн своим читателям? Обсудите с другом.

Куприн хотел показать, что животные, как люди. Они способны на отважные поступки, на любовь, на самопожертвование, и это не зависит от того, как ты выглядишь.

4. Какой рассказ Л. Толстого напоминает произведение А. Куприна? Сравни их. Запиши свои мысли в «Рабочую тетрадь».

Рассказ Льва Толстого «Лев и собачка» напоминает этот рассказ Куприна. Они оба повествуют о дружбе двух животных и потере друга.

Страница 95. М.М. Пришвин. Выскочка

1. Почему Пришвин назвал свой рассказ «Выскочка»? Объясни.

Рассказ Пришвина называется «Выскочка» в честь сороки. «Из семи сорок одна вышла не то чтобы совсем глупенькая, а как-то с заскоком и с пыльцой в голове».

2. Как автор описывает Вьюшку, её поведение и повадки? Как у собаки появилась такая кличка?

Лайку сначала назвали Бией в честь реки, на которой она родилась. Но скоро Бию стали называть Бьюшка, а потом и вовсе Вьюшка.  «Веселая собачка эта Вьюшка, всем нравится: ушки как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок». Получая косточку, она опускала свой хвост,  «это у нее означало тревогу и начало бдительности, необходимой для защиты, - известно, что в природе на кости есть много охотников».

3. Что произошло с Вьюшкой? Как она проявила себя в ситуации с сорокой?

Сороки отвлекали внимание Вьюшки, чтобы украсть кость. Но собака распознала, что задумали сороки. Выскочка схватила кость, но взлететь с ней не успела - Вьюшка схватила ее за хвост, и кость выпала.

4. Что ты узнал о Выскочке? Какое чувство вызвала у тебя сорока? Случайно ли писатель так назвал её?

«Из семи сорок одна вышла не то чтобы совсем глупенькая, а как-то с заскоком и с пыльцой в голове».
Сороку жалко, но в то же время понимаешь, что она ведет себя глупо.  Хотя сам сорока явно думает, что умнее остальных сорок и даже собаки. Потому и называл ее писатель Выскочкой.

5. На что рассчитывала Выскочка, приближаясь к собаке? Какой момент в рассказе самый напряжённый? Почему ты так считаешь?

Вьюшка рассчитывала, что собака выпустит кость, и сорока ее схватит и быстренько унесет. «На свой страх и риск Выскочка подскакала к самой Вьюшке в расчете, что Вьюшка, глупая, бросится на нее, выбросит кость, она же изловчится и кость унесет».
Самый напряженный момент был, когда Выскочка подошла очень близко к собаке и лишилась хвоста. «Вот только-только бы подняться сороке, как Вьюшка схватила ее за хвост и кость выпала».

6. Как рассказчик* относится к Вьюшке и Выскочке: с любовью, юмором, насмешкой, нежностью, состраданием? Объясни.

К Вьюшке рассказчик относится с любовью, он находится на стороне собаки: «Уйдешь на охоту, и будь уверен: Вьюшка не пустит врага».
К Выскочке автор относится с юмором и насмешкой: «Говорят, что в семье не без урода». «Видел ли кто-нибудь сороку без хвоста? Трудно даже вообразить, во что превращается эта блестящая пестрая и проворная воровка яиц. Ничего сорочьего не остается тогда в ней, и не за что в ней не узнаешь какую-нибудь птицу: это просто шарик пестрый с головкой».

*в учебнике ошибка, слово рассказчик написано с одной "с".

7. Почему история, которую рассказал Пришвин, закончилась таким образом? Придумай другой конец. Запиши план рассказа в «Рабочую тетрадь».

Такой концовкой автор хотел показать, что излишняя самоуверенность бывает лишней.
План:
1. Бия-Бьюшка-Вьюшка
2. Сороки украли кость
3. Второе наступление сорок
4. Выскочка потеряла хвост
5. Выскочка опозорена
Другой конец: Вьюшка была доброй собакой, и решила поделиться косточкой с сорокой. Она придерживала кость лапой, а Вьюша склевывала с нее остатки мяса. А остальные сороки сидели на ветке и завидовали.

Ответы к странице 99. Е.И. Чарушин. Кабан

1. Почему рассказ называется «Кабан»? Предложи свой вариант названия.

Рассказ называется «Кабан», потому что именно эти животные напугали рассказчика. Рассказ можно назвать «Приключение в зоосаду».

