Страница 27. ГДЗ к теме "ТРЕХЗНАЧНЫЕ ЧИСЛА"

Задание 82. Сколько однозначных чисел ты знаешь? 10, включая число 0.
Сколько двузначных? 90 чисел, с 10 до 99
Назови наименьшее однозначное число; 0
наименьшее двузначное число; 10
самое большое двузначное число. 99

Задание 83. По какому признаку можно разбить числа 7, 38, 50, 6, 4, 78, 87, 92, 3, 0 на две группы?

С разрядом десятков и без них. То есть однозначные и двухзначные.

Задание 84. Какое число «лишнее»? 83, 54, 49, 100, 32, 23, 94
• Знаешь ли ты, как оно называется?

Лишнее 100, так как оно трехзначное.

Задание 85. Рассмотри рисунок.

1) Сколько единиц в 1 десятке? 10 единиц
2) Сколько десятков в 1 сотне? 10 десятков
3) Сколько единиц в 1 сотне? 100 единиц
 В трёхзначном числе три разряда: единицы, десятки, сотни.

Страница 28

Задание 86. Набери на калькуляторе одну сотню.
Прибавь к этому числу одну сотню, ещё одну сотню, ещё одну сотню.
• Наблюдай, что происходит на экране.
• Сравни свой ответ с ответом Миши.

Изменяется только цифра, которая записана в разряде сотен.

Набери опять на калькуляторе одну сотню и прибавляй к этому числу по одному десятку. Наблюдай, что происходит на экране.
Сравни свой ответ с ответом Маши.

Изменяется только цифра, которая записана в разряде десятков.

• Проверь, какая цифра будет изменяться в записи числа 100, если его увеличить:
1) на 1;
2) на 2;
3) на 5;
4) на 6;
5) на 9.

Будут увеличиваться цифры в разряде единиц, как только разряд переполнится, то начнет увеличиваться разряд десятков, затем сотен.

Задание 87. Знаешь ли ты названия сотен?
Запиши цифрами каждое число.

1 сотня - сто 100
2 сотни - двести 200
3 сотни - триста 300
4 сотни - четыреста 400
5 сотен - пятьсот 500
6 сотен - шестьсот 600
7 сотен - семьсот 700
8 сотен - восемьсот 800
9 сотен - девятьсот 900

Ответы к странице 29

Задание 88.  Чем похожи и чем отличаются друг от друга числа каждой пары?
1)
1 и 101
2 и 102
2)
10 и 110
11 и 111
3)
32 и 132
54 и 154

1) Похожи количеством единиц, отличаются количеством десятков и сотен.
2 и 3) Похожи количеством единиц и десятков, отличаются количеством сотен.

Задание 89. Запиши все трёхзначные числа, у которых в разряде единиц цифра 8, а в разряде сотен цифра 1.
• Сколько чисел у тебя получилось? Чем они отличаются друг от друга?
• Сколько можно записать различных трёхзначных чисел, у которых в разряде единиц цифра 6, а в разряде сотен цифра 2?
• Запиши эти числа и прочитай их.  

108,118, 128,138,148,158,168,178,188,198

- 10 чисел, отличаются количеством десятков.
- столько же
- 602,612,622,632 ,642,652,662,67 2,682,692

Задание 90. Сколько трёхзначных чисел можно записать, используя:
1) цифру 2;
2) цифру 5?

Если только цифре 2, то 1 вариант, как и для 5 (222 или 555).

Если с рассматривать случаи с вариацией  2 или 5 по отдельности, где возможны и другие цифры, то получается, что в трехзначном числе от 100 до 999 - 900 вариантов. При этом если число будет в обязательном порядке использовать одну из цифр (будь то 2 или 5), в разряде сотен, то это сократит количество вариантов до 100, далее если в разряде десятков, то до 890, если в разряде единиц, то до 899. То есть из общего количества вариантов надо вычесть 100+10+1=111. Получается 789 вариантов. Однако здесь еще не рассмотрены варианты с 2 цифрами в одном числе, в разряде сотен и десятков и в разряде десятков и единиц и когда все 2 или 5 в числе. Это еще минус 3 варианта. Итого, если в числе может быть 2 или 5, а остальные возможно и другие цифры, то таких вариантов будет 789-3=786.

