Стр. 3-36 Делу время - потехе час

Ответы на вопросы к стр. 16. Е. Л. Шварц. Сказка о потерянном времени

1. Почему произведение названо сказкой? Что могло быть на самом деле, а что появилось благодаря фантазии автора?

Превращение детей в стариков и обратно не могло произойти на самом деле, это волшебство, а значит произведение можно назвать сказкой. На самом деле вполне могли жить где-то такие ленивые и непунктуальные дети, которые не ценят время. Благодаря фантазии автора появились волшебники, которые отобрали  у детей их время, превратив ребят в стариков, а сами стали молодыми.

2. Одинаково ли было поведение детей? Почему они смогли победить волшебников?

Поведение детей было разным. Большинство смирились с происходящим. Один Петя Зубов искал причину происходящего и обдумывал, как вернуть себе молодость. Он нашел всех заколдованных ребят и сплотил их в борьбе со злыми волшебниками.

3. Как ты относишься к ребятам?

Ребята хоть и не умели ценить время, они не сделали никому зла и вместе сумели победить волшебников, поэтому я отношусь к ним с симпатией.

4. Как к героям относится автор? Обсудите с другом.

Автор относится к героям, как к ленивыми и безответственными детям, он не одобряет их поступки. Это показывают слова «колбасник», «Лентяи, до 77 и сосчитать не сумеют, сразу собьются», «Не придут они к 12 часам ночи. Хоть на минуту, да опоздают». 

5. Какой момент в сказке самый напряжённый? Прочитайте с друзьями по ролям эту часть текста.

Самым напряженным моментом в сказке я считаю тот, когда ребята переводили часы. Это должно было решить их дальнейшую судьбу.

6. Что подразумевал Шварц под потерянным временем? Как ты понимаешь название сказки? Запиши свои мысли в «Рабочую тетрадь».

Время в жизни нужно распределять правильно, чтобы все успеть. Нельзя тратить свое время понапрасну, занимаясь пустяками, которые никак не обогащают нашу жизнь. Чем больше упускаешь времени, тем больше упускаешь возможность чему-то научиться и достичь каких-либо высот.

Страница 23. В. Ю. Драгунский. Главные реки

1. От чьего имени ведётся рассказ?

От имени Дениса Кораблева.

2. К каким уловкам прибегает Дениска для того, чтобы исправить положение? Помогают ли герою подсказки друзей? Объясни.

==

3. Высмеивается ли в рассказе поведение мальчика? Обсудите с другом.

Поведение мальчика высмеивается в рассказе. Денис все время переспрашивал учительницу «что?». Одноклассники пытались подсказать ему материал, но он  неправильно понимал подсказки. Стихотворение Некрасова Денис назвал «Мужичонка с ноготком», а главную реку Америки  «Миси-писи» вместо Миссисипи.

4. Какой урок извлёк Дениска из всего произошедшего?

Денис извлек урок, что домашнее задание нужно делать вовремя.  «Хотя мне идет девятый год, я только вчера догадался, что уроки надо учить. Любишь, не любишь, хочешь, не хочешь, лень тебе или не лень, а учить надо. Это закон. А то можно в такую историю вляпаться, что своих не узнаешь». 

5. Перескажи текст от лица одного из героев.

                         Пересказ от лица Дениса Кораблева
    У меня было много дел и я не успел выучить уроки. Разными уловками я пытался сделать так, чтобы учитель меня не спросил, н ничего из этого не вышло, пришлось идти к доске. Нужно было прочитать наизусть стихи, но я их не выучил. Одноклассники шептали подсказки, но поскольку я даже не пытался учить дома этот стих, нечего было и вспоминать. Раиса Ивановна решила попросила меня назвать самую большую реку Америки, и я опять сказал глупость. Не хочу, чтобы такая история повторилась, поэтому буду учить уроки всегда вовремя.

Страница 28. Что любит Мишка

1. Можно ли назвать рассказ Драгунского смешным? Почему?

Это рассказ смешной, очень любопытно читать, что любит этот мальчик Миша. Он перечисляет такие простые жизненные предметы, и только в конце вспоминает, что есть еще любовь к людям и животным, а не только к еде.