2. О каких обитателях зоосада идёт речь в рассказе? Проведи исследование и заполни таблицу в «Рабочей тетради».

Марал Серёжа, ягуар, гималайский медведь-губач, слон, волки, журавли-красавки, серый журавль и кабаны.

3. Прочитай эпизод рассказа, который вызвал улыбку.

«Вдруг — крик!
—  Сашка, Машка, Яшка, Прошка, Акулька! .... Загнал в клетку и запер.»

4. Можно ли назвать этот рассказ юмористическим? В чём особенность юмористических рассказов? Обсудите с другом.

Рассказ можно назвать юмористический, потому что рассказчик попал в смешную ситуацию, напугался ручных кабанов.

5. Составь самостоятельно научно-познавательный текст об одном из обитателей зоосада. Сравни свой текст с текстом из энциклопедии.

Слоны живут в жарких странах. Это самые крупные сухопутные животные на нашей планете. Живут слоны до шестидесяти лет. Они живут семьями, делают все вместе - кормятся, ходят на водопой, растят детенышей. Слоны питаются травой, листьями, веточками деревьев.

Ответы на вопросы к странице 109-110. В. П. Астафьев. Стрижонок Скрип

1. Как стрижонок Скрип появился на свет? Как прошли первые дни его жизни? Чему важному хотела научить стрижонка мама?

Стрижонок вылупился из яйца в темной норке, а потом уснул под крылом мамы-стрижихи. Когда он проснулся, мамы не было, но вокруг было много млышей-стрижат - его браьтев и сестер. Стрижата стали звать маму: «Скрип!» Мама вернулась и напоила первого стрижонка. Скрип обижался, когда мама заботилась и о других стрижатах, но он понял, что маму не разжалобить писком.  «...мама-стрижиха так долбанула Скрипа клювом по голове, что у него пропала всякая охота отбирать еду у других. Понял стрижонок, какая у них серьезная и строгая мама. Ее не разжалобишь писком». Мама хотела научить стрижонка, что нужно думать не только о себе, но и о своих близких.

2. Какие слова выбирает автор, чтобы рассказать о стрижихе? Согласен ли ты с тем, что она была хорошей матерью? Объясни.

Стрижих растила стрижат одна, потому что их папу убили мальчишки. «Но она была хорошая мать. С рассвета и до вечера носилась она над берегом и водой, схватывала на лету мошек, комариков, дождевые капли. Приносила их детям». Стрижиха волновалась за детей, воспитывала их.

3. Почему стрижата остались одни? Как писателю удаётся показать, что стрижи очень дружные?

Когда на стрижей напал сокол, стрижиха пыталась отвлечь его, и сокол схватил ее и унес. Но стрижи не бросили ее птенцов. Ночью к стрижатам прилетал вожак Белое брюшко и согрел их своими крыльями. Днем другие стрижи  кормили и поили сироток.
У стрижей много врагов: «страшный быстрый сокол, клюватая ворона, черная гадюка». Когда им угрожала опасность, все стрижи вылетали из своих норок и набрасывались на врага: «Дружно налетали стрижи, все как один».

4. Как стрижонок Скрип научился летать? Какие слова помогают понять его состояние?

Вожак Белое брюшко взялся обучить стрижат летать. Он вытолкнул Скрипа из норки, и стрижонку пришлось растопырить крылья и лететь. Остальные стрижи «погнали его от норки всей стаей, навстречу ветру, навстречу ослепительному солнцу». «А если я упаду?» — с ужасом подумал он. Но стрижи не давали ему упасть. Они гоняли его над водой, над берегом, над лесом». Так Скрип научился летать. «И от этого сделалось так радостно, что он взмыл высоко-высоко и крикнул оттуда солнцу, реке, всему миру: «Скрип!» — и закружился над рекой, над лесом». 

5. Почему Скрип оказался в руках ребят? Что он почувствовал в этот момент?

Скрип оказался в руках ребят, потому что не смог выкопать достаточно глубокую норку, чтобы укрыться в ней. Он очень испугался, когда дети его поймали. 

6. Как писатель относится к поступку мальчиков? Обсудите с другом.

Автор называет ребятишек хорошими, потому что они хоть и поймали, но потом выпустили Скрипа. Он прощались со стрижом, когда тот собирался лететь на юг, кричали ему «До свидания, Скрип! Прилетай в свою норку!»

7. Отчего стрижи стали беспокоиться? Почему, прощаясь с родным краем, они кричали тревожно и тоскливо? Для чего автор выбрал именно эти слова?

