Стр. 67-74 Поэтическая тетрадь

Страница 69. В. Я. Брюсов. Опять сон

1. Какие картины ты представил, прочитав это стихотворение?

Я представил ночь, Африку, крадущегося к зебре льва, гиппопотама, лес.

2. О чём говорит поэт в строчках:
Но виденья старых басен
Возмущают слабый дух?

У поэта богатая фантазия, и ночь вызывает в ней разные страшные фантастические картины.

3. Что это за видения? Перечитай четвёртое и пятое четверостишия. Почему в этих строфах все предложения вопросительные?

В своих видениях поэт представляет опасности, которые могут его подстерегать. Ночь, темноа, и не ясно, что будет дальше, поэтому все предложения вопросительные.

4. Какие чувства испытывает рассказчик: боязни, страха, радости, опасности, грусти? Какие слова помогают это понять?

Рассказчик испытывает чувство боязни неизвестности. 
"На утесе безопасен,
Весь я - зренье, весь я - слух.
Но виденья старых басен
Возмущают слабый дух."
В конце стихотворения он испытывает страх.

5. Меняются ли чувства и настроение поэта? Прочитай два последних четверостишия. С какой интонацией ты прочитаешь короткие предложения? Где сделаешь паузы? Почему?

Сначала лирический герой чувствует себя в безопасности, но в конце стихотворения он чувствует страх. «Дали сумрачны и глухи. Хруст слышнее. Страшно...»

Страница 70. Детская

Каким настроением проникнуто стихотворение? Почему?

Стихотворение проникнуто веселым, жизнерадостным настроением. Ребятишки играют в палочку-выручалочку, им весело. «Расшумимся весело,
Бегать нам пора».

Стр. 71. С.А. Есенин. Бабушкины сказки

С каким чувством вспоминает поэт детские годы? Из каких слов это видно?

Поэт с любовью и нежностью вспоминает детские годы, как зимними вечерами они слушали бабушкины сказки.

«И сидим мы, еле дышим.
Время к полночи идет.
Притворимся, что не слышим,
Если мама спать зовет».

«Скажет бабушка несмело:
«Что ж, сидеть-то до зари?»
Ну, а нам какое дело, —
Говори да говори».

Ответы к странице 72. М.И. Цветаева. Бежит тропинка с бугорка...

1. О чём стихотворение Цветаевой?

Это стихотворение - воспоминание о детстве и о родных краях.
«Колокола звонят в тени,
Спешат удары за ударом,
И все поют о добром, старом,
О детском времени они». 

2. Какими чувствами наполнено произведение? Как бы ты его прочитал? Почему?

Стихотворение наполнено чувством ностальгии, грустью об ушедшем детстве.
«Все так же сонными лугами
Лениво движется Ока...
Все так же сонно-тяжело
Качаются на клумбах мальвы...», 
«Куда ушли, в какую даль вы?
Что между нами пролегло?»

Стр. 73. Наши царства

1. О каких царствах идёт речь? Как ты их представляешь?

О царстве взрослых и царстве детей. В царстве детей все волшебно «В них ручейки, деревья, поле, скаты И вишни прошлогодние во мху». В царстве взрослых «что ясно нам — для них совсем туманно».

2. Как меняются девочки и их жизнь, когда они попадают в волшебные царства?

Девочки с раннего утра в лесу, они представляют себя феями, лежат в траве, смотрят на белые облака, или  бегают, танцуют. 
«Мы — обе феи, добрые соседки»
Они счастливы. Но взрослые их не понимают, для них они просто девочки.  С приходом вечера феи снова становятся детьми.
«Но день прошел — и снова феи дети,
Которых ждут и шаг которых тих».

Страница 74. Проверим себя и оценим свои достижения

1. Какое название ты бы дал этой «Поэтической тетради»? Объясни.

Эту  «Поэтическую тетрадь» можно назвать «Детство».

2. Связано ли содержание стихотворения «Детская» с его ритмом? Отличаются ли по звучанию первая и последняя строфы от других строф?

Ритм стихотворения очень динамичный, как считалочка, но неравномерный и отличается в разных строках и четверостишиях.

3. Составьте с другом словарь настроений к стихотворению Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка...».

Настроение сонное, ленивое, доброе, сонно-тяжелое.

4. Расскажи, какие картины ты представляешь, читая стихотворения этого раздела. Какими чувствами проникнуты эти картины? Подтверди свои ответы текстом.

Эти стихотворения показывают картины детства, детских воспоминаний и фантазии. Они проникнуты чувством ностальгии, радости от впечатлений и грусти по давно ушедшему. 

«Куда ушли, в какую даль вы?
Что между нами пролегло?»
Цветаева Бежит тропинка с бугорка

«Скажет бабушка несмело:
«Что ж, сидеть-то до зари?»
Ну, а нам какое дело, —
Говори да говори».
Есенин Бабушкины сказки

5. В каких стихотворениях используется приём сравнения?

В стихотворениях Цветаевой «Наши царства» автор сравнивает мир детей с миром взрослых, в стихотворении Брюсова «Опять сон» та кже используется прием сравнения.

6. Обсуди с другом, какими другими произведениями можно дополнить раздел. Подумай, репродукции каких картин можно включить. Какие произведения они могут иллюстрировать?

Сурков "Вот моя деревня", Бальмонт "Детство", Гумилев "Детство", Асадов "Свидание с детством".

Картины: В.Тимофеев «Девочка с ягодами», К.Маковский «Портрет детей Стасовых», А.Бортников «Весна пришла», К.Лемох «В лето. С поздравлением», Н.Богданов-Бельский «Виртуоз», В.Серов «Мика Морозов», Н.Богданов-Бельский «У больного учителя», Ю.Кугач «В субботу», Ф.Сычков «Катание с горы», А.Корзухин «Крестьянские дети в лесу», В.Маковский «Пастушки», П.Соколов «Портрет Анны и Екатерины Васильчиковых в маскарадных костюмах», И.Прянишников «В засаде», Ю.Кротов «Мои куклы».

«Портрет Анны и Екатерины Васильчиковых в маскарадных костюмах» может иллюстрировать стихотворение Цветаевой "Наши царства", картина «Катание с горы» - стихотворение Суркова "Вот моя деревня".

7. Как меняется интонация в третьей строфе стихотворения «Бежит тропинка с бугорка...»? Почему это происходит? Как ты прочитаешь четвёртую строфу? Меняется ли интонация в произведении «Наши царства»? Когда и почему?

В третьей строфе стихотворения «Бежит тропинка с бугорка...» интонация меняется, сначала строки читались быстро "Бежит тропинка с бугорка", а затем медленно "лениво движется Ока".
В стихотворении «Наше царство» интонация меняетсяпри переходе из царства детей в царство взрослых, к последнему четверостишию.

8. Выучи одно из стихотворений наизусть. Объясни свой выбор.

Учим любое стихотворение из раздела.

9. Сравни стихотворения, которые ты прочитал в этом разделе. Одинаковые ли чувства они вызывают?

Разные. От чувства грусти (Бежит тропинка с бугорка")  до радости и беззаботного восторга ("Детская").