Запиши шесть различных трёхзначных чисел, используя цифры 5 и 2.

222
225
252
522
525
552

Задание 91. Запиши цифрами числа и прочитай их.

1)
3 сот. 2 дес. 1 ед.  - 321
4 сот. 5 дес. 2 ед. - 452
2)
5 сот. 6 дес. 8 ед.  - 568
7 сот. 3 дес. 4 ед. - 734

Задание 92. Набери на калькуляторе число пятьсот двадцать три.
 • Увеличь это число:

1) на 1;  будет 524, изменится разряд единиц
2) на 2;  будет 525, изменится разряд единиц
3) на 3;  будет 526, изменится разряд единиц
4) на 5;  будет 528, изменится разряд единиц
5) на 6.  будет 529, изменится разряд единиц

• Наблюдай, какая цифра изменяется в записи числа 523.

Страница 30

Задание 93. На сколько можно уменьшить число 638, чтобы в его записи изменилась только цифра в разряде единиц?

от 1 до 8

Запиши равенства.
• На сколько можно уменьшить каждое из чисел: 708, 138, 498, 578, — чтобы в его записи изменилась только цифра в разряде единиц?

для 708 от 1 до 8
для 138 от 1 до 8
для 498 от 1 до 8
для 578 от 1 до 8

Задание 94. Найди правило, по которому записан ряд чисел, и запиши в нём ещё 4 числа.

199, 299, 399, 499, 599, 699, 799, 899

• Увеличь каждое число на 1 и запиши верные равенства.

199+1=200
299+1=300
399+1=400
499+1=500
599+1=600
699+1=700
799+1=800
899+1=900

Задание 95. Запиши цифрами трёхзначные числа.

1)
9 сот. 2 ед. - 902
5 сот. 4 ед.- 504
6 сот. 7 ед.- 607
8 сот. 5 ед. - 805

2)
3 сот. 4 дес. 2 ед. - 342
4 сот. 1 дес. 7 ед. - 417
9 сот. 5 дес. 4 ед. - 954
7 сот. 6 дес. 8 ед. - 768

Задание 96. Запиши числа 54, 78, 92 в виде суммы разрядных слагаемых.

54=50+4
78=70+8
92=90+2

• Догадайся, как записать числа 154, 278, 392 в виде суммы разрядных слагаемых.

154=100+50+4
278=200+70+8
392=300+90+2

Задание 97. Запиши цифрами трёхзначные числа. 

1) шестьсот двадцать (625)
2) шестьсот два (602)
3) семьсот пятнадцать (715)
4) семьсот пять (705)

Страница 31

Задание 98. Прочитай условие задачи. Рыбак поймал 8 карасей, окуней на 6 больше, чем карасей. Щук на 5 меньше, чем окуней.
• Выбери схему, которая соответствует условию.

Схема 2

1) На сколько меньше рыбак поймал карасей, чем окуней?
2) Сколько карасей поймал рыбак?
3) Сколько окуней поймал рыбак?
4) Сколько щук поймал рыбак?
5) На сколько больше рыбак поймал окуней, чем щук?
6) Сколько карасей и окуней поймал рыбак?
7) Сколько всего рыб поймал рыбак?
8) На сколько больше рыбак поймал щук, чем карасей?

• Выбери вопросы, на которые ты можешь ответить, не выполняя арифметических действий.

Вопрос №2

• На какие вопросы ты можешь ответить, выполнив только одно арифметическое действие?

Вопросы № 3, 4.

Страница 32

99. На сколько можно увеличить число 608, чтобы в его записи изменилась цифра только в разряде десятков?

Можно увеличить на 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90

Запиши полученные равенства.