Стрижи стали беспокоиться, потому что приближалось время отлёта. «Они все летали, кружились, лепились на проводах и часами сидели молча, прижавшись один к одному. Эта тревога передалась и Скрипу. Он стал ждать, сам не зная чего». Стрижи кричали тревожно и тоскливо, потому что прощались с родными местами.  Автор выбрал именно эти слова, потому что тоскливо покидать родной дом, где ты родился и вырос, тревожно, как пройдет долгий перелет в теплые края.

8. Подумай, что Астафьев мог наблюдать в жизни, а что создал своим воображением, фантазией, когда сочинял историю про стрижонка Скрипа. Как писатель, используя приём олицетворения, «оживил» историю?

В жизни Астафьев мог наблюдать жизнь стрижей: как они копают норки, вместе нападают на врага, кормятся, собираются улетать на юг. Но автор придал стрижам человеческие способности, используя прием олицетворения - птицы в рассказе мыслят, как люди. 

9. Что ты можешь сказать об авторе этого произведения? Какой он человек? Как относится к природе? Где ты будешь искать информацию? Запиши в «Рабочую тетрадь».

Информацию об авторе нужно искать в его биографии. Но даже по рассказу ясно, что этот человек добрый, наблюдательный, он любит природу и многое о ней знает.

10. Раздели текст на части, озаглавь каждую из них. С помощью плана перескажи произведение от имени стрижонка Скрипа. С каких слов ты начнёшь свой рассказ? Почему?

   План:
1. Рождение Скрипа
2. Воспитание стрижат
3. Гибель стрижихи
4. Дружные стрижи
5. Первый полет
6. Мальчишки
7. Отлёт

Стр. 111-112. Проверим себя и оценим свои достижения

1. Объясни название раздела. Можно ли его озаглавить иначе? Почему? Что объединяет произведения, включённые в данный раздел?

Раздел «Природа и мы» содержит произведения, рассказывающие о взаимоотношениях животных, людей и животных. Другое название подобрать сложно, потому что это название наиболее полно отображает смысл раздела.

2. Как ты думаешь, автор какого текста: художественного или научно-познавательного — будет использовать эпитеты, сравнения и олицетворения при описании природы, животных, птиц и растений? Объясни. Приведи примеры из текстов.

Эпитеты,  сравнения и олицетворения будет использовать автор художественного текста, чтобы придать ему большей выразительности. Например, стрижонок Скрип в рассказе мыслит, как человек, и это дает читателю возможность лучше понять его.

3. Представь, что могло произойти с Приёмышем, о котором рассказал Мамин-Сибиряк, дальше. Случилось ли так, как думал Тарас, или Приёмыш, умная и сильная птица, благополучно добрался до места зимовки?

Я надеюсь, что Приёмыш был достаточно умным и сильным, чтобы добраться до места зимовки. На птиц могут напасть хищники, они могут ослабеть в дороге. Надеюсь, этого не случилось с Приёмышем.

4. Если бы тебя попросили озаглавить рассказ Куприна, какое название ты бы ему дал?

«Собачья дружба»

5. Какие произведения Чарушина ты читал раньше? Можно ли сказать, что автор с юмором относится к своим героям? Почему ты так думаешь?

Я читал рассказ "Волчишко". Человек поймал волченка и принес домой. Малыш всего боялся - и кота, и собаки, хотя они его не трогали. Ему удалось сбежать обратно в лес, когда человек не закрыл за собой дверь. Автор с юмором относится к героям своих произведений, описывает их в смешных ситуациях.

6. Вспомни рассказ Астафьева, который ты прочитал в прошлом году. Что его сближает с произведением «Стрижонок Скрип»? Что хотел сказать читателям автор, когда создавал свои произведения? Обсудите с другом.

В прошлом году читали рассказ "Капалуха". Эти рассказы сближает то, что они повествуют о взаимоотношении детей с природой. В одном мальчики не стали трогать гнездо капалухи, в другом отпустили стрижонка.

7. Составь рассказ о произведениях Пришвина.

Пришвин пишет о родной природе, о жизни животных, взаимоотношениях человека и животных. Герои его рассказов - животные, птицы и люди, часто дети. Он использует в своих рассказах прием олицетворения, чтобы ближе показать читателю жизнь братьев наших меньших. Главная мысль его произведений в том, что нужно бережно относится к природе, заботиться о ней, не обижать животных и птиц.