2. Почему учитель пения не похвалил Мишку? Отчего мальчик покраснел?

Учитель пения Борис Сергеевич не похвалил Мишку, потому что любовь в первую очередь подразумевает любовь к людям и братьям нашим меньшим.

3. Как характеризуют ребят их ответы учителю?

У Дениса богатый духовный мир, он перечисляет важные вещи, которые любит. А Миша, как маленький, вместо этого с упоением говорит о любимой еде. 

4. Найди в библиотеке книги Драгунского. Составь их список, запиши его в «Рабочую тетрадь».

Книги В. Драгунского: «Денискины Рассказы», «Двадцать лет под кроватью», «На Садовой большое движение», «Он живой и светится»,  «Девочка на шаре», «Заколдованная буква», «Друг детства», «Похититель собак», «Волшебная сила искусства», «Красный шарик в синем небе», «Разноцветные рассказы», «Приключение».

5. Обсудите с другом, что вы любите больше всего. Совпадают ли ваши интересы?

Я люблю, когда меня мама встречает из школы, когда папа приходит с работы и мы проводим время всей семьей, люблю свою собаку. Я люблю играть с друзьями на улице. Из школьных предметов я люблю математику и физкультуру.

Ответы на вопросы страницы 34. В. В. Голявкин. Никакой я горчицы не ел

1. Почему автор назвал свой рассказ «Никакой я горчицы не ел»? Что он хотел сказать своим читателям?

«Никакой я горчицы не ел» - так сказал мальчик из рассказа. Его разоблачила кондуктор трамвая: «Видно, что в школу ты не пошел. Из школы ребята веселые едут. А ты как будто горчицей объелся».
==

2. От чьего имени ведётся рассказ? Как ты думаешь, почему используется такой приём?

Рассказ ведется от лица мальчика, который прогулял школу.

3. Почему герой попадает в нелепые ситуации?

Мальчик попадает в нелепые ситуации от безделья. 

4. Как характеризуют мальчика его поступки? Что о нём думают окружающие? Как к герою относится автор? Что ты думаешь о мальчике? Можно ли использовать, рассказывая о нём, такие опорные слова: смелый, ленивый, разговорчивый, глупый, грустный, скучающий, весёлый, сердитый, равнодушный? Подтверди свою точку зрения примерами из текста.

Мальчик показан ленивым, глупым, скучающим прогульщиком. «Неохота как-то в школу. Любому ведь надоест».
Мнение окружающих:
Шофер:  «Помочь хочешь? Ну, давай чинить вместе».
               — «Да я... не умею...».
Парень:  «Тебе нечего делать? Видишь, вон дом кривой? Пойди подтолкни его, чтоб он ровный был». И смеются оба. «Я что-то ответить хотел. По дороге придумал, вернулся к ним. Не смешно, — говорю, а вы смеетесь». «Эх, чем бы заняться? Ходить по улицам скучно. На леса строительные залезть?!»
Устав ходить пешком, мальчик проехал несколько кругов на трамвае, выглядывая в окно вагона: «Все спешат куда-то то, торопятся. Куда это все спешат? Непонятно». Кондуктор угадала, что он прогуливает школу.
Экскаваторщик: «В ковш хочешь попасть?» — «Я в кабину хочу. Покатайте меня» — «Это машина рабочая». — «Я тоже хочу на нем работать» — «Учиться надо».
Автор рассказывает, как мальчик совершил плохой поступок. Автор осуждает школьника. Но в конце мальчик понимает, что сам виновать в своих неприятностях, потому что не хочет учиться. 

5. Прочитайте с друзьями рассказ по ролям.

Читаем по ролям.

Страница 35-36. Проверим себя и оценим свои достижения

1. Как ты думаешь, можно ли дать разделу другое название?

Из перечисленных разделу подходит название «Откладывай безделье, да не откладывай дела».

2. Почему произведения Шварца, Драгунского и Голявкина объединены в один раздел?

Произведения Шварца, Драгунского и Голявкина объединены в один раздел, так как все они о школьниках, которые не умеют ценить время и теряют его понапрасну.

3. Перечитай конец сказки Шварца. Согласен ли ты с автором? Объясни свою позицию.