608 + 10 = 618
608 + 30 = 638
608 + 40 = 648
608 + 50 = 658
608 + 60 = 668
608 + 70 = 678
608 + 80 = 688
608 + 90 = 698

 • Сравни свои равенства с теми, которые записали Миша и Маша.

608 + 10 = 618
608 + 90 = 698
608 + 60 = 668

608 + 30 = 638
608 + 40 = 648

Задание 100. На сколько можно уменьшить число 529, чтобы в его записи изменилась цифра только в разряде единиц?

от 1 до 9

Запиши ответ равенствами.

529-1=528
529-2=527
529-3=526
529-4=525
529-5=524
529-6=523
529-7=522
529-8=521
529-9=520

Задание 101. Прочитай числа 542, 813, 208, 375, 481, 299. Какое число «лишнее»? Почему?

Лишнее 208, так как в разряде нет целых чисел, то есть там 0.

Задание 102. Запиши цифрами 4 и 7 различные трёхзначные числа. Сколько всего таких чисел можно записать?

444
447
474
477
744
747
774
777

Если использовать 4 и 7 (2 цифры в одном числе) в трехзначном числе, то получается 6 чисел. Если использовать можно 4 и 7 без второй цифры, то будет 8 чисел.

• Сравни свой ответ с ответами ребят.

Миша записал 8 различных трёхзначных чисел.
Маша — 6 чисел. Сколько чисел записано у тебя?

Страница 33

Задание 103. Вставь пропущенные числа так, чтобы получились верные равенства.

1)
100+ 70 + 5 = 175
200 + 90 + 3 = 293
2)
600 + 20 = 620
400 + 90 = 490

Задание 104. > или < ?

1) 829 > 827
2) 247 < 257

• Если возникнут трудности, прочитай рассуждения Миши и Маши. При сравнении двузначных чисел мы сначала сравнивали число десятков в одном и другом числе. Попробуем при сравнении трёхзначных чисел сравнить сначала количество сотен.
Но в числах 829 и 827 одинаковое количество сотен.
Тогда сравним количество десятков в разряде десятков. В одном и другом числе в разряде десятков опять одна и та же цифра 2. Она обозначает 2 десятка.

В этом случае нужно сравнить количество единиц в разряде единиц: 9 > 7. Значит, 829 > 827.

Задание 105. > или < ?

1)
35 < 38
98 > 89

2)
234 < 443
305 < 315

3)
894 < 984
432 > 324   

Страница 34

Задание 106. Прочитай задачу. Курица легче зайца на 4 кг, а заяц легче собаки на 8 кг.
На сколько собака тяжелее курицы? На сколько курица легче собаки?

Маша решила эту задачу так: 8 + 4 = 12 (кг)
А Миша — так: 8-4 = 4 (кг)

• Кто прав: Маша или Миша? Права Маша
• Нарисуй схему и проверь свой ответ.

Решение:


8+4=12 (кг) - разница массы между собакой и курицей.
Ответ: собака тяжелее курицы или курица легче собаки на 12 кг.

Задание 107. Запиши все трёхзначные числа, у которых в разряде сотен стоит цифра 3, а в разряде десятков цифра 5. Сколько трёхзначных чисел у тебя получилось?

350
351
352
353
354
355
356
357
358
359

10 чисел

Задание 108. Назови «лишнее» число.

1) 222, 555, 666, 785, 333, 444 лишнее (785)
2) 708, 903, 104, 230, 609, 401 лишнее (230)
3) 375, 357, 367, 735, 753, 537 лишнее (367)

Задание 109. Найди значения выражений.

1)
73 + 19 = 92
28 + 63 = 91
57 + 28 = 85

2)
73 - 19 = 54
82 - 63 = 19
75 - 28 = 47

3)
81 - 57  = 24
63 + 18  = 81
72 - 36  = 36

• Увеличь каждый результат первого столбца на 100, второго — на 200, третьего — на 300. Запиши полученные числа.

