Стр. 37-66 Страна детства

Ответы к стр. 46. Б. С. Житков. Как я ловил человечков

1. Почему Житков дал рассказу именно такое название? Придумай своё название. Запиши его в «Рабочую тетрадь».

Житков дал рассказу именно такое название, потому что целью мальчика было поймать человечков, которые по его мнению жили в пароходике. Рассказ можно назвать «Как я сломал пароходик».

2. Перечитай начало произведения. Опиши пароходик своими словами. Какое впечатление произвело на героя увиденное? Найди строки, подтверждающие твой ответ.

Пароходик был как настоящий, только маленький. Он был с желтой трубой, на которой красовались два черных пояса, и с двумя мачтами, от которых шли к бортам веревочные лестницы. На корме находилась полированная будочка в виде домика с окошками и дверцей. У носа кормы - меднное рулевое колесо, а под кормой - руль, перед которым был блестящий винт. На носу пароходика было два якоря. Пароходик Боре так понравился, что казался настоящим. «Я такого никогда не видал... На носу два якоря. Ах, какие замечательные!» 

3. Расскажи, что придумывал мальчик, чтобы увидеть человечков. Какой момент в рассказе ты считаешь самым напряжённым? Почему?

Мальчику казалось, что пароход настоящий. Его фантазия нарисовала ему маленьких человечков, живущих в будочке. Чтобы увидеть человечков, мальчик спрятался за дверь и глядел в щёлку. Потом затаился под одеялом и пытался разглядеть человечков. Он подкладывал конфетку и хлеб, чтобы выманить их, даже хотел подложить им коврик с чернилами, чтобы они запачкали ножки и наследили.
Самы напряженный момент, когда мльчик стал разбирать пароходик. Проскальзывала мысль, а вдруг он и вправду обнаружит в нем человечков. Было понятно, что ему попадет от быбушки.

4. Какие чувства испытывал герой в этот момент? Найди в тексте подтверждение своим мыслям.

Боря с азартом ломал пароходик в предвкушении, что поймает хоть одного человечка.
«Я подковырну и приподниму палубу. И вас всех там накрою... Я ждал и держал руку наготове — схватить».

5. Что пережил герой, когда увидел пустой пароходик? Как эти чувства его характеризуют?

Мальчик и увидел, что внутри нет никаких человечков. Он пытался починить пароходик, но выходило криво. Он понял, что натворил непоправимого и бросился к бабушке, чтобы рассказать ей все. Это характеризует мальчика, как честного человека, несмотря на то, что из-за своей шалости он сломал пароходик.

6. Как ты относишься к мальчику? Что думал о своём поступке он сам?

У мальчика богатая фантазия, но из-за нее он испортил бабушкин пароходик. Мальчик думал: «Теперь все пропало!», «...чего я наделал-то!». Ему было очень жалко, что он сломал дорогую бабушке вещь.

7. Определи главную мысль произведения Житкова. Запиши её в «Рабочую тетрадь».

Нужно отделять фантазию от реальности.

Стр. 58. К. Г. Паустовский. Корзина с еловыми шишками

1. О чём думал Григ, когда сочинял музыку для девочки? Какое впечатление производила музыка на слушателей? Почему?

Григ думал о Дагни: «...писал и видел, как навстречу ему бежит девушка с зелеными сияющими глазами. Она обнимает его за шею и прижимается горячей щекой к его седой небритой щеке». «Ты как солнце, — говорит ей Григ. — Как нежный ветер и раннее утро. У тебя на сердце расцвел белый цветок и наполнил все твое существо благоуханием весны. Я видел жизнь... она удивительна и прекрасна. Я старик, но я отдал молодежи жизнь, работу, талант. Поэтому я, может быть, даже счастливее тебя, Дагни...»

Музыка произвела на слушателей огромное впечатление: «Синицы волновались... Загулявшие матросы рассаживались на ступеньках дома и слушали, всхлипывая. Прачка вытирала ладонью покрасневшее лицо и покачивала головой. Сверчок вылезал из трещины в кафельной печке и подглядывал в щелку за Григом. Падавший снег повисал в воздухе, чтобы послушать звон, лившийся ручьями из дома. А Золушка смотрела, улыбаясь, на пол. Хрустальные туфельки у ее ног вздрагивали в ответ на аккорды».

2. По какой причине Дагни уехала из дома? Где она оказалась? Как характеризует героиню её отношение к театру?

После окончания школы отец отправил Дагни погостить к своей сестре Магде, театральной портнихе. «Пускай девочка... посмотрит, как устроен свет, как живут люди, и немного повеселится...» Магда жила в комнатушке под крышей театра. «Дагни часто ходила в театр. Это было увлекательное занятие. Но после спектаклей Дагни долго не засыпала и даже плакала иногда у себя в постели». Театральные постановки очень ее впечатляли, потому что она была нежной, чуткой и ранимой девушкой. 