 «Человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет».
Я согласен с автором. Если человек не хочет развиваться, учиться чему-то новому, он деградирует - начинает ухудшаться память, сужается кругозор, а это все признаки старения.

4. Прочитай вопросы. Они помогут тебе составить рассказ о творчестве Драгунского. Подтверди свои мысли примерами из текстов.
Какие рассказы писателя ты читал? Какой из них тебе запомнился особенно? Почему?

Я читал сборник рассказов Драгунского, который называется «Денискины рассказы». В него входят такие рассказы как «Заколдованная буква», «Запах неба и махорочки», «Дымка и Антон», «Дядя Павел и истопник», «Здоровая мысль», «Зеленчатые леопарды», «Как я гостил у дяди Миши», «Кот в сапогах», «Красный шарик в синем небе», «Друг детства», «Девочка на шаре», «Двадцать лет под кроватью», «Гусиное горло», «Главные реки», «Где это видано, где это слыхано...», «Белые амадины», «Арбузный переулок», «Англичанин Павля».
Мне больше всего запомнились рассказы «Он живой и светится»,  «Заколдованная буква»,  «Девочка на шаре»

Можно ли назвать произведения Драгунского юмористическими? Объясни почему.

Рассказы Драгунского можно назвать юмористическими, потому что они про детей и веселые случаи из их жизни. 

Что хотел сказать автор читателям?

Отец главного героя в этих рассказах — это сам Виктор Драгунский, а Дениска — это его сын, с которым в детстве случались разные смешные истории. Драгунский стал эти истории записывать, и получились «Денискины рассказы». Автор хотел рассказать читателю поучительные и правдивые истории из жизни детей.

Кто является главными героями рассказов?

Главные герои рассказов Драгунского  - дети: Денис Кораблев и его друг Мишка Слонов. 

Что объединяет произведения писателя?

Произведения Драгунского повествуют об отношениях между людьми, нравственных ценностях, доброте, честности и порядочности.

Что ты можешь сказать о Дениске? Какой он? Как поступки героя помогают понять его характер? Почему мальчик так поступает?
Как Дениска оценивает свои и Мишкины поступки? А как к героям относится автор?
Чем, по твоему мнению, Дениска отличается от Мишки? Почему именно от имени Дениски, а не от имени его друга ведётся рассказ в произведениях Драгунского?

==

6. Можно ли назвать рассказ Голявкина смешным, весёлым? Объясни своё мнение.

Рассказ Голявкина нельзя назвать веселым. Скорее, это поучительный рассказ. Мальчик прогуливает школу, попадает в совершенно невеселые ситуации.

8. Почему некоторые произведения мы называем рассказом? Можно ли дать следующее объяснение?

Рассказ — это художественное повествовательное произведение небольшого размера. Рассказ обычно посвящен описанию эпизода из жизни его главного героя.

9. Вспомни, чем рассказ отличается от сказки. Как бы ты дополнил определение рассказа? Запиши его в «Рабочую тетрадь».

В рассказе повествуется о событиях, которые могли бы произойти в жизни на самом деле. В сказке, напротив, события нереальные, волшебные, могут использоваться волшебные предметы и действуют фантастические герои.
Рассказ — это художественное повествовательное произведение небольшого размера, в котором выражена авторская позиция по отношению к героям.

10. Придумай свой рассказ, который можно было бы включить в раздел «Делу время — потехе час». Запиши его в «Рабочую тетрадь».

                                           «Делу время — потехе час»
         Петя сидел у окна и водил пальцем по стеклу. Мама зашла в комнату и сказала, что пора идти на занятие в секцию по самбо.  Но Пете совсем не хотелось заниматься, и он пошел совершенно в другую сторону. Он бродил по улицам, пока окончательно не заблудился. Петя сел на газон и заплакал. Как он расскажет маме, что прогулял занятие? Но маме все же пришлось позвонить и сказать, что он заблудился. Мама посмотрела по карте, где находится сын, и забрала его домой. Было уже поздно. На улице смеркалось. Нужно еще было сделать все уроки, потому что завтра в школу. Трудный вечер предстоял Пете, а все потому, что делу-время, потехе - час.