1)
100+ 92=192
100+ 91=191
100+ 85=185

2)
200+54=254
200+19=219
200+47=247

3)
300+24=324
300+81=381
300+36=336

Ответы к странице 35

Задание 110. За лето первоклассники собрали 8 кг лекарственных трав, второклассники — на 4 кг больше первоклассников, а третьеклассники — на 3 кг меньше второклассников. Сколько килограммов лекарственных трав собрали все три класса?
Обозначь 8 кг отрезком АК и нарисуй схему, которая соответствует задаче.
Объясни как рассуждал Миша, если он записал решение задачи так:
1) 8 + 4 = 12 (кг) - собрал 2 класс
2) 4 - 3 = 1 (кг) - на столько меньше собрал 3 класс, чем 2.
3) 8 + 1 = 9 (кг) - собрал 3 класс
4) 8 + 12 = 20 (кг) - собрал 1 и 2 класс
5) 20 + 9 = 29 (кг) - собрали все классы.
• Какое решение задачи записано у тебя?

Решение:

1) 8 + 4 = 12 (кг) - собрал 2 класс.
2) 12 - 3 = 9 (кг) - собрал 3 класс.
3) 8 + 12 = 20 (кг) - собрал 1 и 2 класс
4) 20 + 9 = 29 (кг) - собрали все классы.
Ответ: 29 кг трав собрали все классы.

Задание 111. Вычисли значения сумм.

1)
28 + 46 = 74
54 +27 = 81
2)
64 + 19 = 83
45 + 38 = 83
3)
37 + 29 = 66
69 + 27 = 96

• Выбери выражения, значения которых можешь найти с помощью полученных равенств.

83-19=64
96-27=69
74-46=28
81-54=27
66-37=29
66-29=37

Страница 36

Задание 112. Какое число «лишнее»?

1) 470, 720, 330, 400, 510, 640 лишнее 400
2) 584, 485, 548, 845, 483, 854 лишнее 483
3) 942, 738, 629, 407, 399, 167 лишнее 407
4) 146, 287, 321, 555, 679, 483 лишнее 555

Задание 113. Найди правило по которому записан ряд чисел

1) 123, 125, 127, 129, 131 ... 133, 135, 137, 139
2) 812, 822, 832, 842, 852 ... 862, 872, 882, 892
3) 415, 412, 414, 411, 413 ... 410, 412, 409, 411

Запиши в каждом ряду ещё 4 числа по тому же правилу.

Задание 114. Прочитай задачу. В микрорайоне построили три новые школы. В первой школе 624 ученика, во второй 933, а в третьей 525. Сколько учащихся в трёх школах?
• Выбери схему, которая соответствует задаче.

Выбираем схему 1.

Запиши решение задачи выражением.

624 + 933 + 525 = 2082 (уч.)
Ответ: 2082 ученика учится в 3 школах.

Страница 37

Задание 115. По какому признаку можно разбить числа 581, 685, 584, 681, 589, 686, 582, 682 на две группы?
Группа где 5 сотен и 6 сотен в числе.

581 681
582 682
584 685
589 686

Дополни каждую группу ещё тремя числами.

583 683
585 687
586 688

Задание 116. Вставь пропущенные числа так, чтобы равенства были верными.

1)
57 + 20 + 5 = 82
57 + 20 + 8 = 85
57 + 20 + 4 = 81
57 + 20 + 7 = 84
2)
61 - 20 - 3 = 38
61 - 20 - 4 = 37
61 - 20 - 2 = 39
61 - 20 - 5 = 36

• Увеличь каждый результат на 8 сотен. Запиши и прочитай полученные числа.

1)
800 + 82=882
800 + 85=885
800 + 81=881
800 + 84=884
2)
800 + 38=838
800 + 37=837
800 + 39=839
800 + 36=836

Задание 117. Прочитай задачу. В первом пакете 40 семян. После того как из него взяли 25 семян, в нём осталось на 5 семян меньше, чем во втором пакете. Сколько семян во втором пакете?
• Выбери выражение, которое является решением задачи: Выбираем второй вариант.