3. Что удивило и потрясло Дагни на концерте? Как она догадалась, что знаменитая пьеса Грига посвящена ей? Только ли потому, что было названо её имя?

«Дагни впервые слушала симфоническую музыку. Она произвела на нее странное действие. Переливы и громы оркестра вызывали у Дагни картины, похожие на сны». Дагни потрясло то, что в этой музыке она ощутила, почувствовала свою родину. «Да! Это был ее лес, ее родина! Ее горы, посни рожков, шум ее моря!»

4. Смогла ли героиня понять, что хотел сказать ей Григ? О чём она сожалела?

Дагни поняла, что хотел сказать ей Григ: «В наплыве звуков вдруг возник знакомый голос. "Ты - счастье, - говорил он. - Ты - блеск зари!» ,  «Это был ее лес, ее родина! Ее горы, песни рожков, шум ее моря!... Дагни плакала, не скрываясь, слезами благодарности». Девушка сожалела только о том, что Григ умер, и она не сможет сказать ему, как она благодарна за этот подарок.

5. Согласишься ли ты с тем, что всё произошедшее на концерте можно назвать самым напряжённым моментом рассказа? Объясни.

Да, произошедшее на концерте можно назвать самым напряженным моментом рассказа. Девушка поняла, что человек, который встретился ей 10 лет назад и проводил ее, помог донести до дома корзину с шишками, это композитор Эдвард Григ. А пьеса — обещаный подарок.

6. Придумай заглавие к каждой части рассказа. Почему Паустовский так разделил текст? Как все части рассказа связаны друг с другом?

1. Встреча Грига и Дагни
2. Григ пишет музыку для Дагни
3. Дагни в гостях у тети Магды
4. Подарок Эдварда Грига
Каждая часть посвящена определенному событию, и эти события разделены временем. Все части связывает Дагни.

7. Определи основную мысль произведения Паустовского. В чём она заключается?

Произведение Паустовского повествует об искусстве и красоте, их связи. Этой красотой и должен жить ченловек. 
«За то, что открыли для меня то прекрасное, чем должен жить человек».

8. Составь план и перескажи текст.

                  План
1. Встреча Грига и Дагни
2. Григ пишет музыку для Дагни
3. Дагни в гостях у тети Магды
4. Подарок Эдварда Грига

9. Побеседуй с другом на тему «Я люблю слушать музыку». Вам помогут вопросы из «Рабочей тетради».

- Любишь ли ты слушать музыку?
- Да, очень люблю.
- Ты слушаешь музыку один или в компании?
-  Я люблю слушать музыку и один, и в компании.
- Какую музыку ты предпочитаешь слушать?
- Мне нравится современная иностранная поп музыка. Когда я с друзьями, мы слушаем именно ее. Но дома я иногда слушаю папины пластинки или старые диски, на них тоже очень много приятной музыки разных направлений.

Ответы к странице 64. М. М. Зощенко. Елка

1. Почему был испорчен праздник? Задумывались ли дети о последствиях своих поступков? Герои делали так, потому что были: жадными, завистливыми, жестокими, не способными правильно оценить то, что они делали, добрыми, отзывчивыми, смелыми? Объясни. Приведи примеры из текста.

Лёля и Минька съели сладости с ёлки, откусили по кусочку яблока на ней, отбили руку у кулы, предназначенной для подарка гостям. Мама наказала детей, и паровозик, который предназначался Миньке, был подарен другому мальчику. Минька стукнул того мальчика игрушкой так, что тот заревел. Все, в том числе мамы детей, поссорились из-за этого и гости ушли.
Леля и Минька не задумывались о последствиях. Они были жадными, завистливыми, не способными правильно оценить то, что они делали.
Подтверждение из текства: «И тогда я, сидя на маминых руках, закричал:
                                                - Вообще все можете уходить, и тогда все игрушки нам останутся.»

2. Что ты думаешь о поведении Лёли и Миньки? Как писатель относится к героям? Обсудите с другом.

Я думаю, дети думали только о себе и не понимали, к каким последствиям это может привести, потому что они еще маленькие. Леля и Минька поступили плохо, но я думаю, потом они осознали свою вину и исправились. Писатель не может отрицательно относится к своим героям, потому что он пишет о себе в детстве. Но он показывает, какими глупыми и жадными могут быть дети, и что такими быть плохо.

3. Какие слова в рассказе ты считаешь главными? Запиши их в «Рабочую тетрадь».

Можно использовать для ответа цитату на выбор:
«Я не хочу, чтобы мои дети были жадные и злые. И я не хочу, чтобы они дрались, ссорились и выгоняли гостей. Им будет трудно жить на свете, и они умрут в одиночестве»
«И за все эти тридцать пять лет я ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня... Поэтому я такой сравнительно веселый и добродушный».

4. Составь план произведения. Перескажи текст.