8. Дополни свой рассказ о творчестве Пришвина некоторыми сведениями о его жизни. Найди такой материал в энциклопедическом словаре. Запиши его в «Рабочую тетрадь».

Михаил Михайлович Пришвин родился 4 февраля 1873 г. в селе Хрущёве Орловской губернии в обедневшей купеческой семье. Учился в школе, затем в училище, поступил в политехнический институт, но не доучился. В 1906 году Пришвин стал проявлять интерес и талант к литературе. В том же году он выпустил свой первый рассказ, а в 1907 году вышла книга, где собраны все путевые заметки и очерки о природе и жизни северян. Всё творчество писателя пронизано любовью к природе и восхищением ею. Самые известные произведения Пришвина – «Кладовая солнца», «Лисичкин хлеб», а также его достоянием стали дневники, которые он вел в своих многочисленных путешествиях.  Помимо писательской деятельности некоторое время работал корреспондентом и агрономом. Жизнь писателя закончилась в 1954 году.

9. Напиши отзыв на понравившийся рассказ Пришвина. Запиши его в «Рабочую тетрадь».

                                 Отзыв на рассказ Пришвина "Берестяная трубочка"
             Мне очень понравился рассказ Пришвина "Берестяная трубочка". Автор в нескольких абзацах смог описать на первый взгляд пустячный предмет - трубочку из бересты. Она описана так, что самому тут же захотелось попасть в березовую рощу и найти там такую же трубочку, заглянуть в каждую, нет ли в ней ореха или паучка.

Поэтическая тетрадь

Стр. 115. Б. Л. Пастернак. Золотая осень

1. Поразмышляй, почему поэт воспринимает осень, как «сказочный чертог»?

Чертог - это пышное, великолепное помещение. Осенью природа поражает своей красотой, она как будто в сказочном уборе, поэтому поэт воспринимает ее как сказочный чертог.

2. Найди эпитеты и сравнения, которые использует Пастернак для создания картины осени.

Эпитеты: сказочный чертог, позолоте небывалой, золотой обруч, вишневый клей, древний уголок, под подвенечной прозрачной фатой.
Сравнения: словно в золоченых рамах;  как на выставке картин; липы обруч золотой — как венец на новобрачной.

3. Рассмотри репродукцию. Ответь на вопросы в «Рабочей тетради» и составь рассказ по картине.

На картине В. Борисова-Мусатова «Осенняя песня» мы видим осенний пейзаж. Березы в пожелтевшей листве склонились над водой. Поле и лес вдали еще зеленые. Синее небо отражается в глади реки. Картина создает настроение покоя и умиротворения, возникает ощущение тишины и спокойствия.

Стр. 117. С. А. Клычков. Весна в лесу

1. Какие картины изображает поэт? Как ему удаётся показать, что наступает весна и природа оживает?

Поэт описывает раннюю весну, когда тает снег, рано гаснут звезды, а значит день стал длиннее, просыпаются от спячки медведи. Природа оживает от зимнего сна.

2. Как ты думаешь, с каким чувством рассказывает автор о приходе весны?

Поэт радуется наступлению весны, хочет поближе разглядеть природу. 

«Как и я уйду весною
В яр дремучий до зари
Поглядеть, как никнет хвоя
...
Как гуляет перед бором
Чудный страничек в кустах...»

3. Сравни репродукцию картины и стихотворение.

Стихотворение Клычкова о весне, и картина Крымова «К весне» так же показывает наступление весны: тает снег, с крыш свисают сосульки, солнце светит ярко.

Страница 118. Д. Б. Кедрин. Бабье лето

1. Как поэту удаётся показать, что осень скоро уступит место зиме?

Поэт говорит о прощальных теплых днях, что "завтра хлынет дождик быстрый, тучей солнце заслоня",  паутинке "жить осталось два-три дня". Это значит, что осень скоро уступит место зиме.

2. Какие слова помогают понять настроение и чувства автора?

"Сжалься, осень, дай нам света, защити от зимней тьмы, пожалей нас, Бабье лето."
Поэт просит Бабье лето продлиться подольше, не уступать место зиме.

Стр 119. H. М. Рубцов. Сентябрь

1. Какое настроение у поэта? Почему в тексте так много восклицательных предложений?

Поэт восхищается сентябрем, прославляет сентябрь как «радостный краткий покой», сравнивает его с праздником на златогривых конях. Поэтому в тексте много восклицательных предложений.