1) 40 - 25 - 5;
2) 40 - 25 + 5.

• Объясни, что обозначает на схеме каждый отрезок.

АМ - в первом пакете семян
ОМ - сколько взяли семян
АО - сколько осталось семян в 1 пакете
ЕК - сколько семян во 2 пакете
ОК - на сколько меньше семян стало в 1 пакете, чем во 2, после того как взяли из 1 пакета 25 семян.

Страница 38

Задание 118. Прочитай задачу и запиши её решение. Отцу 32 года, а сыну 5 лет. На сколько лет сын младше отца?

32 - 5 = 27 (л.)
Ответ: на 27 лет сын младше отца.

Задание 119. Верно ли утверждение, что значения выражений в каждом столбце одинаковые? Да, верно!

1)
74 - 39 = 35
74 - (30 + 9) = 35
74 - 30 - 9 = 35
74 - 9 - 30 = 35
2)
82 - 57 = 25
82 - (50 + 7) = 25
82 - 50 - 7 = 25
82 - 7 - 50 = 25

 Найди значения выражений. Увеличь полученный результат:
1) на 600; 2) на 900; 3) на 700. Запиши равенства.

600 + 35 = 635
600 + 25 = 625
900 + 25 = 925
900 + 35 = 935
700 + 25 = 725
700 + 35 = 735

Задание 120. Прочитай задачу и запиши её решение. В коллекции Антона 74 значка, а у Вадима 86. На сколько больше значков у Вадима, чем у Антона?

86 - 74 = на 12 (зн.) 
Ответ: на 12 значков больше у Вадима, чем у Антона.

Задание 121. Прочитай задачу. Мама испекла 16 пирожков с капустой, 12 с яблоками и 10 с рисом.
Сколько пирожков испекла мама? Запиши решение задачи по действиям разными способами.

Решение

1 способ
1) 16+12=28 (п.) - мама испекла с капустой и яблоками.
2) 28+10=38 (п.) - мама испекла всего.
Ответ: 38 пирожков мама испекла всего.

2 способ
1) 10+12=22 (п.) -  мама испекла с яблоками и рисом.
2) 22+16=38 (п.) - мама испекла всего.
Ответ: 38 пирожков мама испекла всего.

Задание 122. Прочитай задачу и запиши её решение. За день в магазине продали 26 футбольных мячей. Сколько мячей осталось, если в начале дня их было 87?

87 - 26 = 61 (м.) 
Ответ: 61 мяч остался в магазине.

Страница 39

Задание 123. Запиши числа в порядке убывания.

916, 908, 730, 542, 440, 404, 321, 198

Задание 124.  Найди значения выражений и запиши неравенства

1)
76+18<79+16
36+47<37+48
69+24<69+29
48+45>43+48
27+34<24+39
2)
58+19>59+15
17+56<57+18
74+28<84+27
34+47>43+35
62+25>52+26

Задание 125. Прочитай по-разному число 328.
Маша прочитала число 328 так: 3 сотни 2 десятка 8 единиц.

Миша — так: 32 десятка 8 единиц.

• Кто прав: Миша или Маша?

Оба правы.

Можно ли прочитать число 328 по-другому?

Можно: 328 единиц или 3 сотни 28 единиц...

Задание 126. Запиши цифрами числа и прочитай их по-разному

1)
3 сот. 5 дес. 2 ед. - 352 (3 сотни 5 десятков 2 единицы, 35 десятков 2 единицы)
4 сот. 6 ед. - 406 (4 сотни 6 единиц, 40 десятков 6 единиц)
5 сот. 2 дес. - 520 (5 сотен 2 десятка, 52 десятка)
83 дес. 5 ед. - 835 (8 сотен 5 единиц, 835 единиц)
62 дес. - 620 (6 сотен 2 десятка, 620 единиц)
2)
42 дес. - 420 (4 сотни 2 десятка, 420 единицы)
42 дес. 7 ед. - 427 (4 сотни 2 десятка 7 единицы, 427 единиц)
70 дес. 2 ед. - 702 (7 сотен 2 единицы, 702 единицы)
9 сот. 3 ед. - 903 (9 сотен 32 единицы, 903 единицы)
92 дес. - 920 (9 сотни 2 десятка, 920 единиц)

Задание 127. Запиши числа 407, 892, 920, 741 в виде суммы разрядных слагаемых.