                         План
1. Воспоминания о елках
2. Леля и Минька у ёлки
3. Приход гостей
4. Раздача подарков.
5. Ссора и уход гостей
6. Наказание отца

Стр. 65-66. Проверим себя и оценим свои достижения

1. Что объединяет произведения данного раздела? Можно ли его озаглавить по-другому?

Все произведения из этого раздела о детях. Подойдет заголовок «Мир детства».

2. Знаешь ли ты о детстве твоих родителей или других близких? Расспроси взрослых, вопросы запиши в «Рабочую тетрадь».

Можно задать вопросы:
1) Где вы жили?
2) Как праздновали Новый год?
3) Какие у вас были любимые книги?
4) Как вы проводили лето и каникулы?
5) Какие развлечения у вас были зимой?

3. Какие эпизоды своего детства вспоминает Житков? Как ты думаешь, эти воспоминания написаны так, что вызывают грусть о прошедшем детстве, улыбку или, может быть, бесстрастно с наибольшей точностью передают все события?

Жидков вспоминает, как гостил у бабушки и сломал пароходик. Воспоминания написаны так, что вызывают легкую грусть, но в то же время улыбку, потому что воспоминания о своем детстве всегда приятны.

4. Составьте с другом список произведений для выставки книг на тему «Страна детства».

В. Голявкин «Рассказы», В.Драгунский «Денискины рассказы», М.Зощенко «Леля и Минька», В. Астафьев «Конь с розовой гривой»..

5. Представь, что могло произойти, если бы мальчик из рассказа Житкова нашёл человечков. Какая история получилась бы: реальная, фантастическая, юмористическая?

Если бы мальчик нашел человечков, получилась бы фантастическая история.

6. Какие рассказы Житкова ты знаешь? Что их объединяет? Согласен ли ты с тем, что автор рассказал своим читателям истории, которые произвели на него особое впечатление? Почему ты так считаешь?

Я знаю рассказы Житкова «Про обезьянку», «Пудя», «Как я ловил человечков». В них автор рассказал об интересных и поучительных случаях из детства.

7. Какое впечатление произвело на тебя произведение Паустовского? Поделись своими мыслями с друзьями. Согласны ли они с тобой?

Мне очень понравился рассказ Паустовского. Очень эмоционально было описано, как Дагни слушала симфонический концерт и поняла, что музыка и есть подарок ей от Грига. 

8. Найди в рассказе «Корзина с еловыми шишками» описание осени, зимы, белых ночей. Использует ли писатель приёмы сравнения и олицетворения? Приведи примеры.

«Стояла осень. Если бы можно было собрать все золото и медь, какие есть на земле, выковать из них тысячи тоненьких листьев, то они составили бы ничтожную часть того осеннего наряда, что лежал в горах. К тому же кованые листья показались бы грубыми в сравнении с настоящими, особенно с листьями осины. Всем известно, что осиновые листья дрожат даже от птичьего свиста».
«Началась зима. Туман закутал город под горло. Заржавленные пароходы приходили из разных стран и дремали у деревянных пристаней, тихонько посапывая паром. Вскоре пошёл снег. Григ видел из своего окна, как он косо летел, цепляясь за верхушки деревьев.»
«Был тёплый июнь. Стояли белые ночи.»

9. Вспомни, какие произведения Зощенко ты читал раньше. Составь рассказ о творчестве писателя, используй опорные вопросы:
О чём эти произведения? Кто их главные герои? Каким было их детство?
От чьего имени ведётся рассказ? Чьи воспоминания описаны в произведениях Зощенко? Почему ты так решил?
Что ты можешь сказать о каждом из главных героев, их характерах и тех поступках, которые они совершают?
Какие уроки извлёк рассказчик из событий своего детства? Почему он так надолго запомнил всё с ним произошедшее?
Можем ли мы сказать, что рассказы Зощенко весёлые, юмористические?

                              Рассказ о творчестве Зощенко
              Прочитанные мной произведения Зощенко о его детстве. Главные герои -  мальчик по имени Минька и его сестренка Леля. Их детство довольно счастливое, но не без огорчений.   Рассказ ведется от имени Миньки, это сам Михаил Зощенко, только в детстве. В произведении описаны воспоминания автора. Минька - озорной маленький мальчик, не уступает в озорстве и его старшая сестра. Но рассказчик способен извлечь уроки из происходящего с ним и исправить свое поведение. Рассказы Зощенко добрые, веселые и юмористические.

10. Если бы тебя попросили объединить всепроизведения Зощенко, которые ты читал, в одну книгу, какое название ты бы ей дал?

Книгу можно было бы назвать «Минька и Леля» или «Детство Миньки».

11. Какое произведение ты бы ещё включил в раздел «Страна детства»? Объясни свой выбор.

В этот раздел можно включить любой рассказ из книги "Денискины рассказы" Драгунского, потому что они все о детях. Еще мне очень нравится рассказ Житвоа "Про обезьянку", его бы я тоже включил в раздел «Страна детства»