2. Перечитай последние четыре строчки. Меняется ли настроение автора? Какие слова помогают это понять?

Настроение поэта меняется в последнем чеверостишие, так как приход октября приближает наступление зимы.

Страница 125-126. С. А. Есенин. Лебедушка

1. Не напоминает ли тебе стихотворение Есенина народную песню или сказку? Найди в произведении слова и выражения, близкие к тем, что используются в фольклорных произведениях.

Стихотворение очень напоминает сказку или народную песню своей манерой повествования. 
Роса жемчужная, словно зоренька, белоснежная лебёдушка, колечки изумрудные, трава шелковая, малых лебежатушек.

2. Перечитай начало стихотворения. Какую картину изображает поэт? Какие эпитеты и сравнения помогают ему описать красоту наступающего утра? Предвещало ли оно беду?

Поэт изображает утро на берегу озера. Сосны освещены красным светом восхода, на траве лежит роса. Из камышей выплыла лебедь с птенцами. Эпитеты: из-за леса темного, красна зорюшка,  ясной радугой, огоньки-лучи багровые,  сосны старые, могучие,  роса жемчужная, блестки алые. Ничто не предвещало беду.

3. Что необычного в изображении лебёдушки? Как автору удаётся показать, что она была хорошей матерью? Как поэт относится к лебёдушке? Обсудите с другом. В каких словах это передаётся?

Лебедушка заботится о своих птенцах, самоотверженно оберегает их от любой опасности. Она хорошая мать. Поэт любуется лебедушкой, выражает ей свою симпатию, жалеет ее, когда ее схватил орел:  "выплывала, словно зоренька", "а лебедка белоснежная, не спуская глаз, дозорила", "распустила крылья белые белоснежная лебедушка и ногами помертвелыми оттолкнула малых детушек". Даже при смерти мать пытается защитить своих детей, оттолкнула их к воде.

4. Приготовься к выразительному чтению стихотворения Есенина. Реши, как ты будешь читать: громко или тихо, медленно или быстро. Подумай, какие слова ты выделишь голосом, какое настроение постараешься передать.
Объясни своё мнение.

Стихотворение нужно читать тихо, медленно. В конце грустная интонация усиливается, так как лебедь ценой своей жизни спасла своих детей.

Страница 126. Проверим себя и оценим свои достижения

1. С произведениями каких поэтов ты познакомился в данном разделе? Имена каких авторов ты узнал впервые? Какое стихотворение тебе особенно запомнилось? Почему?

Б.Пастернак «Золотая осень», С. Клычков «Весна в лесу», Д.Кедрин «Бабье лето», Н.Рубцов «Сентябрь», С.Есенин «Лебедушка».
Впервые я узнал Рубцова и Кедрина. Особенно мне запомнилось стихотворение Есенина, так как сюжет у него очень грустный и вызывает много эмоций, очень жаль стало лебедушку и ее малышей.

2. Что объединяет стихотворения Пастернака, Рубцова и Кедрина? А чем они, по твоему мнению, различаются? Объясни.

Стихотворения Пастернака, Рубцова и Кедрина объединяют осенние мотивы. Отличаются они тем, что Пастернак радуется приходу осенни, а Рубцов и Кедрин вспоминают лето и хотят повременить с наступлением холодов.

3. Понравилось ли тебе произведение Клычкова? Какие стихотворения о ранней весне ты читал раньше? Какое тебе особенно запомнилось? Почему?

Стихотворение Клычкова написано о весне. Об этом времени года писали многие поэты, например Пушкин, Фет, Тютчев.
Я читал стихотворение Фета «Весенний дождь», Тютчева «Люблю грозу в начале мая».

4. Что такое описание и повествование? Подумай, какие из прочитанных стихотворений являются описаниями природы, чувств поэта, а в каком главным становится повествование о событиях из жизни героев?

Описание рисует картину природы, а повествование рассказывает о событиях.
Описанием природы являются следующие стихотворения: Рубцов «Сентябрь», Кедрин «Бабье лето», Пастернак «Золотая осень». Повествованием можно назвать стихотворение Есенина «Лебедушка».

5. Вспомни, что такое стихотворение. Что нового ты можешь добавить к своим знаниям о стихотворных произведениях?

Стихотворение — это литературное произведение, написанное рифмованной и ритмичной строкой. В стихотворениях используется много эпитетов и сравнений, чтоб картина стала более образной.