400+7=407
800+90+2=892
900+20=920
700+40+1=741

Страница 40

Задание 128. Прочитай задачу. Папа купил 12 лотерейных билетов, дедушка на 5 билетов меньше, чем папа, а мама 8 билетов. Сколько всего билетов они купили?
Запиши решение задачи по действиям разными способами.

Решение:

1 способ
1) 12-5=7 (б.) купил дедушка.
2) 12+8=20 (б.) купил папа и мама
3) 20+7=27 (б.) купили всего
Ответ: 27 лотерейных билетов купили всего.

2 способ
1) 12-5=7 (б.) купил дедушка.
2) 12+7=19 (б.) купил папа и дедушка
3) 19+8=27 (б.) купили всего
Ответ: 27 лотерейных билетов купили всего.

Задание 129. Составь верные равенства, используя числа 68, 29, 97, 9, 59, 38, 77.

68>29
97>9
59> 38
77>29

Задание 130. Найди значения выражений.

1)
38 + 47 = 85
54 - 29 = 25
69 + 26 = 95
96 - 68 = 28
2)
17 + 8 = 25
29 + 6 =35
30 - 7 = 23
80 - 3 = 77
3)
45 - 18 = 27
76 - 39 = 37
28 + 56 = 84
39 + 59 = 98

• Увеличь каждый результат: 1) на 800; 2) на 900. Запиши верные равенства.

1)
800+85=885
800+25=825
800+95=895
800+28=828
900+85=985
900+25=925
900+95=995
900+28=928
2)
800+25=825
800+35=835
800+23=823
800+77=877
900+25=925
900+35=935
900+23=923
900+77=977
3)
800+27=827
800+37=837
800+84=884
800+98=898
900+27=927
900+37=937
900+84=984
900+98=998

Задание 131. Прочитай задачу. В июне 7 ребят из нашего класса поедут в лагерь, 15 — на дачи, четверо останутся дома. Сколько учеников в нашем классе?
Запиши решение задачи по действиям разными способами.

Решение:

1 способ
1) 7+15=22 (уч.) - поедут в лагерь и на дачи
2) 22+4=26 (уч.) - в классе
Ответ: 26 учеников в классе.

2 способ
1) 7+4=11 (уч.) - поедут в лагерь и останутся дома
2) 11+15=26 (уч.) - в классе
Ответ: 26 учеников в классе.

Задание 132. Прочитай задачу и запиши её решение. На проводах сидели 18 ласточек. Когда к ним прилетели стрижи, то всего стало 27 птиц. Сколько стрижей прилетело?

Решение:

27-18=9 (стр.) 
Ответ: 9 стрижей прилетело.

Страница 41

Задание 133. Найди правило, по которому составлены пары выражений. Цифры в числах слагаемых для последующих выражений заменены местами.

1)
53 + 41=94
35 + 14 = 49
62 + 21 = 83
26 + 12 = 38
54 + 45 = 99
45 + 54 = 99
32 + 26 = 58
23 + 62 = 85
2)
86 - 23 = 63
68 - 32 = 36
97 - 43 = 54
79 - 34 = 45
67 - 45 = 22
76 - 54 = 22
58 - 26 = 32
85 - 62 = 23

Составь 3 пары выражении по тому же правилу и вычисли значения всех выражений.

14+25=39
41+52=93
24+25=49
42+52=94
13+36=49
31+63=94

• Увеличь каждый результат на 6 сотен и запиши полученные числа.

600+94=694
600+49=649
600+83=683
600+38=638
600+99=699
600+99=699
600+58=658
600+85=685
2)
600+63=663
600+36=636
600+54=654
600+45=645
600+22=622
600+22=622
600+32=632
600+23=623
600+39=639
600+93=693
600+49=649
600+94=694
600+49=649
600+94=694

Задание 134. Прочитай задачу. На соревнованиях по баскетболу Олег принёс своей команде 13 очков, Владик - на 5 очков меньше Олега, а Дима — на 10 очков больше Владика. Сколько всего очков принесли своей команде Олег, Владик и Дима?
• Поясни, что обозначает каждый отрезок на схеме, которая соответствует условию задачи.
АМ - очки Олега
АК - очки Владика
КМ - на столько очков меньше принес Владик, чем Олег
ЕМ - очки Владика
ЕК - очки Владика
КО - очки Димы
Запиши решение задачи по действиям.

Решение:

1) 13-5=8 (оч.) - принес Владик.
2) 8+10=18 (оч.) - принес Дима.
3) 15+8=23 (оч.) - принес Владик и Олег
4) 23+18=41 (оч.)-  принесли Владик, Олег и Дима.
Ответ: 41 очко принесли Владик, Олег и Дима.

Ответы к странице 42

Задание 135. > или <

1) 384 > 374         2) 791 > 790
508 < 518                 632 < 642
998 > 996                 800 > 799
274 < 284                 499 < 500
472 > 428                  236 < 249

Задание 136. Запиши числа в порядке убывания.
1) 99, 126, 202, 845, 930, 702
2) 499, 600, 500, 599, 399, 609
3) 109, 901, 799, 700, 800, 699
4) 199, 300, 399, 200, 400, 599

1) 930, 845, 702, 202, 126, 99
2) 609, 600, 599, 500, 499, 399 
3) 901, 800, 799, 700, 699, 109
4) 599, 400, 399, 300, 200, 199

Задание 137. Уменьши число 693: на 1 дес., на 2 дес., на 3 дес., на 4 дес.
• Наблюдай, какая цифра изменяется в записи числа 693.
  Какие еще числа можно вычесть из числа 693, чтобы в его записи изменилась только цифра в разряде десятков?

693-10=683
693-20=673
693-30=663
693-40=653

683, 673, 663, 653.
Можно вычесть 5 дес., 6 дес, 7 дес., 8 дес., 9 дес.

Задание 138. По какому признаку можно разбить числа на две группы?

1) 724, 537, 126, 731, 928, 122, 936, 632. - с цифрой 2 / 3 в разряде десятков
2) 737, 888, 333, 212, 445, 999, 111, 887. - с одинаковым / разными цифрами во всех разрядах

Задание 139. Запиши в порядке возрастания все трёхзначные числа, в каждом из которых в разряде сотен цифра 7, а в разряде десятков — цифра 0.

170, 270, 370, 470, 570, 670, 770, 870, 970.

Страница 43

Задание 140. Вставь пропущенные числа так, чтобы равенства были верными.

1)
937 = 900 + 30 + 7
814 = 800 + 10 + 4
598 = 500 + 90 + 8
2)
810 = 806 + 4
937 = 900 + 37
606 = 599 + 1 + 6

Задание 141. Уменьши число 579: на 1; на 2; на 4.

579-1=578 (изменения в единицах)
579-2=577 (изменения в единицах)
579-4=575 (изменения в единицах)

Наблюдай, какая цифра изменяется в записи числа 579.
• Какие ещё числа можно вычесть из числа 579, чтобы в его записи изменилась только цифра в разряде единиц?

3,5,6,7,8,9

Задание 142. Верно ли утверждение, что значения выражений в каждом столбце одинаковы? 

1)
600 + 100 + 15 = 715
400 + 300 + 15 = 715
500 + 200 + 15 = 715
2)
900 + 20 + 8 = 928
900 + 22 + 6 = 928
900 + 24 + 4 = 928

Утверждение верно.

Задание 143. Прочитай задачу и запиши её решение. В коробке 27 синих и красных пуговиц. Сколько красных пуговиц в коробке, если синих 15? Каких пуговиц больше и на сколько?

1) 27-15=12 (п.) - красных пуговиц
2) 15-12=3 (п.) - больше синих, чем красных на 3 пуговицы.
Ответ: 12 красных пуговиц в коробке, при этом больше синих, чем красных на 3 пуговицы

Задание 144. Увеличь число 827: на 4 дес.; на 6 дес.
Наблюдай, какая цифра изменяется в записи числа 827.
• Какие ещё числа можно прибавить к числу 827, чтобы в его записи изменилась цифра только в разряде десятков?

827 + 40 = 867 (меняются десятки)
827 + 60 = 887 (меняются десятки)

10,20,30,50,70.

Страница 44

Задание 145. Вставь пропущенные знаки действий так, чтобы равенства были верными.

1)
67 +28 +5 = 90
37 -18 + 1 = 20
53 + 38 + 8 = 99
2)
48 + 36 - 30 = 54
72 - 3 - 40 = 29
63 - 40 + 18 = 41

• Увеличь каждый результат на 7 сотен и запиши полученные числа.

700+ 90 =790
700+20=720
700+99=799
2)
700+54 = 754
700+29 =729
700+41 =741

Задание 146. Запиши равенства, пользуясь таблицей.

1)
Первое слагаемое 300 600 500 200 400 300
Второе слагаемое 400 200 400 700 200 500

300+400=700
600+200=800
500+400=900
200+700=900
400+200=600
300+500=800

2)
Уменьшаемое 900 700 300 800 600 900
Вычитаемое 500 500 100 300 400 600

900-500=400
700-500=200
300-100=200
800-300=500
600-400=200
900-600=300

Задание 147. Догадайся, по какому правилу составлены пары выражений. Для второго примера в каждой паре выражений во второе слагаемое добавлена цифра в разряд десятков из первого слагаемого, взятого из разряда единиц.

1)
43 + 8 = 51
43 + 38 = 81
72 + 9 = 81
72 + 29 = 101
54 + 7 = 61
54 + 47 = 101
35 + 8 = 43
35 + 58 = 93
2)
34 + 9 = 43
34 + 49 = 83
27 + 9 = 36
27 +29 = 56
74 + 9 = 83
74 + 49 = 123
87 + 5 = 92
87 + 75 = 162

Выбери выражения, значения которых ты можешь вычислить самостоятельно, и запиши верные равенства.
• Составь 3 пары выражений по тому же правилу и найди их значения.

12+8=20
12+18=30
23+4=27
23+24=47
31+4=35
31+34=65

Страница 45

148. Увеличь число 372: на 1; на 2; на 3; на 4.
Наблюдай, какая цифра изменяется в записи числа 372. (Меняются единицы)

372+1=373
372+2=374
372+3=375
372+4=376

• Какие ещё числа можно прибавить к числу 372, чтобы в его записи изменилась цифра только в разряде единиц?

5, 6, 7

Задание 149. Используя цифры 2, 7, 4, запиши шесть трёхзначных чисел, не повторяя цифр в записи каждого числа.

274
724
742
427
247
472

Задание 150. Прочитай задачу. В таксопарке 309 машин. Утром выехало на работу 258 такси. Сколько машин осталось в таксопарке?
Запиши решение задачи выражением.
309-258=51 (м.) осталась в таксопарке.
Ответ: 51 машина осталась в таксопарке.

Задание 151. Выбери пары чисел, сумма которых равна 62, и запиши верные равенства.

54 27 30 32 35 38
27+35=62
30+32=62

Увеличь число 62: на 2 сотни, на 5 сотен. Запиши равенства.

200 + 62 = 262
500 + 62 = 562

Задание 152. На сколько можно увеличить число 536, чтобы в его записи изменилась цифра:

1) только в разряде единиц -  на 1,2,3
2) только в разряде десятков - на 10,20,30,40,50,60
3) только в разряде сотен - на 100, 200, 300, 400